«Оловянная сказка» на сцене ТЮЗа. Обзор спектакля

Если окинуть взглядом обзоры детских спектаклей, опубликованные на сайте, то окажется, что совершенно незаслуженно там забыты постановки ТЮЗа. Попытаюсь эту несправделивость устранить, тем более и повод есть – побывали мы с дочерью недавно на свежем спектакле «Оловянная сказка» (премьера которого состоялась в последних числах октября), и не только на нём. Трудно было бы пройти мимо новинки с таким химическим названием!

Оловянная сказка или подарок волшебника

Вопреки навязчивой ассоциации, «Оловянная сказка» не имеет никакого отношения ни к Андерсену, ни к его стойкому солдатику (хотя и такой – не менее замечательный! — спектакль в ТЮЗе есть, но о нем позже). Комедия ‘Оловянная сказка, или Подарок волшебника’ в постановке главного режиссера театра Евгения Зимина сделана по пьесе советской писательницы Тамары Габбе «Оловянные кольца». Как и сама пьеса, спектакль вышел весёлый и поучительный.

Сюжет не сложный: у вдовствующей королевы имеется две дочери, и обе не идеальны. Одна из них – принцесса Августа – не слишком добра, а другая – принцесса Апрелия – не слишком умна. Королева, измученная вопросом кому же из дочерей доверить управление Фазанией и Павлинией, обращается к мудрому и учёному человеку. К врачу Лечиболю. И добрый доктор не отказывает в помощи! Королева получает от него два оловянных колечка, а вместе с ними – еще одну проблему выбора. Колечки нельзя раздать принцессам поштучно, они оба могут помочь только одной из них, если первое кольцо вручить самой принцессе, а второе – юноше, который полюбит ее всем сердцем, её будущему мужу. В момент обмена оловянными кольцами (как все уже догадались, кольца эти не простые – волшебные!) и жених и невеста получат то, чего им больше всего недостаёт в жизни.

Такова завязка. Дальнейшие события разворачиваются вокруг колец – их пытаются заполучить пираты, которые в курсе, что это не просто пара кусочков цветмета, а настоящие волшебные кольца Альманзора (которые нельзя ни купить, ни украсть, ни отнять, их можно только получить в подарок), и вокруг принцесс – к ним пытаются присвататься принцы Болталон и Альдебаран (без белых коней, надо заметить, эти принцы, зато с большим желанием обосноваться на троне Фазании и Павлинии). Но всё заканчивается хорошо — какая же комедия без хеппи-энда!

Саму сказку про оловянные кольца мы заранее не прочли (хотя обычно стараемся — это очень помогает восприятию), но часто повторяющаяся фраза «по любви – по дружбе» мне упорно что-то напоминала. Оказалось – виденный в далеком детстве фильм «Кольца Альманзора», снятый по этой же самой пьесе :).

Нам спектакль понравился. Легкий, добрый, жизнерадостный. Меня ещё порадовали костюмы персонажей – отдельное спасибо чувству юмора того художника, который придумал нарядить принцессу Августу в высокие шнурованные ботинки (берцы?) и красные колготки, брутального принца Альдебарана – в треуголку из подушки, а изящному и утончённому Болталону вручил пластмассовую хлопушку для выбивания ковров. А уж описать наряд самой королевы у меня словарного запаса не хватает!

Играют актёры убедительно и зажигательно, а спектакль время от времени выплёскивается прямо в зрительный зал (так что удобнее брать места повыше – зрителям с первых рядов приходится периодически сворачивать шею, чтобы за всем уследить). В анонсах это формулировалось так: «Создатели спектакля решили окунуть зрителей в стихию площадного театра — театра мгновенной актерской импровизации, захватывающей игры, в которой правила меняются абсолютно непредсказуемо, а зрители становится непосредственными участниками происходящего» или так: «герои на тюзовской сцене напоминают персонажей итальянской комедии дель арте, площадных представлений бродячих актёров». Наверное, так и было – я не знакома с итальянскими комедиями дель арте, так что степень похожести оценить не могу :).

Стойкий оловянный солдатик

В репертуаре ТЮЗа этот спектакль достойно держится уже пять лет, а посмотрели мы его только этой осенью. Презентован он был весной 2005 года, к 75-летнему юбилею самого театра и в честь 200-летия со дня рождения великого датского сказочника (2005 год был объявлен ЮНЕСКО «годом Андерсена») как «музыкальная феерия по мотивам сказок Андерсена в 2-х действиях».

Спектакль совершенно незаурядный! В словосочетании «музыкальная феерия» нет никакого преувеличения – действие почти всё время происходит в сопровождении музыки петербургского композитора, заслуженного деятеля искусств России Сергея Баневича в аранжировке нашего земляка Сергея Сидельникова.

А сами герои, которые поют, танцуют, и не только, пришли в историю про оловянного солдатика из разных сказок Андерсена: живой и механический соловьи из сказки «Два соловья», детские игрушки из «Свиньи — копилки», крот и крыса из «Дюймовочки». Ну и собственно главные персонажи: оловянный солдатик, красавица-балерина и чёрт из табакерки – именно их сюжет в этой истории основной.

Поставлен спектакль очень по-доброму, красиво, мудро и поучительно – все воспитательные моменты тщательно соблюдены. Большая часть героев – в том числе и сам солдатик – говорящие и поющие. Балерина (самая настоящая, в пуантах) и садовые розы – только танцующие, их молчаливость очевидна сразу – по отсутствию микрофонов. А живой соловей не говорил и не танцевал. Он пел по-соловьиному. И достигнуто это было с помощью… скрипки!!! Да, соловей играл на скрипке, причем очень красиво и чисто. И когда его посадили в клетку, сразу стало понятно – петь не сможет, потому что там тесно. Очень точный и чёткий образ получился.

Зато самый отрицательный персонаж – чёрт из табакерки – и пел, и плясал, и бегал, и разговаривал, при этом ни у кого не вызвав ни малейшей симпатии. «Видно дьявол тебя целовал в красный рот, тихо плавясь от зноя» — в общем, исключительно жуткий и мерзкий тип. Именно таким и должно быть персонифицированное зло. Режиссёру — заслуженному деятелю искусств России Вячеславу Кокорину – хочется аплодировать стоя. И за соловья со скрипкой, и за молчаливую балерину, и за вертлявого чёрта. И за немногословного, но такого надёжного, стойкого и невозмутимого солдатика!

Спектакль пролетел на одном дыхании – я даже прослезилась в финале, хоть и был он не таким грустным, как в книге. Каким именно? Приходите – сами всё увидите!

P.S. На Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин» (Санкт-Петербург, 2006 г.) спектакль “Стойкий оловянный солдатик» был награжден «За изысканную театральную форму».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: