Как не болеть в детском саду? Советы опытного медработника

Как не болеть в детском саду? Советы опытного медработника.

C.Н. Агаджанова. Как не болеть в детском саду

Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 г.

От подобных книг веет прошлым. Когда-то лет 30 назад все книги были именно такие. Даже художественные. Добротные в своей информативности: буквы идут строем, чеканя шаг. Откуда-то долетают звуки военного марша. Человеку, привыкшему к вольному стилю интернет-общения строгие и упорядоченные тексты воспринимать сложно. Зато они помогают разложить хаос в голове по полочкам. Что ощущает любая мама, отдавая ребенка в детский сад? Правильно – хаос. Значит, эта книга подойдет.

Автор, кандидат медицинских наук, доцент, врач дошкольного образовательного учреждения Светлана Агаджанова, известная своими книгами по дошкольному оздоровлению трудящихся детей, в очередной раз рассказывает, какие меры следует принять для укрепления позиций будущего детсадовца. Здесь и классика жанра – интерфероны-гриппфероны, и подробные списки одежды, и умилительные советы о том, чему именно следует обучить ребенка (без практических методик: обучите, и все тут). Но некоторые высказывания заставляют отнестись к автору с должным уважением. Например:

Следует помнить, что грипп и ОРВИ – это заболевания вирусные и лечить их антибиотиками бесполезно. Антибиотики назначают при осложнениях гриппа, они требуют применения строго по назначению, в определенной дозе и в течение определенного времени. Любое лекарство, принимаемое без строгих показаний к его применению – ЭТО ЯД. Только врач может решить вопрос о том, будет ли во благо прием того или иного лекарства для конкретного больного, а бесконтрольное применение лекарств пагубно влияет на здоровье.

За фразу «любое лекарство, принимаемое без показаний – это яд» автора хочется буквально таки расцеловать. После прочтения многих тем в форуме, где мамы используют антигистаминные, жаропонижающие и даже антибиотики как витаминки, находясь в твердой уверенности, что любое лекарство ТОЛЬКО лечит, точечно выгоняя плохих микробов, и не трогая здоровые клетки, волосы встают дыбом и холодеет кожа.

Важной информации в книге много. Например, о том, что у некоторых детей в процессе еды выделяется мало слюны, поэтому они не в силах справиться с кусочками или сухой пищей. И у них возникают определенные трудности в привыкании к детсадовской пище в виде запеканок. Или о неготовности многих детей посещать детский сад любыми силами.

Для нормальной адаптации важно, чтобы возникшие перед ребенком трудности не превышали психических и физиологических возможностей организма. Если практически здоровый ребенок поступает в дошкольное учреждение в возрасте старше 2-2.5 лет, и родителями проведена необходимая подготовка, можно надеяться на легкое течение адаптации. В этом случае привыкание к новым условиям занимает 2-3 недели: в это время отмечаются изменения поведения, которые в основном проявляются в ухудшении аппетита, нарушениях сна и небольшой капризности.

Адаптация средней тяжести наблюдается в случае, если ребенок поступает в дошкольное учреждение в более раннем возрасте или с отклонениями в состоянии здоровья, или при недостаточной подготовке к ДОУ. В этом случае эмоциональное состояние нормализуется медленно, и период адаптации длится от 1 до 1.5 месяцев. Состояние психической напряженности способствует снижению сопротивляемости организма, а риск инфицирования за счет увеличения контактов возрастает. В первый же месяц пребывания в яслях ребенок может заболеть острым респираторным заболеванием, которое обычно длится 7-10 дней и завершается без каких-либо осложнений.

В первой части книги рассказывается, как выбрать детское учреждение, как оформить медицинскую карту – каких специалистов пройти. Что такое профилактическая подготовка ребенка к новым условиям жизни. Далее про адаптацию, новые контакты, и как подружиться с воспитателями. Много здравых советов по этому поводу, похожих на приказы: не обсуждать воспитателей при детях, не ругаться с ними при детях, не бежать к заведующей с претензиями к воспитателю, не поговорив при этом с воспитателем же, и так далее. Советов по психологической адаптации мало, они занимают две странички и не несут практической ценности («хвалите, ласкайте», в таком духе). В этом вопросе поможет другая книжка: .

Далее подробный список необходимой одежды и обуви с обоснованиями, что и зачем. Целый раздел посвящен закаливанию водой и воздухом. Здесь тоже есть адекватные замечания: спать при открытой форточке, новорожденным – не закрывать лицо на улице, а детям старше трех лет разрешается гулять до -20 градусов при отсутствии ветра. Оптимальной температурой воздуха в помещении автор считает 18-22 градуса. Это уже не советский подход, а вполне современный. Дальше страницы отведены проблеме плохого аппетита, и как с ней бороться. Что интересно, автор приветствует грудное вскармливание до 1-1,5 лет, и к вопросам питания относится довольно таки бережно.

У некоторых детей возникает так называемый избирательный аппетит: одно блюдо или продукт они принимают с аппетитом, а от другого отказываются. В таких случаях следует проявлять настойчивость, изобретательность (а иногда и хитрость), чтобы постараться приучить ребенка есть нелюбимое блюдо. Однако ни в коем случае нельзя кормить насильно. Большие порции неприятной для ребенка пищи только усиливают его неприязнь к ней. Лучше без комментариев положить небольшое количество неприятной для него еды вместе с такой пищей, которую он любит. Сначала он будет оставлять еду нетронутой, но однажды попробует. Таким образом, вы сможете привить вкус к продуктам, которые ему меньше нравятся.

Вкусовые пристрастия ребенка также могут объясняться недостатком в организме витаминов, минералов или каким-либо заболеванием. Например, недостаток в организме железа приводит к развитию анемии, при которой ребенок может грызть мел, известку, бумагу, есть землю из цветочных горшков и на улице, отказываться от мясной и другой пищи. Следует отметить, что привередливые в еде дети часто имеют таких родителей. Очень легко привить ребенку собственные предпочтения в еде, даже не сознавая этого.

И о болезнях: профилактика и лечение ОРВИ, прививки, ЛОР-заболевания и стоматологические проблемы. Словом, все, что порою преследует обычного детсадовца: как вовремя распознать, чем лечить, и надо ли. Здесь подход традиционен, как и следовало ожидать от врача. Но современные веяния тоже прослеживаются: не сбивать температуру до 38,5 (которую автор, кстати, называет «умеренной») при отсутствии судорог и других тревожных симптомов. К сожалению, приветствуется обтирание водкой, как невыводимый фольклор в исполнении некоторых врачей. Исходя из вышеизложенного, ценность книги можно определить как «фифти-фифти» — если советы хорошие, то они очень хорошие, а коли уж плохие – туши свет.

К году ребенка следует научить правильно сморкаться. Для того чтобы высморкаться, нужно прижать одно крыло носа к носовой перегородке и несильно выдуть воздух из второй. Рот при этом должен быть открыт. Сильное резкое сморкание может привести к забросу слизи через слуховую трубу в барабанную полость. Для того чтобы ребенок понял, как это сделать, следует показать ему, что выдувать воздух («дуть») можно не только ртом, но и носом. Для этого можно подуть на вертушку, заставляя ее вращаться, вначале ртом, а затем носом. Это наглядный, но требующий большой осторожности способ. При насморке следует использовать бумажные одноразовые платки или салфетки и сразу же их выбрасывать. Однако часто сморкаться не следует, поскольку это вызывает дополнительную травматизацию воспаленной слизистой носа.

Как уже стало ясно, книга раскрывает особенности образа жизни, подготавливающего ребенка к новым условиям. Одежда, еда, привычки и навыки, все это желательно к садику максимально оздоровить и укрепить, чтобы перенести новый самостоятельный период гораздо легче.

Цена книги в магазинах: ~130 руб.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: