Всем доброго дня! Опишу вам свою историю, как я училась и шла к вождению автомобиля.
У меня это было не сразу: сдала, получила права и послезавтра я уже езжу на новой машине. Не сразу не по причине отсутствия авто, а по причине своих внутренних страхов, комплексов и, как следствие, переживаний. Но каждый учится по-своему. Да, у меня случилось так, но, зато, появился важный для меня опыт — больше в психологическом плане — опыт преодоления чувства неуверенности и боязливости, которое мне мешало. Я вывела для себя правила, которым следую — что-то типа мантры. В данной статье хочу поделиться с вами этими правилами и своим опытом овладения премудростей вождения. Очень надеюсь, что моя статья поможет таким же трусихам как я в преодолении неуверенности за рулем. Но сначала расскажу все подробно, откуда что пошло.
Получила водительское удостоверение я еще учась на втором курсе ВУЗа — в 2004 году. Сдала все экзамены легко и с первого раза. После окончания института я планировала поехать в Германию по программе Au-Pair. (поясню, Au-Pair — это программа культурного обмена между разными странами, предполагающая проживание в принимающей семье, работу няней с их детьми и обучение на языковых курсах в институте). Водительские права и, собственно, хорошее вождение автомобиля, были необходимым условием участия в программе и даже бонусом — гарантией, что попадешь в более обеспеченную семью, где у няни свое авто. Но поездка и программа ожидали меня еще через 3 года, а за это время нужно было набраться практического опыта вождения и тут началось!)))
Так уж сложилось, что в самом начале моего пути было посеяно семя неуверенности и страха вождения — моим папой. Мой папа — подполковник армии в отставке, более того, он — танкист!!! Он был командиром роты и взвода танкового батальона, а во время службы в Германии в начале 90-х на совместных показательных учениях с немецкой стороной он руководил операцией по форсированию реки Эльба — проще говоря, папа переплывал-переезжал ее по дну на танке! Теперь вы понимаете, какого уровня был мой учитель — экзаменатор))) Папа водит машину превосходно — быстрая реакция, аккуратность, скорость, драйв — наверное, это отголоски Эльбы)) Руководитель по жизни и по сути он оказался очень требовательным ко мне, он хотел, чтобы я сразу водила как он — так же быстро, грамотно, четко, просчитывая действия других участников движения. Но мой скоростной режим тогда был 60-80 км/ч, мне еще хотелось освоиться за рулем, а это противоречило предъявляемым мне требованиям. Такое мое несоответствие очень меня угнетало, вселяло с каждым разом все большую неуверенность, отчего появлялся с еще больший страх вождения, и, как следствие, полное отсутствие желания практиковаться и впитывать все, чему может научить меня папа. Был и удачный опыт наших уроков вождения, но тогда я не чувствовала радости, а, скорее было чувство облегчения как после успешно сданного сложного экзамена. Уже тогда мне важно было побороть свою неуверенность — ведь предстояла работа, где мои навыки вождения будут очень востребованы — и у меня это начало получаться — с папой в качестве инструктора, мало- помалу, километр за километром приходило чувство радости от вождения!
И вот я в Германии, живу в немецкой семье с двумя очаровательными гиперактивными непоседливыми детками! В семье был автомобиль для няни и нужно было отвозить/забирать детей из садика, возить в бассейн, в гости — после наших нескольких походов пешком стало сразу понятно, что лучше ездить, чем ходить! Это еще более подкрепило мою уверенность в том, что я должна водить, да и умею это делать. Такие выводы были небезосновательными — все же папина подготовка очень ощущалась, а мои успехи возрастали. Освоиться в плане вождения на новом месте помогала мне немецкая семья — 1,5 недели ежевечерних практических занятий по 1-1,5часа, отрабатывающих поездки по основным маршрутам, а так же непредвиденные ситуации и задания со звездочкой)). Такая усиленная подготовка (с папой и потом немецкой семьей), позитивный настрой семьи и мое осознанное желание водить сделали свое дело — я садилась в авто с радостью, ехала и наслаждалась, уже не прокручивая в голове свои дальнейшие действия — куда сейчас руку, потом ногу. Все мои автомобили (мои в смысле которые я водила с момента получения водительского удостоверения) были на механической КП, но я совершенно не чувствовала сложности. Наоборот, все больше и больше процесс езды за рулем становился для меня похожим на решение логических задачек — сначала я их решала, потом уже щелкала. Это было забавно, увлекательно и легко! А, учитывая, что по складу ума я гуманитарий, а не математик, то радости такое отношение прибавляло и, конечно же, вдохновляло водить-рулить-кататься!
Мы много ездили с детьми втроем — это была большая ответственность, очень большая! В чужой стране, с чужими детьми, на механике… От осознания ответственности была аккуратность, но не боязливость, другая страна, а вот водители такие же — иногда мне сигналили и достаточно экспрессивно выражали свое мнение по поводу скорости и моего стиля вождения, но я сохраняла политкорректность и, главное, закодировала себя не нервничать ни в коем случае! Я четко знала — да, мне сигналят, так как я перестраховываюсь, а, не рискуя, лезу в потоке, лучше я чуть дольше подожду, пока встречная машина проедет, кто-то припаркуется и т.д. Я была спокойна, уверена в себе и это было главным внутренним мотивом не сдаваться и не сдуваться!
Сначала я ездила по известным, уже отработанным маршрутам, потом, к моей радости, стали появляться просьбы и задания съездить, например, одной в ливень в аптеку или по делам семьи, заехать в магазин после садика или отправиться самой за рулем в гости к подруге, которая жила на другом конце городка. А когда однажды утром в свой выходной день я решила поехать в соседний город Кайзерслаутен — села, завела и поехала — вот это стало моей совершенной победой над собой и своими водительскими страхами!! Это был мой прорыв — я смогла, я не боюсь! Я взвешиваю, но не туплю, еду аккуратно, но не собираю колонну за собой (что тоже было важным показателем для меня), я еду и наслаждаюсь тем, что веду машину!
Закончилась программа Au-Pair, я вернулась домой, привезя с собой багаж практических навыков, легкости и уверенности, готовность сесть за руль и поехать, а не как ранее приходилось меня уговаривать сесть за руль, чтобы попрактиковаться. Мой строгий экзаменатор — папа меня проверял, старался подловить, но нет, не получалось!)) И мы, конечно же, вместе радовались моим успехам!
Потом я устроилась на работу, но про покупку авто не думала — не думала, не хотела. Работа недалеко от дома, да и ходить пешком я очень люблю. Не скажу, что навыки утратились, но, как и во всем, с отсутствием практики умения начинают подтаивать. Но мне очень повезло — моим новым учителем-инструктором стал мой муж (в смысле теперь он меня экзаменовал, а не папа). Муж прекрасно водит машину, уравновешен за рулем, но и топнуть не стесняется. Пожалуй, это мой папа, но, более толерантный и менее жесткий как учитель. Наверное, если бы с самого начала у меня был ТАКОЙ инструктор, то все пережитые эмоции, страхи и комплексы обошли бы меня стороной. А может именно так и должно было быть…)))
Сейчас у нас 1,5 годовалая дочь и мы мечтаем о братике для нее и с детьми, конечно же, маме в помощь нужен автомобиль. Дом-садик-бассейн — все как раньше, только сейчас я рулю и смотрю на все уверенными глазами, с неизменным чувством легкости и радости, что я еду в своей стране, со своими детьми! Буду взвешивать, но не тупить, буду ехать аккуратно и уверенно, но все так же радуясь и улыбаясь!
Пока у нас в семье одна машина, но я все чаще и чаще езжу сама за рулем. Иногда, садясь за руль, моя прежняя неуверенность выплывает откуда-то — а вдруг опять не смогу, не получится, испугаюсь, занервничаю Ох уж эти бесконечные страхи. Но, как я упоминала в начале своей статьи, — я придумала себе свои правила как побороть все ненужное и мешающее за рулем — свою мантру. Очень искренне надеюсь, что описанный и пережитый мною опыт и мои правила помогут кому-то почувствовать свои силы и спрятать свои страхи, вселят уверенность и покажут, что ездить за рулем совершенно не страшно, а очень здорово и, поверьте, легко!
— для начала освойтесь за рулем — проедьте немного на пониженной скорости, ощутите, что это вы управляете автомобилем, а не он вами. Первоначальный страх сменится уверенностью!
— каждый раз, садясь за руль, вспоминайте положительный опыт вождения и полученные эмоции и вы почувствуете неожиданный прилив оптимизма! Аккумулируйте позитив от вождения каждый раз!
— если у вас очень требовательный инструктор — обговаривайте с ним заранее план действий на занятие. Не воспринимайте его как монстра — наоборот, ищите сами к нему подход. Требует, значит знает, как должно быть и это лучше безразличия, тем более, что учитесь вы для себя. Доверьтесь мастеру!
— не считайте себя хуже и глупее всех — это деструктивная установка. Посмотрите вокруг — ваша соседка паркуется не идеально, но ведь ездит! Ваша сестра/коллега — кто бы мог подумать, что она и авто, а вот, подумайте! Есть кто-то еще менее опытный, чем вы, но у него есть желание, которое в скором времени перекроет все страхи и поднимет на качественно новый уровень вождения!
— тренируйте мозги — читайте статьи, журналы по безаварийному вождению, смотрите ролики в и нтернете, передачи, где разбираются аварийные случаи, периодически решайте экзаменационные тесты по вождению — все это помогает держать в тонусе теоретические и практические навыки, в нужный момент ваше подсознание на ваше удивление выдаст вам ответ на вопрос в любой ситуации,
— Отпустите себя! — так нам говорила наша преподавательница в институте. Вы достаточно знаете и умеете. Перфекционизм — это хорошо, но не всегда. Расслабьтесь, почувствуйте вкус вождения и удовольствие на том уровне, где вы сейчас!
И последнее — улыбнитесь! Вы прекрасны, все здорово! Полный вперед!!!
Желаю удачи всем, кто за рулем, и очень надеюсь, что мой опыт и моя статья окажется полезной!