В марте этого года в Екатеринбургском театре юного зрителя вышел новый спектакль «Конек-Горбунок» по сказке Петра Ершова.
Небольшое отступление: летом ТЮЗ закрывается на капремонт, и в ближайшие два года спектакли можно будет увидеть только на «дружественных» площадках.
Говорят, что именно поэтому сцена в спектакле «Конек-Горбунок» выглядит пустовато, заметен урезанный бюджет. Благодаря блистательной игре актеров, бедность сцены не бросается в глаза. Но все равно сказывается привычка к иной театральной картинке: почти полное отсутствие декораций и перемещения актеров сугубо по одной плоскости (без спецэффектов – полетов, смены антуража, инсталляций и прочих украшательств) выглядят необычно.
В качестве декораций на протяжении двух действий на сцене висит мешковина или марлевые полотнища, похожие на мешки. Неважно, куда сказка приглашает зрителя – во дворец или на берег океана, все те же печальные клочья усиливают дух среднерусской тоски. Плюс такая же мешковатая одежда у актеров. Невольно хочется пошутить: декорации подчеркивают накапливание усталости и моральной подавленности героев, ведь Ивана напрягают, как могут. И туда съезди, и сюда поскачи, а если упадешь без сил, то это никого не касается – сгоняй-ка еще за Царь-девицей.
Только его другу Коньку-Горбунку все нипочем – это службишка, не служба! Конек (Сергей Молочков) – самый позитивный герой сказки. Он без устали прыгает, танцует, всячески подталкивает Ивана к подвигам. Иван (Борис Зырянов) тоже обаятелен и артистичен, а как он поет! Глаза зрителей поневоле увлажняются. И выглядит он замечательно со своими каменными бицепсами и почти настоящей богатырской широкой грудью. Русские молодцы в сказках, они ведь что? – колются, плачут и лезут, колются, плачут и… Русские богатыри не стеснялись своих эмоций и не жили под гнетом предрассудка, будто мужчине не пристало плакать. Врага порубил в капусту, свежеутренние подвиги по списку совершил, прилег отдохнуть, а тут тебе и новый списочек дел. Обидно? – поплачь, спой душераздирающую песнь. И снова в бой. Это ведь не как в наше время: поплачь, полежи… хочешь подвига? – полежи, и все пройдет…
Что, безусловно, радует – в этой сказке все актеры играют на «отлично», и у каждого свой определенный характер. Ведущий (Сергей Монгилев) внешностью и повадками немножко напоминает Джонни Деппа. Эдакий интеллигентный сударь в очках, но с припрятанной чертовшинкой. Он комментирует происходящее с некоторым недоумением, будто оказался в сказке случайно и вовсе не заинтересован в сюжете, при этом он тот еще шалун – нет-нет, да и на барабанной установке сбацает для настроения. Царь (Владимир Кабалин) порадует взрослую публику. Он откровенно страдает при виде молодых девиц, в частности экзальтированно сохнет по Царь-девице, всем телом выражая нетерпение и… впрочем, будем корректны, это же детский спектакль. Царь-девица (Олеся Зиновьева) немножко малахольная, лениво-сонная, она чуть-чуть покачивает бедрами (а могла бы и разойтись в искрометном восточном танце) и цедит приказания. Она же все-таки царь, хоть и девушка, не пристало ей отплясывать, как дворовая девка. И красавица писаная. Но Ивану и Коньку она не понравилась, больно худощава. Среди царских слуг выделяется коварный Спальник (Валентин Смирнов), похожий на Гоблинуса из фильма «Астерикс и Обеликс», у него демоническая внешность и такие же намерения.
Спектакль яркий, динамичный. Но не стоит забывать — выражаясь непрофессиональным языком рядового зрителя, что актеры все действо преимущественно стоят на месте, переговариваясь между собой. Только иногда танцуют, поют. Поэтому дошкольникам может быть скучновато, и рассчитан спектакль скорее на аудиторию 7-10 лет. Самые красочные эпизоды – выход Кобылицы (Елена Стражникова), зажигательно танцующей фламенко. Кобылица статна, горяча и прекрасна. А также вы никогда не забудете появление Жар-птицы (Вячеслав Отставных), она буквально взорвала этот маленький мирок. Ее образ — что-то вроде попугая из советского фильма «Мама»: безумное оперение, жеманные манеры. И пластичная Русалка (Ольга Медведева) станцует в ластах со стразами. В некоторых сценах актеров заменяют куклы, это приятное разнообразие для спектакля с минимумом декораций. В целом же хочется сказать, что актеры – просто молодцы, и спектакль хороший, несмотря на малобюджетность постановки.
Жаль, что ТЮЗ закрывается, ведь дети так быстро растут, и хочется показать им и «Пеппи», и «Бременских Музыкантов» (лучшие постановки для малышовой аудитории от 3 до 6 лет). У нас в городе не так уж много театров с залом, рассчитанным на маленьких детей. А в ТЮЗе очень хороший зал с крутым наклоном — с любого места неплохо видно даже малышам. Будем надеяться, что после ремонта театр станет еще краше и порадует нас интересными премьерами. А полюбившиеся постановки, в том числе и новенького «Конька-Горбунка», можно будет увидеть на других достойных площадках.
Ближайшие показы спектакля:
10 мая, четверг в 10:30
18 мая, пятница в 10:30
Продолжительность спектакля 2 часа, цена билета 200 руб. на каждого входящего.
Театр Юного Зрителя
Адрес: ул. Карла Либкнехта, 48 (остановка транспорта ‘ТЮЗ’, станция метро ‘Динамо’)
Телефон для справок: 388-07-32.
Касса театра работает ежедневно с 9 до 19 часов.
Фотографии пресс-центра ТЮЗ. Источник: