Дети, видя фотоаппарат в руках родителей, проявляют необычайный интерес к современной чудотехнике. В принципе, как только ребенок научился хватать, он с удовольствием пощупает кнопочки па фотокамере. Примерно к двум-трем годам ребенок уже изъявляет желание фотографировать самостоятельно, причем он очень четко видит разницу между фотоаппаратом из отдела игрушек и родительским настоящим! Стоит ли реализовать мечты ребенка о настоящем фотоаппарате и что это может нам дать?
Выбор фотоаппарата для ребенка
Если ребенок не проявляет особой страсти к настоящему фотоаппарату, а лишь периодически просит а можно я?, то до 4-5 лет ребенка, скорее всего, устроит игрушечный фотоаппарат.
Если же малыш проявляет большую настойчивость, то тут уже стоит поискать варианты. Самый первый и простой это разыскать для ребенка у родственников и знакомых старенький цифровой фотоаппарат (который не жалко). Конечно, фотоаппарат должен быть исправным, легким и компактным. Вполне возможно, что ребенка устроит это предложение.
Если старый фотоаппарат найти не удается, а ребёнок настойчиво проявляет желание заниматься фото-творчеством, то можно купить и новый. Так же лучше купить новый фотоаппарат ребенку-школьнику. Во-первых, именно к 6-7 годам ребенок достигает такого своего развития, что уже готов к сознательному творчеству. А, во-вторых, в этом возрасте дети все-таки способны оценить специально купленную для него вещь.
При выборе фотокамеры стоит взять на заметку следующие пункты:
·, цена фотоаппарата определяется критерием не жалко, если сломает, конечно, все равно будет жалко, но все-таки, решившись купить ребенку эту игрушку, нужно быть готовым к такому исходу,
·, надежный корпус: в идеале ударопрочный и влагонепроницаемый, так как у детей жизнь очень насыщенная и непредсказуемая ,
·, простота конструкции: чем проще, тем лучше, во-первых, чем проще аппарат, чем меньше на нем кнопок и настроек, тем проще в нем разобраться ребенку, а, во-вторых, чем меньше элементов, тем меньше вариантов для поломки,
·, большой дисплей: а как же иначе быстро продемонстрировать всем свои творения? на маленьком экране неудобно смотреть, напрягаются глаза, а ребенок очень часто будет переходить в режим просмотра,
·, аксессуары: очень важные моменты чехол для фотоаппарата и шнурок, который надо с самого начала научить надевать на руку как золотое правило.
·, существуют специальные детские (не игрушечные!!!) фотокамеры, которые, в отличие от взрослых моделей, имеют яркий и оригинальный дизайн, эргономичный корпус, встроенные игры.
Конечно, желания детей с годами меняются. Кто-то всерьез увлечется фотографией, кому-то хватит десятка стандартных режимов, а кто-то вообще предпочтет фотокамеру, встроенную в телефон.
Чем нам интересен ребенок-фотограф?
Нам кажется, что фотоаппарат для ребенка это игрушка или дорогая игрушка. Но для ребенка все серьезнее, глубже и интереснее.
·, Увидеть фотографии ребенка — это все равно, что увидеть мир глазами ребенка. На снимках маленький фотограф покажет именно то, что для него важно в этом мире, чему он придает особую ценность. Как мы спешим сфотографировать чарующую улыбку малыша, так и ребенок снимет плюшевого мишку это для него самый близкий, самый дорогой друг.
·, С фотоаппаратом в руках дети проявляют больший интерес к окружающему миру. Ведь они, как настоящие фотографы, ищут объект для съемки: жук это или листок, цветок или камень. Порой дети замечают такие вещи, на которые взрослые не обратили бы внимания: пальцы своих ног, фантик от конфеты, узор на ковре и т.д.
·, С фотокамерой в руках ребенок развивает и раскрывает свои творческие способности. Это более выраженно для детей постарше, подростков, которые уже воспринимают фотографию как искусство, сознательно ищут интересный кадр.
·, Ребенок учится нести ответственность за ценные вещи (за фотоаппарат), а так же тренирует аккуратность и предусмотрительность (вовремя зарядить аккумулятор, своевременно очистить карту памяти). Это, конечно, приходит с опытом и возрастом.
·, Ребенок получает удовольствие от процесса фотосъемки. А также огромную гордость ведь он может фотографировать так же, как папа! И ему доверили такую ценную вещь как фотоаппарат! Приятно ощутить себя начинающим фотографом!
·, Начав более глубоко изучать фотографию, ребенок (уже, скорее всего, подросток) знакомится с такими понятиями как пропорции, перспектива, композиция и т.д., а так же с методами обработки фотографии с помощью специальных компьютерных программ. А знания никогда не бывают лишними.
·, Фотоаппарат в руках ребенка может быть интересен не только для ребенка, но и для его родителей. Ведь родители, отдавая ребенка в школу и на секции, отпуская в гости, упускают из виду большую часть его жизнь. А ведь так интересно узнать, чем они там занимаются, правда? Ребенок-фотограф вполне может удовлетворить любопытство родителей — если захочет, конечно .
·, Через фотографию родители могут лучше понять интересы ребенка, которые он даже и сам и не осознает, потому что в творчестве проявляются подсознательные желания и наклонности. Так ребенок, снимающий жучков и гусениц, скорее всего, позже проявит интерес к биологии, а девочка, создающая кукольные истории в фото-кадрах, будет хорошим психологом, педагогом или просто чудесной мамой.
Как научить ребенка фотографировать?
Конечно, первыми учителями ребенка по фотографии будут родители. Только здесь нужно честно ответить на вопрос: а умеете ли вы сами фотографировать? Давайте проследим возможность обучения ребенка фотографии с самого раннего возраста с учетом умения родителей в этом деле.
Дошкольники (3-6лет)
Желания ребенка. Первый интерес ребенка к фотоаппарату это нажать кнопочку точно так же, как это делает мама. Затем он, возможно, захочет поснимать свои игрушки (как мама снимает своих детей) или взять фотоаппарат на прогулку (опять-таки, как это любит делать мама). Здесь у ребенка самый большой интерес это делать так, как делают взрослые. Так же ребенок интересуется и результатом: с большим удовольствием просматривает отснятые кадры, демонстрирует их родителям.
Возможности обучения. На данном этапе от взрослых для обучения ребенка не требуется никаких особых умений и познаний в фотографии. Достаточно самых элементарных правил обращения с фототехникой. Но если для нас эти правила элементарны и просто следуют из здравого смысла, то ребенок только знакомиться с фотоаппаратом, поэтом для него важно все! А от взрослого требуется в первую очередь терпение, понимание и поддержка.
Итак, обучая дошкольника фотографии, следует обратить внимание на следующие пункты:
·, Навыки элементарного обращения с фотоаппаратом: включить, сделать снимок, просмотреть готовые кадры, выключить фотоаппарат.
·, Правила техники безопасности: надевать ремешок на руку, не забывать выключать фотокамеру, убирать в чехол после окончания съёмки, не трогать объектив руками, не бегать и не беситься с фотоаппаратом в руках.
Ребенку лучше не ставить запретов в форме нельзя трогать объектив, потому что на любой запрет, во-первых, возникает протест, а во-вторых, желание сделать именно так, как запрещают. Оптимальный вариант делать акцент на то, что настоящие фотографы делают так-то и так-то например, всегда надевают шнурок на руку, потому что если фотоаппарат вдруг выскочит из рук, то он повиснет на запястье, не упадет и не разобьётся. Ребенку все нужно объяснить так, чтобы он был сам заинтересован в соблюдении правил обращения с дорогой игрушкой: например, рассказать, что не стоит нажимать разные кнопочки просто так, потому что можно удалить все фотографии, — ребенок ведь очень дорожит своими шедеврами, поэтому прислушается к рекомендации.
·, Свобода творчества. Для дошкольника правил, перечисленных в предыдущих пунктах, уже очень много. Это взрослый делает все на автомате, а ребенку все-таки стоит большого труда соблюдать столько новых для него рекомендаций. Поэтому далее самое ценное дать ребенку полную свободу творчества: пусть снимает что хочет, сколько хочет, как хочет.
·, Моральная поддержка. Это относится не только к фотографии, но и к любой творческой деятельности ребенка: рисует ли ребенок пейзаж или строит рыцарский замок. Очень важно поддержать ребенка, если у него что-то не получается, похвалить, посмотреть, попозировать (если просит), уделить внимание, удивиться, обрадоваться, в общем, проявить заинтересованность.
Младшие школьники (7-12 лет)
Желания ребенка. В этом возрасте ребенок уже проявляется осознанность творческого процесса. Желание фотографировать это уже собственное желание ребенка (а не просто повторение за родителями, как в младшем возрасте). Появляется интерес к экспериментам, творческому самовыражению, попыткам получить желаемый результат.
Возможности обучения. Что говорить дети сейчас очень сообразительные, они настолько хорошо разбираются в цифровой технике, что еще и родителей своих научат . А если серьезно В данном случае все зависит от конкретной ситуации: насколько велик интерес у ребенка к фотографии и насколько родитель силен в этом деле.
·, Если интересы ребенка не изменились с предыдущего возраста, то есть ему просто нравиться фотографировать что-то свое: снимать своих друзей, создавать именно свой фото-отчет о воскресном походе, запечатлеть вид из окна детской комнаты и т.д. В данном случае ребенку не требуется более глубокое изучение фотографии. Ребенок сам задаст родителю те вопросы, которые его будут волновать: почему у меня все размыто на фотографии, почему все темно и ничего не видно? Родителям не обязательно быть профессиональным фотографом, чтобы научить ребенка переключать режимы уже заложенные в фотоаппарате, пользоваться вспышкой, переходить в режим макросъемки и т.д. Возможно, ребенок и не научится четко и правильно применять все режимы, но возможности фотокамеры у него вызовут восторг! Ведь открываются такие возможности для экспериментов!
·, Ребенок проявляет заинтересованность и инициативу, интересуется техническими возможностями фотоаппарата, возможно, уже сам методом научного тыка разобрался во всех режимах съемки. Если ребенку уже есть 10 лет, то можно отдать его в фотошколу или фото-кружок. А можно попросить друзей-фотографов дать ему несколько уроков (если такие, конечно, имеются и умеют найти подход к детям). До определенного возраста все-таки не стоит перегружать ребенка техническими сложностями и правилами фотосъемки, чтобы не убить творческий интерес.
Данный возрастной период это некоторый переходный этап, когда важно соблюсти правильный баланс между творческой и технической составляющей. Просматривая кадры, отснятые ребенком, прежде всего, стоит обращать внимание на картинку, обсудить с ребенком, что он хотел запечатлеть и как оригинально у него получилось, а уж потом обращаться к качеству снимка. На ошибки нужно указывать очень мягко и тактично. Поначалу ошибок будет много, нужно просто закрыть глаза на все, кроме какой-то одной и так потихоньку учиться техническим вопросам. А так же нужен баланс между восторгом от того, какие интересные и хорошие снимки получаются у ребенка, и вкрадчивой мыслью, что возможностей, на самом деле, гораздо больше и еще есть чему учиться!
Подростки (13-18 лет)
Желания ребенка. В подростковом возрасте желания ребенка уже определяются его потребностями личной жизни, в которой не всегда есть место взрослому. Подросток хочет иметь свой фотоаппарат, который не могут взять родители и увидеть там фотографии, которые для них не предназначались. Он хочет снимать то, что актуально в его возрасте, в его компании, выкладывать снимки в социальных сетях, получать о друзей комментарии к фото и т.д. Также порой важно продемонстрировать перед друзьями свой статус, похвастаться крутизной своих гаджетов, в том числе и фотоаппарата. Наступает момент профессионального самоопределения, выбор профильного класса, подготовительных курсов, ВУЗа. Здесь появляется желание примерить на себя работу фотографа или фото-журналиста, фото-путешественника. Ну, и конечно, каждый человек имеет свое хобби, и это вполне может быть фотография.
Возможности обучения. Здесь родителям нужно проявить все свое искусство понимания истинных причин желания ребенка иметь фотоаппарат и научиться фотографировать. Варианты у всех в классе есть фотоаппараты, а у меня нет, я тоже хочу оставим на отдельное обдумывание родителям, и остановимся на интересе к фотографии как таковой, когда ребенку нравится фотографировать, экспериментировать, независимо ни от чего. Возможны варианты.
·, Обучить ребенка самому. Вариант для профессиональных фотографов или очень продвинутых любителей.
·, Доверить ребенку самостоятельное изучение. А почему бы и нет, если родители не фотографы и не питают к фотографиям никакого интереса? Если у подростка есть интерес и склонность, то ребенок найдет в интернете инструкции, книги, статьи, обучающие видеоролики, проконсультируется у друзей-единомышленников и т.д. Возможности виртуального обучения сейчас очень велики и доступны.
·, Обучиться вместе. Хороший вариант, если родитель вдруг решил заразиться увлечением ребенка: вместе изучать, вместе фотографировать, вместе искать ошибки и удачные кадры.
·, Отправить подроста в фотошколу, фотокружок. Именно детский или подростковый, где курс адаптирован для определенной возрастной категории.
На заметку можно взять следующие фотошколы Екатеринбурга:
Возраст: 10-17 лет.
Контакты: ул. Большакова д.15, тел. 254-01-38
Фотошкола GM Photo, подростковый курс фотомастерства
Возраст: 10-14 лет.
Контакты: ул. Токарей, 68, тел. 290-01-02, 290-20-02
Фотошкола MAGNET, простой и продвинутый курс фотографии для тинейджеров
Возраст: 10-16 лет.
Контакты: ул. Малышева 51, тел. 375 75 75, 8 912 21 00 496
Фотошкола OK STUDI, фото-курсы для школьников
Возраст: 12-16 лет.
Контакты: ул. Пушкина 10, тел. +7 (912) 68-103-29, +7 (343) 378-07-92
Фотошкола Вижн, курс фотографии для школьников
Возраст: 12-16 лет.
Контакты: ул. Пионеров 12, корп. 2, тел. 206-30-93, 206-30-94
Фотостудия — Виртуальный Екатеринбург, детский базовый курс
Возраст: 12-17 лет.
Контакты: ул. Первомайская 60, оф. 67, тел. 382-46-76
Фотошкола Урал Фото, детский курс
Возраст: 10-14 лет.
Контакты: ул. Первомайская, 104, тел.+7-9-222-02-33-01 ,+7 (343) 382-30-98
Творческий центр Галилей, фотошкола
Возраст: 12-18 лет.
Контакты: ул. Бардина 48a, тел. 201-55-23
Фотошкола Image-book
Возраст: 12-18 лет.
Контакты: Центр культуры и искусства Верх-Исетский (ДК ВИЗ), пл. Субботников, д. 1, тел: +7 (343) 330-22-39, +7 950 550 10 46
Фотографии, сделанные ребенком что с ними делать родителям?
Фототворчество ребенка, как и любой вид творчества, достойно уважения. Поэтому приветствуются все способы одобрения, хранения и демонстрации:
— заведите ребенку отдельный альбом, в который можно оформлять распечатанные снимки (пусть это сделает сам ребенок),
— выделите отдельную папку на компьютере для хранения детских шедевров на память,
— купите фоторамки и устройте домашнюю выставку работ ребенка (снимки можно периодически менять),
— распечатайте интересное фото и сделайте к нему самостоятельно фоторамку,
— оформите красиво снимки, сделанные ребенком, и подарите бабушкам-дедушкам,
— оформите фотокнигу с тематическими снимками ребенка, например, как я ходил в осенний поход с классом,
— и другие идеи приветствуются)))))).
Фотоигрушка?
И все-таки: фотоаппарат для ребенка игрушка или нечто большее? Мы ведь даем малышу маракасы и барабан, а музыка это красиво! Мы вручаем ребенку кисти и краски, а живопись это чудесное творчество! Мы читаем детям книжки, водим в кукольный театр, показываем детские фильмы Мы приобщаем ребенка к прекрасному, к искусству
Так почему бы не приобщить ребенка к фотографии? И пускай поначалу фотоаппарат для ребенка — просто увлекательная игрушка, но именно через игры познается мир и доносятся самые важные идеи! Удачных кадров!
Фото: http://globallookpress.com/