Творчество Корнея Ивановича Чуковского – настолько благодатная почва для разного рода экранизаций и постановок, что ещё один спектакль про Айболита, Мойдодыра или Муху-Цокотуху никогда не бывает лишним.
После премьеры, состоявшейся 17 июня 2010 года, хореографический спектакль «Муха-Цокотуха» (режиссёр И.Фридрих, хореограф А.Ерёменко) можно увидеть на сцене концертного зала ЦК Урал с приблизительной периодичностью раз в три месяца.
Мы с дочерью попали на «Муху-Цокотуху» в рамках праздника «Маленькая принцесса» .
Поскольку спектакль, рассчитанный на детей от 3 до 10 лет и их родителей, длится всего сорок минут, то он легко «встраивается» в программу детского праздника, хотя вполне хорош и сам по себе, отдельно.
Устроителями мероприятия спектакль презентовался так: «Пляски на базаре, хороводы вокруг Мухи-Цокотухи, смешные танцы блошек и тараканов, песня Самовара Самоварыча — все это позволит окунуться в атмосферу детского праздника и веселья. Яркие костюмы и пластика выражают не только внешний вид насекомых, но и подчёркивают характер каждого персонажа. Сочетание русской народной музыки и современной хореографии помогает легче воспринять озорные стихи Чуковского. Спектакль предлагает задуматься о таких важных детских проблемах, как верность и предательство, зависть и бескорыстность, настоящая дружба и любовь».
Спектакль поставлен достаточно «близко к тексту», хоть и лаконично. В то же время нашлось место и для креативу: в сказку был добавлен ещё один персонаж, который фактически стал главным, отодвинув и Муху, и денежку, и Паука с Комаром. Это Гусеница, читавшая текст за автора (остальные практически молчали – спектакль-то хореографический, поэтому персонажи преимущественно танцевали и иногда пели) в исполнении тюзовской актрисы Дарьи Большаковой (играющей, кстати, в основном принцесс – мы ее видели в спектакле «Оловянная сказка» в роли принцессы Апрелии).
В начале спектакля Гусеница вывалилась на сцену, поиграла с детишками в путаницу, а потом взяла телефонную трубку (большую и плюшевую) – из трубки сообщили, что всем приглашенным не надо выключать мобильные телефону, а только поставить их на вибрацию, чтобы они не ззззвонили, а тихонько жжжужжжжали во время спектакля – Мухе будет ужжжасно приятно .
После такого лирического вступления открылся занавес, и процесс пошёл. Поплясали и тараканы, и букашки, и козявки, и бабушка-пчела, и бабочка-красавица. И даже Самовар! Причем за основу, видимо, были взяты русские народные танцы (и костюмы так же стилизованы), но временами они перетекали как-то вполне органично в танцы-песни современные, включая рэп, и даже превращались в цирковые номера с построением живых пирамид и воздушной акробатикой.
Страшные эпизоды с Пауком и захватом Мухи в заложники получились здесь вполне пригодными для детского просмотра. Даже когда жутким голосом Гусеница рассказывала, что «злодей-то не шутит: руки-ноги он Мухе верёвками крутит, зубы острые в самое сердце вонзает, и кровь у неё выпивает!», Паук тихо-мирно висел между полом и потолком, натягивая за один край сетку-паутину (внизу её ещё два насекомых придерживали), а Муха за этой паутиной душераздирающе изображала страдание («криком кричит, надрывается»), почему-то напоминая Сару Коннор у забора в фильме «Терминатор-2».
Особенно мне понравилось, как из строчек про Комара «подлетает к пауку, саблю вынимает» была в лучших голливудских традициях поставлена финальная битва двух главных героев – злодея и борца с ним. Не совсем танец с саблями, но тоже убедительно.
А в конце — закономерный хеппи-энд, когда «дракон умирает, убитый копьём, царевна идет под венец». Пауку-таки отрубили голову (деликатно, за кулисами, а пропрыгавший оттуда в полумраке через всю сцену мячик должен был подтвердить серьезность намерений Комара и результативность его действий), и Комар сделал Мухе предложение: «и теперь, душа-девица, на тебе хочу жениться». И массовое гуляние выползших из углов и щелей гостей под лозунгом «то-то стало весело, то-то хорошо!».
Итого всё действо сорок минут – ненапряжно, весело, с огоньком. Даже трёхлетние дети не успели за это время ни устать, ни испугаться. Даже их взрослые мамы не успели ни заскучать, ни заволноваться. В общем – поздравления с хорошей динамичной постановкой и театральной компании «Крендель» и танцевальной компании «2046» (в программке сказано, что эту группу молодых танцовщиков и хореографов интересует генерация стилей и пересечение танца с другими видами искусства – охотно верю!) и центру культуры Урал в целом.
А как же Гусеница? Гусеница – как ей и полагается – превратилась в бабочку!
P.S. В театре Музкомедии тоже идёт спектакль «Муха-Цокотуха» (в двух действиях с антрактом), не первый год производящий на зрителей неизгладимое впечатление. Какая из «Мух» лучше – решайте сами!