Есть фильмы, которые многие из нас смотрели в своем советском детстве по ТВ или в кино, они производили на нас волшебное впечатление, становились будто частичкой самого детства. Пересматривать такие фильмы во взрослом возрасте странный экспириенс: детская часть души замирает от восторга, а взрослая критически ухмыляется или впадает в задумчивость. Но я все равно предлагаю обратиться к старому детскому кино и показать его своим отпрыскам. Что еще объединяет все фильмы в этом обзоре: они в каком-то смысле документальны, в каждом из них показана обычная жизнь обычного европейского или американского ребенка в его городе в конце двадцатого века.
Мио мой, Мио, 1987
СССР, Швеция, Норвегия, режиссер Владимир Грамматиков, жанр фэнтези, драма, приключения, семейный, 99 мин.
Это очень добрый фильм, он снят по сказке Астрид Линдгрен, что само по себе уже мощная рекомендация к просмотру. Фильм четко разделяется на два пласта: реалистичный и сказочный. В реалистичном пласте, в первые минут пятнадцать фильма, десятилетний мальчик Боссо живет в Стокгольме, и живет не очень-то счастливо. Он сирота, воспитывается у придирчивых и недобрых дяди и тети. Его мама умерла, а отец пропал без вести, и Боссо мечтает найти отца. Тем временем он ходит в школу, делает покупки в стокгольмских магазинах, общается с друзьями, получает тумаки от хулиганов, в общем, картина маслом обычной жизни обычного шведского мальчика.
Но однажды, в самый несчастливый для Боссо день, все меняется: он решает уйти из дома в ночь холодную и попадает в череду чудесных событий. Волшебный дух уносит его в Страну Желанную, где он встречает своего отца который оказывается королем этой Страны. Меняется все: теперь Боссо принц, и зовут его не Боссо, а Мио, у него есть конь, у него появляется новый друг, как две капли воды похожий на его друга из Стокгольма, он знакомится с детьми уютной цветущей Страны Желанной, которые не хулиганят, как шведские школьники, а носят плащи и светлые одежды и разговаривают так мирно и высокопарно, что становится стыдно за собственный словарный запас и нажитый цинизм.
А дальше дальше Мио с другом и конем попадают в настоящее приключение. Они уезжают из Страны, чтобы победить злого рыцаря Като (Кристофер Ли, будущий Саруман), который своим колдовством разрушает любовь в сердцах людей и сеет страх. Его слуги воруют детей в Стране Желанной, и если ребенок соглашается служить рыцарю, то сердце его превращается в камень, а если нет то ребенок становится птичкой. Наконец Мио удается сразиться с рыцарем, он побеждает его, птицы снова становятся детьми и возвращаются домой, а Мио навсегда остается со своим отцом в стране Любви и Добра, Дружбы и Искренности, где нет места одиночеству. Где все Хорошо.
В детском возрасте этот фильм производит просто волшебное впечатление. Взрослыми глазами он смотрится уже иначе. Но в прошлом веке действительно умели снимать хорошие фильмы для детей! Музыка чудесна, декорации живы и прекрасны, все снято очень изящно и трепетно сердце мягчеет и раскрывается. Я опасалась, что моим детям, искушенным современными мульт-сказками с их спецэффектами и иронией, Мио мой, Мио покажется пресным и даже напыщенным но, к счастью, нет. Мальчишки смотрели фильм во все глаза, а после еще возвращались к разным эпизодам. И я очень рада.
Осьминожки со второго этажа, 1986
Чехословакия, Германия (ФРГ), режиссер Индрих Полак, жанр комедия, семейный, приключения, 92 мин.
В детстве я смотрела это кино с восторгом и замиранием. Во взрослом возрасте подметила много ценных деталей, которые не отследила двадцать лет назад. Это бодрая комедия о простой чехословацкой семье: папа дальнобойщик, мама певица оперного театра, дети Эва и Гонзик обычные дети Они живут в старом доме в центре Праги, отличное место, из дома можно спуститься к реке Чертовке и поплыть по ней в лодке, меж каменных берегов, пока над тобой по мостам ходят группы туристов.
В фильме столько доброй иронии и внимания к тонким деталям и реальной обстановке в Европе конца 80-х, что и взрослые будут смотреть фильм с особым удовольствием. Папа везет груз к месту назначения и застревает на границе из-за забастовок, его машину забрасывают помидорами бунтари от профсоюзов, мама (ох, и вздорная же мать) изводится дома в ожидании мужа, чтобы вместе поехать в обещанный отпуск, дети тестируют в реке под окнами новые ласты. Наконец, семья отправляется через всю Южную Европу к Средиземному морю отличные юморные съемки. Игнорируя все местные знаки о запрещенном проезде, они оказываются на чудесном пляже, бросаются в воду и через пять минут полного восторга обнаруживают на себе вонючую нефтяную пленку Эта семейка умеет весело влипнуть. Неподалеку от берега авария на нефтяной вышке. И снова честные детали: мертвые рыбы и осьминоги на берегу, мертвая птица, которую Эва, плача, закапывает в песок. Дальше больше: визит полицейских, поездка в участок, вскоре дети оказываются одни на берегу. И находят там странную синюю и зеленую глину
А незадолго до этого, в другой сюжетной линии фильма, исследовательское судно во главе с ученым, напоминающим Жака-Ива Кусто, приступает к завершающему этапу важных многолетних опытов. Люди стараются достать со дна моря странные объекты, и им удается поднять наверх два сгустка синего и зеленого цвета. К ужасу и досаде ученых, сгустки убегают от них.
И вот на берегу их находят дети, которые от скуки принимаются лепить из глины осьминожек. И начинается умора, уже с участием осьминожек на всем пути домой через пол-Европы и дальше, в Праге. Обожаю сцену в пражской пивной, где папа делится своими бедами с соседями, они дают ему житейские советы, а потом бегут все вместе ловить лодки, отвязавшиеся от причала по вине осьминожек. Уже темной ночью учитель на лодке разводит соседей по домам, пересказывая волшебные истории Праги Очень атмосферно и мирно. Я бы тоже хотела причаливать к лестнице в свою квартиру на лодке
Это очень добрый и смешной, реалистичный и познавательный фильм, уже начиная с первых титров и музыки! Хотя мама Эвы и Гонзика бесила меня все полтора часа картины. Мои мальчики бурно возмущались, когда дети слепили из глины осьминогов, ведь просто ползучая глина с глазами была лучше! но потом влюбились и в осьминожек тоже, а узнав, что у фильма есть продолжение, тянули его из меня клещами.
Осьминожки желают веселого Рождества, 1986
Чехословакия, Германия (ФРГ), режиссер Индрик Полак, жанр комедия, семейный, приключения, 94 мин.
Этот фильм продолжение Осьминожек со второго этажа. На советском ТВ каждый из двух фильмов разделили на две части по 50 минут и показывали раз в неделю по выходным, поэтому многие из нас помнят Осьминожек именно как сериал из четырех частей. Но если вы захотите скачать фильмы то опирайтесь на разные названия двух оригинальных серий.
Тоже отличная картина, не менее жизненная, смешная и драматичная. Вернувшись из неудачного путешествия к морю, родители Эвы и Гонзика решили. Осьминожки помогают людям по своему разумению: то пилят пополам все вещи в доме, чтобы их удобнее было делить, то выбрасывают в речку из окна надоевший папе рояль, то глушат нового маминого ухажера из театра, — страшно и весело смотреть. Притом, все это вплетено в реальный пражский антураж: улицы, дома, люди и туристы, Национальный оперный театр
А за осьминожками охотятся исследователи, которые установили: поднятый со дна моря материал дает мощную электроэнергию. Это злой человек, он хочет разрезать нас на кусочки! — говорят осьминожки, заметив одного ученого.
В Прагу приходит зима, заснеженный город умиротворяет, на берегу речки Чертовки стоит покосившийся рояль, папа живет в фургончике, мама начинает раскаиваться в своем решении. Приходит настоящее европейское Рождество, все готовят друг другу подарки, празднуют, мирятся Столько трогательных моментов и подробностей я благодарна от души этому фильму просто за атмосферу и детали!
Последний рывок в фильме это побег от злого человека. Гонзик ведет папин грузовик, чтобы не дать ученому захватить осьминожек, дети пытаются ехать к морю, чтобы там выпустить маленьких друзей, родители вместе со злым человеком догоняют грузовик Свободу осьминогам дают крылья: Эва и Гонзик лепят им новые тела и подбрасывают в небо в последнюю минуту. Все плачут и радуются. Конец фильма. Отличное, живое кино!
Академия пана Кляксы, 1983
Польша, СССР, режиссер Кшиштоф Градовский, жанр фэнтези, семейный, 166 мин. (в 2-х частях).
Я сразу предупредила детей, что чем-то этот фильм напоминает Гарри Поттера, хоть и снят на тридцать лет раньше. Здесь тоже есть мальчик лет десяти, Адам Нескладушка, у которого все валится из рук: он проливает на себя суп, опаздывает в школу, он не такой, как все, и однажды ему приходит приглашение в волшебную Академию пана Кляксы. Он приходит в Академию, встречает длиннобородого ее руководителя пана Кляксу и стайку учеников таких же милых и чистых мальчиков, как он. С чистотой, на мой взгляд, в фильме явный перебор: мальчики отыгрывают послушных проказников, поют песенки, и зритель сразу ощущает себя в пространстве мюзикла со всеми его условностями и некоторой натянутостью.
При этом в фильме тоже есть два явно раздельных пласта: реальный польский город, где по дворам бегают дети, тети развешивают белье, а между ними с книжкой ходит снулый Адам, есть пласт сказочный, в котором существуют королевства и волки-оборотни. И есть переходная точка как раз сама Академия. Больше того, из Академии можно попасть в любую сказку: например, Адама посылают в сказку Андерсена про девочку со спичками за коробком спичек. И в Академии с помощью химического оборудования изготовляют разные волшебные вещества: капсулы Искренности, Отзывчивости и Мужества, в качестве химреактивов используя лепестки, солнечный свет и свежие веснушки. Здесь собирают сны (выбрасывая все бестолковые и нелепы не помойку) причем метод их сбора и производство из них сонных таблеток описывается бодро и четко. В Академии живет скворец Матеуш, который прежде был принцем большого королевства, но поссорился с волками-оборотнями и превратился в птицу, и не может вернуть себе человеческий облик.
Мальчики в Академии учатся языку растений и животных, Адам научился летать и улетел навстречу приключениям, попав в собачий рай. А тем временем некто брадобрей Филипп, записной злодей, пытается изготовить механическую куклу, во всем похожую на человека. прототип ребенка будущего, без собственного я, чтобы проникать в сказки и рушить их ради дисциплины и порядка. Он приносит куклу по имени Адольф (как еще могут звать злодея) и выдает ее за нового ученика. Пан Клякса куклу оживляет себе на беду: кукла пытается все испортить, поссорить Кляксу со сказочными героями. В конце фильма Адольф рвет свиток со всеми тайнами пана, пока мальчики безучастно смотрят на это большими глазами. Так сказка Академии заканчивается. Наступает Новый год, пан Клякса собирается в путешествие и распускает учеников по домам.
Это очень странный фильм: одновременно приятный, светлый, атмосферный, мистичный и нудноватый. В моем детстве он воспринимался дивно и волшебно, мои мальчики посмотрели его с задумчивым удовольствием. И в нем очень странная граница между реальностью и мечтой: она гибкая, подвижная, фильм как бы намекает, что проникнуть в мечту в наших силах. Нужно только быть добрым и честным, нужно любить. И это воспринимается всерьез.
Полет Навигатора, 1986
США, Норвегия, режиссер Рэндал Клайзер, жанр фантастика, приключения, семейный, 90 мин.
Помню, как в детстве я пересказывала содержание этого фильма своему 70-летнему дедушке и в какой-то момент стыдливо замолчала с мыслью: Дед слушает из вежливости и томится — а через несколько секунд услышала нетерпеливый голос: Ну, а дальше что? Фильм, правда, захватывающий: инопланетяне, НАСА, путешествия во времени и все это происходит с 12-летним мальчиком Дэвидом. Это просто модель для обкатки всех популярных детских фантазий: тебя похищают инопланетяне, ты путешествуешь во времени и становишься объектом страстного внимания спецслужб, в твоем мозге упакованы тайные знания и ты пилотируешь космический корабль! Кроме того, этот фильм стал одним из первых проектов с использованием компьютерных спецэффектов.
Начало простое: обычная американская семья — родители и два сына, которые злостно грызутся (причем, младший дает фору старшему). Коттедж и собака, симпатичная девочка-Барби, которой нужно понравиться, мужские разговоры отца с сыном В общем, колоритно и вполне мило. Родители отправляют Дэвида встретить младшего братца, возвращающегося из гостей темным вечером, и тут-то Дэвид попадает в переплет: для начала просто падает в овраг А когда он очнется и вернется к дому, окажется, что в мире прошло 8 лет!
Конечно, его похищали инопланетяне, изучали содержимое мозга и так далее Но суть не в этом. Главное в фильме это человеческие отношения. И главное в отношениях это выбор: будешь ты искренним и храбрым или будешь подло использовать другого. Дэвида пытается использовать НАСА, куда его забирают из семьи (постаревшие родители, повзрослевший младший брат), чтобы изучать содержимое его мозга. Мальчика хочет использовать и хозяин космического корабля, инопланетный робот, которому нужно убраться из ангаров НАСА, а карты для его полетов он хочет взять из головы Дэвида (они там остались после инопланетянских исследований) так мальчик становится космическим навигатором.
Навигатор отлично сошелся с роботом-пилотом: вместе они летают над морем и над пустыней, над городами и сабурбией, поднимаются в космос и погружаются в глубины океана. Потрясающие виды и чудесные спецэффекты, много юмора и американских реалий. Пометавшись над Землей, Дэвид понимает, что здесь ему нет места: самый сложный и трогательный момент: космический корабль снижается над домом семьи Дэвида, с одной стороны к нему бегут мама и папа, с другой агенты NASA И мальчик прощается с семьей, собираясь совершить скачок в прошлое. В детстве я много думала над этой временной петлей и чувствами расстающихся членов семьи Мои мальчики не сентиментальны, но тоже прониклись.
Переход во времени прошел с хорошими спецэффектами и удался (конечно же). С какой же радостью и расслаблением Дэвид вернулся к своей обычной семье пускать фейерверки с катера, признался всем в любви (и даже братцу) В конце фильма напрашивается дружное: Ааааах!..
Список фильмов нашего детства можно продолжать и продолжать, что мы обязательно сделаем! с вашими подсказками, конечно.