Метод проб и ошибок или метод перебора вариантов – врожденный метод мышления человека. В народе его еще называют методом научного тыка. Профессора и академики метод этот не жалуют и считают его малоэффективным. Это для решения задач высшей математики он не эффективен, а вот для молодых мам, воспитывающих первого ребенка, очень даже эффективен!
Еда
Почти каждая мама сталкивается с проблемой, как накормить свое любимое чадо. Редко кто из детей с удовольствием ест все то, что ему предлагают. Обычно дети капризничают, воротят нос, а то и опрокидывают на пол тарелку с едой. В этом случае такой метод незаменим.
Мамочка должна набраться терпения (много терпения) и методично и скрупулезно предлагать одно блюдо за другим, внимательно смотреть на реакцию и делать выводы. Не стал есть гречневую кашку — дать овсяную. Выплевывает овсяную, в следующий раз предложить пшеничную. И от пшеничной отказался? Не отчаивайтесь, есть еще рисовая, кукурузная, манная… А может надо развести пожиже или наоборот погуще, а может сделать погорячее или наоборот — остудить… А может ложечку другую взять, а может чуток сахарку добавить, или маслица… Да муторно, да медленно, да иногда хочется биться головой об стену, но результативно! Таким образом, испробовав десяток вариантов, я нашла то, что с удовольствием кушает моя дочь. Любит она овсяную кашку из коробки, а не домашнюю, и разводить ее надо пожиже.
Тот же принцип с овощами: морковка, тыква, кабачок, картошка, цветная капуста, брокколи, а сколько различных комбинаций можно придумать! Проведя не один час на кухне, и перебрав сотню «кулинарных рецептов», я сформировала меню, которое устаивает и меня и дочку.
Вот несколько примеров:
— Творог я смешиваю с бананом.
— Грушу дочка любит есть сырую, а яблоко я слегка запекаю, так оно становится мягче.
— Картофельное пюре она не ест. А если просто отварить картофелину, порезать пластиками и дать кусочек в руку, то ест с удовольствием.
— Детское печенье она не уважает, а вот сушки любит, как и черный хлеб.
— Отварное мясо ест с удовольствием, только не надо его размалывать. Нужно просто порезать на маленькие кусочки, чтобы было что пожевать, а точнее помусолить во рту.
Когда я даю ребенку попробовать новый продукт, а он воротит нос, я не спешу делать вывод, что он это не любит. Пробую еще пару раз. Может, первый раз у ребенка не было аппетита, или он был не в духе, или животик болел, или луна была не в той фазе. Но если он и последующие разы отказывается, тогда больше не настаиваю. Предлагаю что-нибудь альтернативное. Не ест морковное пюре, зато ест тыквенное. Не нравится яблочный сок, зато обожает грушевый.
Единственный раз я сделала исключение и «заставила» ребенка есть то, что ему ужас как не хотелось. Речь идет о кефире. Тут, к сожалению, особой альтернативы нет. Кисломолочное ребенку необходимо, значит надо его приучить пить кефирчик. Чего я только с этим кефиром не делала: и сироп сладкий добавляла, и варенье, и сахар, и печенье растворяла. Вариант с растворимым печеньем прошел! Потом, когда она кефир с печеньем стала пить с удовольствием, я начала уменьшать долю печенья, а после и вовсе престала добавлять. В итоге я победила, кефир мы пьем ежедневно! Одной моей подруге тоже пришлось идти на военную хитрость, ее сын, как и моя дочь, поначалу ни в какую не пил кефир. Оказалось, что он из бутылочки его не пьет, а если кефир налить в кружку, то совсем другое дело. Из кружки выпивает все 200 грамм одним махом!
Игрушки
Подарили как-то нам родственники развивающий центр. Этакая музыкальная штуковина со всякими крутилками, вертелками, пищалками, кричалками, вопилками, шумелками, сопелками и прочими радостями. Я была в восторге! Честно говоря, сама не раз смотрела на подобные вещи в магазинах, но меня «давила жаба». Удовольствие не из дешевых, я постою у витрины, посмотрю и пойду дальше. И вот это чудо у нас дома! Ура! Я с нетерпением разворачиваю коробку, протираю игрушку и даю дочке. Думала, что она теперь целыми днями будет пищать-крутить-вертеть. Ничего подобного! Первый день она поиграли с ним, а потом как-то быстро охладели. Теперь эта штуковина пылится в углу, и ребенок изредка обращает на нее внимание.
А простая пирамидка из стаканчиков, которые можно вставлять друг в друга и ставить друг на друга – это вещь! Самое интересное, что эту пирамидку я приобрела случайно. Покупала в магазине костюмчик, у продавщицы не оказалось сдачи, и мне пришлось взять что-нибудь на 70 рублей. Этим ‘что-нибудь’ оказалась пирамидка. Придя домой, я без особого энтузиазма вручила пирамидку малышке. Дочка была в восторге! Стаканчики пришлись ей по душе. Они ей не надоедают, играет с ними до сих пор. Теперь у нее этих стаканчиков несколько видов: круглые, квадратные, с рисунками и в виде бочонков. Что называется дешево, сердито и самое главное — интересно! Получается, что простая игрушка для нас оказалась ценнее дорогущего центра.
Если какая-то игрушка не заинтересовала вашего ребенка сегодня, не расстраивайтесь, попробуйте предложить ее через месяц, может к тому времени он «дорастет» и проявит интерес к ней. Например, моей дочери юла вначале не понравилась, а через месяц она поняла, что к чему, и даже попытались сама ее запустить.
Если спустя некоторое время ребенок так и не оценил игрушку, то это тоже результат. По крайней мере, вы уже не купите подобную и не потратите деньги впустую!
Музыка и книги
Еще во время беременности, я основательно закупилась дисками со всевозможной музыкой для малышей. На дисках была классическая музыка, адаптированная для детей, которую я с удовольствием слушала дома, на работе и в транспорте. Когда родилась дочка, я стала и ее приобщать к прекрасному. Включала диск и смотрела на реакцию. Выяснилось, что больше всего ей нравится Моцарт и Штраус, а вот Вивальди, Бетховен и Чайковский ей не по нраву. Фольклорная музыка тоже не нравится, хотя везде пишут, что детки от нее в восторге.
Когда дочка подросла и начала самостоятельно ходить, я познакомила ее с песенками нашего детства: «Антошка», «Oт улыбки», «Чунга-Чанга»… Как только я включаю этот сборник, дочка начинает бегать, пытается приплясывать в такт музыке и подпевать. Специально записала такой же диск для девочки, с которой гуляем. Я была уверена, что ей понравится. Не угадала, наша подружка осталась равнодушной.
Где-то месяцев с четырех я принялась знакомить ребенка с литературой. Начали мы со стихотворений Чуковского, дочка не оценила. Потом прочитала стихи Маршака и Барто, тоже не пошло. Но я не отчаивалась. Нашла у родителей книжку со сказками Пушкина, которая сохранилась со времен моего детства. Начала читать «Сказку о царе Салтане», дочка притихла и внимательно слушала минут десять. Ей очень понравились эти размеренные певучие стихи со множеством повторений.
Книжки для ребенка я покупаю разные, и простые бумажные, и тряпочные, и клеенчатые, и говорящие, благо, сейчас есть из чего выбрать. Но больше всего ей нравятся мамины журналы. Они так здорово рвутся! Так что теперь у меня не стоит вопрос, куда девать прочитанные номера, их «дочитывает» дочка.
Метод проб и ошибок универсален, он применим в любой сфере, связанной с воспитанием ребенка. Придет время, и станет намного легче. На вопрос о том, какую книжку почитать или что приготовить на завтрак, вы будите получать конкретный ответ от вашего ребенка. А пока приходится действовать «вслепую», перебирая многочисленные варианты.
Кому-то везет, и нужный вариант находится почти сразу. Кому-то не очень, приходится потратить не один день, чтобы понять, что же любит чадо. Тут главное — не отчаиваться и не опускать руки, а пробовать, пробовать и пробовать, и тогда вы обязательно найдете то, что нужно вашему малышу.