Безопасность ребенка в большом городе

Однажды ребенок выйдет за порог дома один. И тогда его безопасность и комфорт будут очень сильно зависеть от того, что вложили в детскую голову мама с папой. Как же его подготовить к самостоятельным прогулкам? Когда отпускать? Как снарядить? Вопросы эти очень важные, и могут сохранить не только нервы, но и жизнь.

Безопасность ребенка в городе зависит от его возраста, собранности и реакции и, конечно же, от качества родительского инструктажа.

Первое и главное, о чем хочется сказать: инструктаж должен быть многоразовым, с отработкой навыков на практике! Ребенку недостаточно один раз сказать, что нельзя ходить с незнакомцем смотреть котенка воон за теми гаражами. Ему недостаточно показать мультик о правильном переходе дороги. Спасатели поискового отряда Лиза Алерт проводили эксперимент (с согласия родителей), в ходе которого почти все дети-участники уходили с незнакомцем, хотя, конечно же, мама с папой это запрещали. Так что полагаться на детскую память и сознательность – само по себе опасно.

О самых важных вещах ребенку нужно рассказывать много раз. Включить фантазию и немного (не слишком) повысить градус эмоций: пусть лучше приставучий незнакомец станет в глазах ребенка Бармалеем, который ворует детей и заставляет их стирать носки, – больше шансов избежать беды. Проигрывайте с ребенком ситуации: Что если Что если чужая тетя добро улыбнется и скажет: Я подруга твоей мамы, мама тебя зовет, пойдем! Что если ты упадешь с велосипеда и поранишься?.. так вы сможете понять, насколько адекватно готов себя вести ребенок. На тему безопасного поведения есть хорошие книги и мультики (например, Людмила Петрановская Что делать если 1 и 2 части, Смешарики. Азбука безопасности), их стоит читать и смотреть вместе с ребенком, обсуждать и дополнять своими историями.

Что должен знать взрослый

* Познакомиться с учителями, воспитателями, руководителями кружков и секций, которые посещает ребенок, хранить номера их телефонов

* Познакомиться с друзьями и приятелями ребенка, по возможности их родителями и хранить номера их телефонов

* Каждый раз, провожая ребенка на прогулку, знать, куда он идет, с кем он идет и когда собирается вернуться

* Обычные маршруты ребенка: в школу, к приятелю, в секцию. Любимые места игр и детских сборищ

* Программы слежения ребенком при помощи систем GPS мониторинга (или хотя бы слежение за телефоном при помощи вышек сотовой связи, хотя этот метод дает заметные погрешности) помогает сэкономить нервы и упрощает поиски

Что должен знать ребенок

* Свои имя, фамилию, домашний адрес и телефон хотя бы мамы НАИЗУСТЬ. Сделайте ребенку карточку наподобие визитки с номерами близких и объясните, кому и когда ее можно показывать

* Что можно заблудиться, проехать свою остановку, забыть дорогу домой но это не страшно, паниковать не нужно, ВАЖНО вовремя обратиться за помощью и следовать простым правилам

* Что родители и близкие будут очень волноваться и переживать, если ребенок не вернется домой в назначенное время и пропадет со связи. Многих пропавших детей начинали искать с милицией и находили буквально в соседских квартирах у друзей за играми

* К кому безопаснее обращаться за помощью: полицейские, женщины с детьми, работники торговых центров или офисов. К стареньким бабушкам ребенку лучше не обращаться: к сожалению, известны случаи, когда старческая деменция только усугубляла ситуацию. Важно, чтобы ребенок не стеснялся обращаться за помощью

* Что можно и НУЖНО вырываться и кричать в ответ на малейшие проявления навязчивого поведения, попытки взять за руку. Убегать и звать на помощь: Помогите! Я не знаю этого дядю! – подскажите слова заранее

Первые самостоятельные шаги

Когда можно отпускать ребенка за порог одного? все зависит от характера и подготовки детки и решается индивидуально. Одни дети готовы ответственно гулять по площадке уже в 5 лет, других лучше сопровождать до 9-ти. Романтичная хрупкая барышня никогда не полезет в темный сквер, зато может зазеваться и проехать свою остановку, а бодрый второклассник легко отошьет навязчивого дядю, зато сцепится с подростками из соседнего двора. Так что каждого мальчика или девочку нужно готовить по отдельной программе. Но прежде всего, ребенок должен сам стремиться к самостоятельным прогулкам. И у него должен быть хотя бы небольшой опыт самостоятельности. Скажем, он уже остается дома один на пару часов, может подождать маму у входа магазин – посторожить коляску со спящим братом, дойти до дома из машины, припаркованной возле подъезда.

Следующий шаг тренировочный режим: мама сидит на скамейке у подъезда, а ребенок гуляет на площадке, хоть и вдалеке от мамы, но в поле ее зрения. Или: ребенок идет в школу знакомой дорогой, а мама идет по его следам, метрах в 30-ти (конечно, ребенок знает об этом). Когда идете с ребенком его маршрутами, обратите внимание на безопасные места, где он может найти помощь: вот в этот магазин можно спрятаться, если ты увидишь страшную собаку, хулиганов и т. д.

Другие варианты: возвращаясь домой, разрешаете ребенку обойти здание с другой стороны, так чтобы он какое-то время шел сам. Отпускаете ребенка на половине пути в школу, по приходу в класс он отзванивается вам. Так постепенно ребенок привыкает осваивать внешнее пространство с осторожностью и вниманием, а вы убеждаетесь, что он ведет себя правильно.

Еще один шаг в развитии самоконтроля маленькие поручения. Если в доме или очень близко от дома есть магазин можно давать ребенку простые задачи: купить пакет молока или булку хлеба.

Снаряжение ребенка: простой мобильник, ключи, визитка с номерами близких и четкие инструкции по поведению на улице. Их-то мы сейчас и разберем.

Незнакомцы и преступники

Самое главное правило для самостоятельно гуляющих детей правило Нет! Когда незнакомый человек приглашает тебя в интересное место и покупает мороженое скажи ему Нет! По этому поводу взрослых просто разрывает: с одной стороны, не хочется делать из детки параноика, который в каждом взрослом будет видеть потенциального врага. С другой стороны, важнее избежать опасности. Так что обязательно донесите до ребенка, что он никогда и ни за что не должен уходить с незнакомым человеком. Может быть, это хороший человек, а может быть нет. Непонятно! Поэтому на всякий случай мы никогда не уходим ни с кем.

Даже если он говорит, что за углом или в машине ждет мама (мама и сама бы подошла к ребенку, а не посылала бы чужого дядьку). Даже если он говорит, что мама в больнице и нужно ехать к ней (тогда за ребенком пришел бы другой родственник или близкий). Даже если нужно пройти с незнакомцем чуть-чуть за угол школы, чтобы посмотреть на гнездо с птенцами (вы, дяденька, расскажите, а мы с ребятами сами сходим, посмотрим). Даже если человек просит помочь донести ему сумку или котенка до дома: объясните, что обычный взрослый человек не попросит о помощи ребенка, он обратится к другому взрослому. А еще мы не ходим в чужие подъезды только вместе с хорошими друзьями, если это их подъезд. И, конечно, нельзя даже близко подходить к незнакомой машине, особенно если оттуда предлагают подвезти до дома.

Отдельная уловка когда незнакомец предлагает позвонить маме. На этот случай у мамы и ребенка должен быть пароль: нечто такое, о чем знают только они. Например: Самое любимое блюдо бабушки? – Запеченые баклажаны! – и только после этого можно быть уверенным, что ты правда разговариваешь с мамой.

И чтобы не нагнетать кошмаров, поясните ребенку, что это важные и простые правила безопасности, так должны поступать все дети. Это как чистить зубы и купаться перед сном, как говорить: Спасибо или Будь здоров! Это очень важно.

Безбашенные приятели

Важное место в рейтинге угроз занимают друзья формата сорви-голова. Когда дети оказываются в компании, во время эмоционального общения, – они готовы совершить куда больше подвигов и безумств, чем во время тихой уединенной прогулки. Мало того в эйфорическом состоянии они гораздо хуже следят за окружением, не смотрят по сторонам, необдуманно рискуют Вы можете наблюдать в окно, как компания ребят катается с горы на покрышках, почти врезаясь в припаркованные вдоль двора автомобили. Как ребята что-то таинственно жгут за домом или как ваша детка громко блажит в ветвях тополя на уровне третьего этажа, не в силах слезть. Как он там оказался? соревновался с Володей, потом Володя спустился, а он нешмог.

Поэтому будьте внимательны к друзьям и приятелям своего ребенка, знакомьтесь с их родителями. И если вы знаете, что Андрей способен уехать за полгорода и вернуться домой почти ночью, а Вероника умелый организатор тонкой травли, то вы сможете вовремя поговорить с ребенком. Может быть, что-то запретить, может быть, разобрать по косточкам сложные ситуации и этику отношений.

Дороги и транспорт

Детям потенциально опасно находиться одним на оживленных улицах. Дело в том, что способность адекватно оценивать расстояние до приближающейся машины созревает у них к 14-17 годам. Многим знакома картина: ребенок стоял у дороги, как будто бы хотел пропустить машину, но потом побежал почти под колеса! А ему показалось, что он, вообще-то, успеет! Поэтому с сыном или дочкой крепко-накрепко нужно затвердить правила дорожного движения для пешеходов.

Переходим улицу только на зеленый свет. Больше того: не сразу же, а поглядев по сторонам ведь на дорогах немало лихачей, которые торопятся проскочить в последние секунды и проносятся по зебре, когда для пешеходов уже загорелся зеленый. Дорогу переходим только в положенном месте, не перебегаем в последний момент, ходим в тени других пешеходов. Особое внимание ребенка нужно обратить на боковые выезды, подворотни и дворы, научить его замедлять шаг на подходе к ним и заглядывать не едет ли машина. Нашейте на одежду и ранец ребенка светоотражающую ленту или наклейки. Автомобилисты сами с благодарностью относятся к этому. Самостоятельно ездить в метро ребенку стоит не раньше 11-12 лет уж слишком много там отвлекающих вещей и опасных поворотов.

Ребенок должен знать, что он может проехать свою остановку. Тогда он должен, во-первых, не паниковать, во-вторых, попросить о помощи кондуктора или положительных людей на остановке, где он выйдет. Или позвонить маме. У него должен быть запас денег на билет, а в крайнем случае он должен вежливо, не стесняясь, попросить кондуктора разрешить ему проехать бесплатно, объяснить свою ситуацию.

Если привить ребенку навыки аккуратного перемещения по городу, то после 11-12 лет он входит во вкус и с интересом изучает окрестности, запоминает названия улиц и остановок, сравнивает маршруты, пользуется картой и навигатором. И вырастает очень грамотным и самостоятельным горожанином.

Опасные места

Дети должны знать о местах, где можно получить травму или столкнуться с преступником. Пока ребенок еще мал, и вы сопровождаете его во время прогулок, обращайте его внимание на такие места, поясняйте, чем они могут быть опасны.

* Автодороги, особенно скоростные

* Железная дорога

* Неосвещенные дворы, площадки и скверы

* Стройки и заброшенные объекты

* Трансформаторные будки

* Высокие заборы

* Парки, где выгуливают собак, не подходят для шумных игр

* Подвалы и чердаки

Научите ребенка не подбирать на улицах вещи и прочие сокровища и не рвать ягоды и незнакомые плоды с деревьев.

Собаки

Дети во время прогулок так или иначе сталкиваются с собаками. Научите отличать бродячих собак от домашних (которые, как правило, носят ошейник, выглядят ухоженными и породистыми). Домашние собаки обычно гуляют с хозяевами и могут облаять человека, но если поблизости хозяин он остановит животное. Конфликтов с домашними собаками лучше избегать, в них меньше страха, чем в бродячих. Научите никогда не замахиваться на собаку, не кричать, не пугать ее без самой крайней необходимости. Размеры ребенка небольшие он вряд ли сможет напугать животное (если только это не мелкая собачка). Объясните, что лучше всего вести себя как существо из параллельного собаке мира как птица, например, – идти своей дорогой, стараясь не замечать собаку, тогда она скорее всего посчитает, что на ее территорию не посягают. Собаки отлично чувствуют по запаху, что человек ее боится, и тогда начинают наглеть.

Если ребенок видит собаку или стаю издалека лучше заблаговременно изменить маршрут и обойти их. Может быть, даже забраться на возвышение лесенку, дерево и подождать, когда собаки уйдут. Если разойтись невозможно, нужно пройти мимо, демонстрируя полное равнодушие. Убегать можно, только если поблизости есть спасительные возвышения, ибо собака бегает гораздо быстрее человека и все равно догонит. И только в самом крайнем случае, если собака хочет напасть, нужно пугать ее: рычать очень низким голосом, размахивать портфелем или шапкой, поднять с земли камень или палку и постараться почувствовать злость на собаку вместо страха, напугать ее самому. Нельзя падать и закрываться руками.

Несчастные случаи

Ребенок должен знать, как вести себя при несчастном случае. Звать на помощь, просить позвонить маме, не паниковать и довериться взрослым людям, которые окажут помощь.

Если ребенок стал свидетелем несчастного случая, то лучше всего привлечь внимание взрослых, чтобы они обеспечили помощь, вызов врачей и все остальное. Но и у ребенка в телефоне тоже должен быть номер экстренных служб.

Если ребенок травмировался, но ощущает, что может идти домой сам, то все равно стоит посидеть, прислушаться к себе, может быть, помощь все же понадобится. И в любом случае нужно позвонить близким.

Доверие близким и умение попросить о помощи, не стесняясь, – эти две вещи важны не меньше, чем все инструкции о правильном поведении в сложных ситуациях. Поэтому поддерживайте теплые дружеские отношения с ребенком, учите его правильным контактам и правильным жестам, рассказывайте о технике безопасности на улице. А мы пожелаем, чтобы все перечисленные правила не пригодились вашему ребенку ни-ког-да!

Фото:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: