Осталось в прошлом беззаботное босоногое лето, веселые забавы в песочнице, гонки на велосипедах и машинках в парке. А до катания на санках, валяния в сугробах и строительства снежных баб еще далеко! Пасмурный и дождливый осенний день не выпускает вас с ребенком погулять? Как развлечь своего любознательного и активного малыша, чем занять его дома? Предлагаю свой вариант домашних занятий с ребенком от 1 до 3 лет.
Моему сынишке Данилке 1,4 года. В этом возрасте все детишки активно познают мир, хотят все попробовать, пощупать, поломать, порвать и т.д. Поэтому надо стараться дать своему ребенку возможность удовлетворить эту самую тягу к познанию мира (в разумных пределах, конечно). Вот мой вариант проведения игрового дня. Конечно, эти игры можно проводить дома не только когда за окном непогода, но и в любой другой день, да хоть каждый день. Представим, будто мы в развивающей школе для малышей, а игры – это своего рода уроки.
1. Урок развития
Тут есть, где развернуться!!! Подойдет для игр все, что можно раскрыть, вложить, построить, вынуть, передвинуть и т.д. Развитие мелкой моторики, логики и сообразительности – вот слагаемые успешного раннего развития малыша. Сортеры для геометрических фигур, конструкторы, кубики (мягкие, пластмассовые или деревянные), пирамидки, матрешки — и этот ряд можно продолжать и продолжать. К счастью, в магазинах сейчас большой выбор таких развивающих игрушек.
Параллельно с игрой можно изучать цвета, форму и размеры предметов, их текстуру, изучать буквы на кубиках или животных, а также учиться счету (например, считать матрешек или колечки на пирамидке).
2. Урок чтения
Приучать ребенка к книжкам можно хоть с рождения. Яркие картинки всегда привлекали малышей! Мой сынишка стал проявлять интерес к «чтению» с 6 месяцев, как только начал сидеть. Мы даже ели с книжками. Теперь без стихотворений Агнии Барто или книжек с животными у нас не проходит ни один прием пищи. В перерывах между ложками с кашей он пытается изобразить то кису, то льва, а то и вовсе верблюда. Собственно так мы и изучили многих домашних, диких животных и предметы.
Совет: привлекайте своих мужей к обучению ребенка. Это полезно не только малышу, но и самому папе – такое общение! Например, пока мои мальчики изучают буквы, фрукты-овощи и разные предметы, я могу сделать какие-то свои дела по хозяйству. У нас такой «час знаний с папой» проходит почти каждый вечер.
3. Урок информатики
Как бы ни ругали этот предмет, все равно, без него немыслимо наше сегодняшнее существование – это компьютер. Как ни странно, даже ребенку он может пригодиться. Ведь можно, например, слушать веселую музыку и танцевать с мамой, а можно смотреть любимые мультфильмы про котенка по имени Гав, двух веселых гусей или Антошку. Советские мультфильмы, кстати, лучшая альтернатива всяким-разным западным непонятным мультикам, которые крутят сейчас по детским каналам на ТВ.
На компьютере мы с Данилкой еще любим смотреть презентации и слайды с дикими и домашними животными, где картинка сопровождается звуком, издаваемым этими зверятами. Это очень полезно, кстати, т.к. не всегда удается самой точно передать хрюканье поросенка или крики ослика, а как кричит индюк или лев – это вообще за гранью человеческих способностей .
А еще мы любим смотреть семейные фотографии с прогулок, с бабушкиных грядок или праздников. Такой просмотр помогает не забывать родственников, которые живут далеко от нас и не могут часто нас навещать. Данилка всегда улыбается и показывает пальчиком на мониторе, где баба, деда, киса, машинки или цветочки.
4. Урок труда
Это любимое занятие всех детей – «мешать» маме на кухне… ну, в смысле помогать готовить, конечно. Погреметь поварешкой в кастрюле, подержать миксер и помочь маме приготовить блинчики, чтобы мама похвалила и сказала «Какой помощничек растет!» — об этом мечтает, наверно, каждый ребенок. Приучать ребенка к труду, я считаю, нужно с раннего возраста, чтобы потом не приходилось ругаться, что не убрана комната или не вынесен мусор. Данилка мне помогает пылесосить (катает щетку по полу и гудит, как пылесос). Еще мы вытираем пыль тряпочкой со стула и поливаем цветочки из стаканчика. Все, конечно, в игровой форме и с веселыми прибаутками: Придумывается все на ходу, экспромтом: «Поливаем наш цветочек из стаканчика водой, чтобы цвел он здесь, зеленый, рос красивый и большой».
5. Урок природоведения
Изучение окружающей природы можно организовать не только на улице, но и дома. Если за окном дождь, мы смотрим, как стекают капли по стеклу, как идут люди с зонтиками. Наблюдаем, какие птички сидят на крыше соседнего дома (вороны, голуби, ласточки), какие машины ездят по дороге, называем модели. Данилка уже различает, где КамАЗ, грузовик, джип. Ну, мальчик, все-таки .
Можно еще наблюдать, как растет цветок в горшке. Дать ребенку потрогать листочки, понюхать цветки. А если есть домашние животные, то можно наблюдать за их повадками: вот котенок кушает из тарелочки, а вот он прыгнул за мячиком. Вообще, я читала, что домашние животные благотворно влияют на развитие маленьких детей. Малыши растут активными, добрыми и быстрее начинают говорить.
6. Урок ИЗО
Творческое развитие – несомненно, важный элемент психического развития ребенка. Формируется образное мышление, восприятие цветов, развивается мелкая моторика – это еще не весь список «полезностей». Для рисования нужны акварельные или пальчиковые краски, карандаши или фломастеры, большой лист акварельной бумаги, чтобы краска не растекалась (формата А3, чтобы было, где развернуться детской фантазии), 1-2 большие мягкие кисточки. Рисовать можно сидя за столом или на полу, главное, чтобы не на стенах (!) рисовать.
Основной принцип рисования с ребенком – свобода творчества. Если ребенок хочет нарисовать фиолетовую корову или синего крокодила, не нужно ругать малыша и доказывать, что крокодил зеленый, солнце желтое, а небо голубое. Пусть будет так, как он хочет, просто нужно спокойно направлять и рассказывать ребенку, что какого цвета и вместе что-нибудь нарисовать.
7. Урок физкультуры
Чтобы малыш рос здоровым и физически развитым, нужно каждый день делать с ним гимнастику. Фитбол вам в помощь! Этот мяч – хороший способ натренировать мышцы спины и живота у ребенка и развить вестибулярный аппарат. Упражнения с мячом можно выполнять даже с 3-месячного возраста. Кстати, он здорово помогает при вздутии живота у малышей.
Для домашней физкультуры будут полезны подвесные качели, детские автомобили. Конечно, лучше качели на улице, но уж если там непогода, то можно и дома покачаться.
Для детишек постарше продают специальные пристенные спортивные комплексы с канатами, турником и шведской стенкой. Ну, это уже на усмотрение родителей и их кошелек.
8. Водные процедуры
Купание с малышом можно превратить в интересную игру, даже просто добавив пены для ванны. Пушистая шуршащая пена, из которой можно делать большие мыльные башни или комочки, доставит немало удовольствия и маме, и ребенку. А можно черпать воду ковшиком или обычным стаканчиком и смотреть, как она льется на руку. Про всякие резиновые уточки, лодочки и мячики уже можно и не напоминать – они есть в банном арсенале у каждой мамы.
9. Урок музыки
Учеными доказано, что у маленьких детей 100% музыкальный слух. Поэтому как можно раньше нужно его развивать, начиная от бубенчиков, колокольчиков и погремушек с рождения, заканчивая игрой на детском пианино, гитаре, ксилофоне, барабане. Но нет ничего лучше для детей, чем настоящие музыкальные инструменты – бабушкино фортепиано или мамина гитара. Мой сынишка безумно радуется, когда есть возможность прикоснуться к музыке, в прямом смысле этого слова) Он весело бренькает по клавишам и дергает струны, прямо как музыкант.
А веселые детские песенки поднимут настроение и маме, и дитенку. Танцуйте, пойте вместе с ребенком, показывайте танцующих утят и водите хоровод возле маленькой елочки, которой холодно зимой. Не стоит забывать и про колыбельные на ночь – это так сближает! Звук любимого маминого голоса помогает малышу успокоиться и быстрее заснуть.
10. Драмкружок
Интересными для ребенка будут игры с пальчиковыми куклами, с помощью которых можно создать целый спектакль, например, по сказкам «Теремок» или «Репка».
Да и сам ребенок может принимать участие в ролевых играх. Пусть он будет котенком или щенком и прячется в домике-палатке, а вы ищете его: «А где же у нас киса (или собачка) спряталась? В домике?» А затем ребенок радостно отзывается «мяу» или «гав-гав».
Итак, выводы:
1. Свобода самовыражения. Не нужно заставлять ребенка играть в кубики, если он хочет, например, порисовать. И наоборот, заставлять его рисовать, когда он хочет поиграть в прятки. Нужно уметь прислушиваться к желаниям своего малыша, понимать, что ему интересно, к чему у него лежит душа, и какое у него настроение.
2. Мера. Все нужно делать в меру: чуть-чуть поиграли, затем немного почитали, потом порисовали. Ребенок не будет сидеть целый час над книжкой и старательно изучать буквы. Маленькие детки очень активны и любопытны, на одно занятие им нужно не более 10-15 минут, а то и меньше.
3. Фантазия. Конечно, многое зависит от фантазии мамы. Ведь сколько еще можно придумать интересного с малышом: лепить фигурки из пластилина, рисовать пальчиком на крупе, пускать солнечных зайчиков, светить фонариком в темной комнате, надувать мыльные пузыри или бросать воздушный шарик. Этот список можно продолжать и придумать свой оригинальный 1000 и 1 способ развлечь своего ребенка.