Черно-белое кино, которое стоит показывать детям

У человека, выросшего исключительно на высокотехнологичных новинках кинопроката и привыкшего воспринимать кино в 3D-формате, может сформироваться довольно странный вкус. Этот вкус почти наверняка будет противиться тем фильмам, в которых нет компьютерной графики, то есть всей классике кино, особенно черно-белой. Убедить ребенка познакомиться с черно-белой классикой мирового кинематографа непростая задача. С другой стороны, далеко не весь репертуар кинотеатра Иллюзион можно считать классикой. И тем более классикой, которую стоило бы рекомендовать детям: Броненосец Потемкин, например, или Повелитель мух Питера Брука лучше увидеть в более зрелом возрасте. Специально для тех, кто хочет познакомить своих детей с киноклассикой, Forbes отобрал 14 черно-белых фильмов, которые особенно важно посмотреть, пока тебе не исполнилось четырнадцать.

Убить пересмешника / To Kill a Mockingbird

Режиссер Роберт Маллиган, Universal Pictures, 1962

Получившая несколько Оскаров и множество других наград экранизация важного американского романа Харпер Ли про адвоката из Алабамы (его играет Грегори Пек, который считал эту роль своей лучшей) и его детей девочку Глазастика и мальчика Джима. А по большому счету про закон и справедливость, которые, кажется, должны означать одно и то же, но иногда все получается совсем не так, и понять это очень трудно. Про мужество, которое бывает разным: спортивный драйв или способность в одиночку противостоять вооруженной толпе. А еще про страх и истинную опасность, которая часто оказывается омерзительно обыденной, но боишься ведь всегда чужого, таинственного и непонятного. И бояться этого непонятного иногда так сладко, особенно в детстве.

Малыш / The Kid

Режиссер Чарли Чаплин, First National, 1921

Первый полнометражный фильм, в котором Чаплин не только сыграл главную роль, но и выступил в роли продюсера. Сценарий (тоже его) написан в духе не то Диккенса, не то ОГенри: нищий стекольщик (Маленький Бродяга) подбирает на улице брошенного младенца и после безуспешных попыток его пристроить оставляет у себя. Выпаивает молоком из кофейника, констролит колыбельку из ничего, растит в любви, веселье и заботе. К четырем годам мальчик хоть и бегает в рваных штанах, но выглядит на редкость смышленым и довольным жизнью. Ну а дальше всякие драматические события довольно плотно следуют одно за другим, особенно если учесть, что фильм идет меньше часа. Отсутствие диалогов совершенно не мешает: каждый кадр, каждая монтажная склейка стремятся к совершенству. Что же касается смешного смешного в истории про бедняка и подкидыша, надо сказать, немного. Вообще, кажется, Чарльз Спенсер Чаплин ненавидел смешить людей.

Золотой теленок

Режиссер Михаил Швейцер, Мосфильм, 1968

Книжки Ильфа и Петрова о великом комбинаторе экранизировали много раз, но черно-белая версия с Юрским все равно самая лучшая. Помимо всего прочего здесь удивительное ощущение подлинности (что вообще довольно странно для эксцентрической комедии) и всё выглядит как по правде. И все как живые: молодой, кудрявый, еще совершенно не похожий на Михаила Горбачева Леонид Куравлев в роли Шуры Балаганова, Евгений Евстигнеев подпольный миллионер Корейко, и совсем уж удивительный Паниковский Зиновий Гердт. И даже когда что-то не вполне понятно (что за присяжные заседатели?), все равно ужасно смешно.

Семь самураев / Shichinin no Samurai

Режиссер Акира Куросава, Toho, 1954

Кино величественное, как органный концерт Баха, и настолько же, в общем, непонятное. Что, может, и лучше: с этой феодальной моралью все довольно неочевидно. Зато здесь есть эталонные боевые сцены и знаменитый дух мужского братства. Смотреть необходимо хотя бы для воспитания вкуса и формирования собственных критериев: что такое действительно хороший фильм.

39 ступеней / 39 Steps

Режиссер Альфред Хичкок, Gaumont British Picture Corporation, 1935

Глупо, дожив до четырнадцати лет, не посмотреть ничего из Хичкока, но рекомендовать ребенку Психо или тем более по-настоящему страшных Птиц как-то странно. С другой стороны, начать сразу с Окна во двор тоже неразумно все равно что начинать завтрак с шоколада. Тут лучше входить во вкус постепенно, с более ранних еще английских довоенных фильмов. Отлично снятый шпионский триллер тут подойдет как нельзя лучше. К тому же герою приходится одновременно спасаться от убийц (враждебного внешнего мира) и от полиции (взрослых), ему помогает девушка (важнейший в детстве вопрос доверия) одним словом, актуальнейший детский сюжет на все времена. То же самое, кстати, в более популярном фильме Молодой и невинный, но он как-то пожиже, чересчур комедийный.

Чапаев

Режиссеры Георгий и Сергей Васильевы, Ленфильм, 1934

Приходит детка из школы и говорит: Сейчас расскажу анекдот. Короче, сидит этот, как его, Петр Иванович на рельсах. Подходит к нему Степка и просит Слышать такое больно. Так что неважно, о шедевре киноискусства идет речь или нет, за большевиков воевал Чапаев или за коммунистов, некоторые культы приходится поддерживать просто ради связи поколений. Это как крашеное яичко к Пасхе или огонь в очаге. Все, что вы тут наговорили, это наплевать и растереть. А теперь слушай, что я говорить буду. Александр Македонский тоже был великий полководец, но зачем же табуретки ломать? А главное: Где должен быть командир? Впереди, на лихом коне! Иначе никак.

Доживем до понедельника

Режиссер Станислав Ростоцкий, киностудия им. Горького, 1968

На удивление нефальшивый советский фильм про школу (а вообще-то про конец оттепели). Хозяйственник-директор, колеблющийся вместе с линией партии, безграмотная учительница младших классов (Говорю им: не ложьте зеркало в парту! А они ложат и ложат), липкий физкультурник, заслуженная учительница литературы ограниченная ханжа, тайно влюбленная в историка, и явно влюбленная в него молоденькая учительница английского (очень красивая Ирина Печерникова). А историк (Вячеслав Штирлиц-Тихонов), бывший фронтовик, живет с мамой и боится, что он уже старый, и очень страдает от того, что вокруг опять стало душно и неуютно, и никому не нужна правда, тем более историческая. И искренность тоже не нужна: сочинение на тему Мое представление о счастье в 9 Б оказывается провалом и скандалом. Но остается святая на все времена фраза: Cчастье это когда тебя понимают.

Похитители велосипедов / Ladri di biciclette

Режиссер Витторио Де Сика, Produzioni De Sica, 1948

Безработному Антонио Ричи повезло его взяли расклейщиком афиш. Теперь у него будет зарплата и дадут паек на семью, а ведь у них уже два малыша, а еще выдали униформу и фуражку, как у полицейского. Но только расклейщику афиш не обойтись без своего транспорта, а велосипед Антонио в ломбарде. Можем спать и без белья! жена сдергивает с постели льняные простыни свое приданое и несет в ломбард, велосипед выкуплен, завтра у Антонио первый рабочий день Остальное, в общем, понятно из названия. Велосипед похищен. Друзья пытаются помочь Антонио отыскать его на рынке Порто-Партезе, его маленький сын весь день бродит с ним по городу, иногда вроде бы брезжит надежда отловить вора и вернуть пропажу, но все опять плохо, а потом становится еще хуже. И все это показано глазами семилетнего Бруно парень, надо сказать, просто отличный, удивительно, что он не стал знаменитым актером. Зато сам фильм получил славы сполна: с него, можно сказать, начался итальянский неореализм. В Советском Союзе его тоже любили: с одной стороны, подходящая идеологическая составляющая, с другой декорации прекрасного Вечного города. Но только надо учесть, что сейчас дети воспримут это по-другому: как бесконечно тягостную, невероятно грустную историю без всякого просвета. Для них это кино не про погони и приключения, а про несправедливость, отчаяние и бедность, а бедность это, как выясняется, очень страшно, вроде неизлечимой болезни. И это сказки, что бедность делает человека лучше, добрее и благороднее. Совсем наоборот. Что ж, если вам по какой-то причине важно донести до потомков именно эту мысль, более подходящего материала, конечно, не найти.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен

Режиссер Элем Климов, Мосфильм, 1964

Отличнейшая комедия про пионерский лагерь, совершенно не похожая на более поздние (во всех смыслах недетские) фильмы Элема Климова. Пионер Костя Иночкин самовольно переплывает реку, его выгоняют из лагеря, но Иночкин боится, что его досрочное возвращение в родимый дом доведет бабушку до инфаркта, поэтому остается в лагере на нелегальном положении, а его товарищи стараются сорвать родительский день. Фильм, где имеется светлый образ Кукурузы царицы полей, можно считать артефактом хрущевской эпохи, но главное, ради чего необходимо его смотреть, это: Я очень хорошо плаваю. Если бы я был женщиной, я бы был чемпионом Союза по плаванию, Такого дяди племянница, а вавилоны на голове устраиваешь, Тут зрители аплодируют, аплодируют кончили аплодировать! И, наконец: Бодры надо говорить бодрее. А веселы как? Веселее! Молодец, понял. Это должен знать каждый.

Тайна острова Бэк-Кап / Vyn&aacute,lez zk&aacute,zy

Режиссер Карел Земан, Ceskoslovensky Statni Film, 1958

Роскошное творение чехословацких кинематографистов, в котором игровое кино довольно изощренно комбинируется с разными приемами анимации и спецэффектами. Красота неземная каждый кадр, что называется, хоть вставляй в рамку и вешай на стенку. Мосты и паровозы, завораживающее сцепление шестеренок, пушки и субмарины, удивительные педальные дирижабли и еще более удивительные педальные же скутеры для передвижений в толще воды, вертолеты и акваланги. Кое-что из этого придумал Жюль Верн, по мотивам которого (преимущественно романа Флаг родины) и снят фильм. Cюжет поначалу выглядит многообещающе: пираты похищают профессора-гения, чтобы с помощью его сверхмощного изобретения под названием фальгулятор Рока завоевать власть над миром. Но ближе к середине он провисает и затухает. С этим придется смириться. Зато педально-паровые гравицаппы так хороши, что спустя десятилетия Тайна острова Бэк-Кап стал культовым произведением течения стимпанк (от steam пар), которое любовно исследует, как выглядела бы наша цивилизация, если бы развитие техники шло не так, а несколько по-другому. Поклонники Миядзаки любого возраста приходят от Земана в восторг.

Четыреста ударов / Les Quatre Cent Coups

Режиссер Франсуа Трюффо, Les Films du Carrosse, 1959

Первый известный фильм французской новой волны и первый, автобиографический фильм Трюффо, его Над пропастью во ржи. Или пролог к годаровскому На последнем дыхании, вроде как детская, подростковая версия. Поэтому ни погонь, ни выстрелов, единственная роковая блондинка это родная нелюбящая мать, а сюжет такой, что даже пересказывать скучно, как скучно слушать бубнеж учителя, когда тебе четырнадцать. Прогул уроков поддельная записка без родителей не приходи вымой посуду, вынеси мусор еще одна плохая отметка по поведению, и отправишься в военное училище. И все время приходится врать. Но ведь есть в жизни еще кое-что: можно просто бродить по Парижу, глазеть на прохожих и как в Сене плавают облака, можно кататься на центрифуге в парке (привет Холдену Колфилду с его каруселью), мечтать о чем-то таком волшебном. О море, например. В конце концов Антуан Дуанель и бежит к морю, уже из исправительного заведения для малолеток вот ведь как не повезло парню. Но бежит он так легко, так свободно и счастливо, что даже зависть берет. Все умрут, а я останусь.

Дилижанс / Stagecoach

Режиссер Джон Форд, United Artists, 1939

В советском прокате он шел под названием Путешествие будет опасным и предварялся предупреждением, что в фильме допущено тенденциозное искажение образа коренных жителей Америки. Что ж, так оно, в общем, и есть: индейцы чероки здесь выглядят во всех отношениях гораздо хуже, чем в фильмах с Гойко Митичем. Однако в остальном это великолепный вестерн, настоящая классика жанра: со стрельбой, погонями, обаятельными негодяями всех мастей, отважными благородными и не слишком благородными леди, и даже с моментом торжества Справедливости над формальным законом. Известно, что Орсон Уэллс, прежде чем снять своего Гражданина Кейна, пересмотрел Дилижанс сорок раз. А уж момент, когда Малыш Ринго (в будущем главный американский киноковбой Джон Уэйн) на переправе перепрыгивает с одной запряженной в дилижанс лошади на другую, стоит того, чтобы пересмотреть его раз четыреста.

Республика ШКИД

Режиссер Геннадий Полока, Ленфильм, 1961

Советская утопия про беспризорников, невероятно веселая и остроумная, богато изукрашенная перлами городского фольклора и в фольклоре же сохранившаяся. Сергей Юрский в роли донкихота-директора одновременно комичен и величествен, он вызывает такое уважение и нежность, о которых навряд ли кто из реальных педагогов даже мечтает. И, конечно, потрясающие детские персонажи: графиня Тоня Маркони и граф Замазкин (Папаня у меня был кучером, первой гильдии!), малолетний ростовщик Слаенов, здоровяк фон Оффенбах по прозвищу Купа (Что мы тебе, ландскнехты наемные?!). И, конечно, маленький одноглазый Мамочка, независимый и бесстрашный, исполнитель бессмертной песни про кошку, у которой четыре ноги. Если выражения такие фильмы не стареют и рекомендован для семейного просмотра вообще имеют смысл, это именно такой случай.

Эта прекрасная жизнь / Its a Wonderful Life

Режиссер Фрэнк Капра, RKO Radio Pictures, 1946

Чистейший образец жанра рождественская сказка, при этом история не сказать, чтоб сладкая, даже довольно жесткая и реалистичная. Славный, талантливый паренек Джордж Бэйли с детства мечтает о путешествиях, но вынужден тянуть лямку в родном захолустье. После смерти отца ему приходится возглавить семейную фирму небольшое строительное общество, которое вечно балансирует на грани банкротства, потому что в ущерб своей выгоде помогает небогатым семьям обзавестись жильем, собственным домиком с палисадом. Сам Бэйли с женой и детьми живет в заброшенной гостинице-развалюхе. Мало того: из-за происков местного скруджа (по имени, что смешно, Генри Поттер) ему грозит полное разорение и даже тюрьма за растрату, которой он не совершал. Все, что у него есть, страховка (мертвый я стою дороже, чем живой), и Джордж Бэйли готов прыгнуть в ледяную реку. Но сначала ему уже в который раз приходится спасти чью-то жизнь, и этот кто-то, Кларенс Оддбоди, нелепо одетый толстячок двухсот с чем-то лет от роду, оказывается ангелом второго класса (пока без крыльев), посланным ему Небесами. (Не без влияния этого Кларенса Оддбоди потом возникнет чудесный сонм киноангелов: Мэтт Дэймон и Бен Аффлек, Катрин Денев и Виктория Абриль). Есть примета: если вдруг сам собой зазвонил колокольчик, значит на небе ангел получил крылья за спасение чьей-то души Американские телеканалы всегда показывают этот фильм в сочельник, а еще Киноакадемия официально признала его самым вдохновляющим: не надо сдаваться, стоит верить в людей, жизнь замечательна, все наладится, все будет хорошо.

Источник:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: