Т.А.Патрушина, Л.К.Филякина
Первоклассник на пороге школы. Советы родителям, советы учителям.
Издательство: Речь, 2009 год.
Продолжаем «первоклассную» тему, начатую в прошлом обзоре: . Сегодняшняя книга написана двумя учительницами, московской и петербургской. Все-таки, самым важным остается взгляд учителей на тему адаптации первоклассников, ведь учитель начальных классов берет на себя очень трудную роль, которую без преувеличения называют ролью «второй мамы». Малыши в 6-7 лет чисто психологически уже готовы встретиться с другим миром и новыми знаниями, но они все еще ждут доверительных отношений, тепла и заботы. Как в садике, как дома. Многие из нас помнят, как в советских школах первоклашкам запрещали бегать и кричать во время перемен. Иногда в грубой форме. С этого и начинаются педагогические тонкости – как научить ребенка к более суровой дисциплине, при этом не сломать его, не привить реакцию отчуждения.
Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность – самая обременительная часть школьных будней. Особенно тяжело переживается ребенком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение – активный процесс и участвуют в нем 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека. Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка каждому приходилось слышать раздраженное: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам все трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и легким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем срыв.
Книга состоит из двух частей. Первая называется «Беседы с родителями первоклассника». Она содержит советы по адаптации ребенка с первых дней в школе, о выборе школы. Конкретики мало, вся информация подается по верхам и в сжатой форме (сама книжка – маленькая), но, как это обычно бывает, пара ценных советов заменяет тонну информационной «воды». Например, о необходимости мягко и настойчиво подталкивать ребенка к осознанию своей новой ответственности. Все-таки, шести-семилетка – это еще маленький ребенок. А нагрузки в первом классе даются иногда непомерные, ведь многие дети также посещают секции и кружки. Тем не менее, ребенок должен к концу первого года обучения понять, что отныне он многие решения может принимать сам, не ожидая, что за него все сделают родители.
Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но и действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребенку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых еще нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приемы просты, ими может воспользоваться каждый. К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клееночку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да еще не забыть тряпочку – работу промакивать и руки вытирать. А вот другое задание – нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь ее, во что с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно? Но всякое бывает.
Редкая мама школьника не сталкивалась с упоительными историями утреннего сбора, когда ребенок за пять минут до выхода задумчиво роняет: «А мне сегодня надо будет гербарий принести на ботанику» или «Мама, а у нас есть бархатная бумага, три кисточки тонкие и три кисточки средние?» Казалось бы, как можно забыть про гербарий, это же не один листик, а много. Но дети легко сдвигают приоритеты, закрывая за собой школьную дверь, запихивая сложное задание подальше в память, чтобы оно не мешало отдыхать и предаваться веселым мыслям. Тоже родительская задача – помочь расстановке приоритетов. Причем сразу по приходу из школы, а не на утро. Авторы книги предлагают тесты, которые помогут определить готовность к школе не только у ребенка, но и у всей семьи.
Признайтесь честно, вы с удовольствием занимаетесь трудным, необходимым, но не слишком увлекательным делом? Конечно, нет. И наиболее тяжелым оказывается начало – период включения в работу. Заставить себя приняться за нее, а затем вынудить выполнять с полной отдачей далеко не просто даже взрослого. Мы тянем время, находим какие-то якобы важные дела, лишь бы отдалить неизбежное занятие, и только накапливаем внутреннее раздражение. А потом, уже приступив к работе, тратим силы не столько на ее, сколько на преодоление своего недовольства. Однако всем прекрасно известно, что постепенно досада угасает. Мы втягиваемся в дело, и оно идет без всякого принуждения, без насилия над собой, зачастую даже с интересом: скучное становится увлекательным. Подобное происходит и с детьми. Начальный период работы для них обычно труден и неприятен, а волевых ресурсов у ребятишек значительно меньше, чем у взрослых.
Вторая часть книги посвящена учителям. Ее главы названы «беседами», автор делится с читателями, своими коллегами, нюансами из своей собственной работы с учениками. Например, как расставить парты для первого урока, чтобы он был неформальным и полезным одновременно. Как сдержать свою авторитарность, чтобы вчерашний детсадовец как можно дольше пронес ощущение, что школа – это не только система ограничений, но и много интересных знаний.
Многие учителя начальной школы специально рассаживают детей в классе так, чтобы разрушить всякие детские взаимоотношения в угоду себе любимым, чтобы лихо справляться (читай: расправляться) с классом и любым ребенком для установления образцовой дисциплины в классе. Даже руки и ноги учеников эти горе-наставники по-прежнему укладывают и устанавливают по-своему, тем самым в течение получаса и больше лишая детей движения. Это создает почти невозможные условия для существования ребенка. Зачем? Кому это надо? Да нам, любимым! Ведь порой слышишь в классе: «Дима, не мешай мне!» Как может ученик мешать учителю, а?! Для кого мы в школе? Да не они для нас, а мы для них! Вот если мы так смотрим на свою работу, то давайте согласимся сразу, что мы почти не знаем, что же нам делать, как себя вести и как все-таки управиться со своими обязанностями.
Если сравнивать с другими книгами, эта являет собой поток сознания, особенно вторая часть. Известной учительнице Лидии Константиновне Филякиной, автору многих методик обучения, в том числе и «Семейки» — семейной школы для малышей, хотелось донести до своих коллег эмоциональную составляющую педагогики. Но для этого ей выделили слишком мало страниц. Такая лекция требует отдельного тома. А в сокращенном варианте она выглядит незаконченной, урезанной во всем.
Ну, а кто же у нас потерпевший? Самое терпеливое создание в школе – ученик. Мы ведь что хотим с ним – то и делаем. Хотим – тесты даем, хотим – методики новые апробируем на нем. Хотим – милуем, хотим – нет! А он, бедный, от нас, как солдатик в армии, в полной беззащитности. Если наша работа будет лишена самого главного – внимания к каждому человеку, то она станет бессмысленной. И даже вредной. Обучать можно только того, кто хочет учиться и может учиться. Слово-то какое – «учиться», то есть учить себя! А иначе-то как. Вот если мы вывернемся так, что все дети, и каждый из них захочет узнавать и познавать, вот тогда-то наша работа не будет бесполезной. «Ну, так это если захочет! А если нет?» — возразите вы. Конечно, захочет! Ведь в первый класс все до одного человека идут с желанием учиться. И не просто учиться, а хорошо учиться! Учителя, стыдитесь. Ведь во всей школьной жизни первый класс – единственный, куда дети идут учиться с желанием.
Ради «бесед с учителями» Филякиной эту книгу нужно настоятельно рекомендовать к прочтению будущим учителям. Да и первая часть больше подходит преподавателям, а не родителям. Книга небольшая, светлая, позитивная, практичного в ней мало, но она хорошо настраивает на другое отношение к первому школьному году: учение с увлечением.