Сколиозы и нарушения осанки: здоровье детей в наших руках!

В настоящее время сколиозами и нарушениями осанки страдают 7,4 – 54% детей. Основная доля возникновения нарушений осанки приходится на школьный возраст. Как же помочь своему ребенку сохранить осанку здоровой?

Сколиоз – заболевание малоприятное: кроме того, что деформируется фигура человека, он нередко сопровождается болевым синдромом. Но самое главное, что вслед за сколиозом тянется цепочка сопутствующих недугов. Изогнутые при сколиозе межпозвонковые диски пережимают окружающие их нервные корешки. В том числе и те, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах. Другими словами, сколиоз провоцирует развитие заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта и т.д. Лечить сколиоз трудно, гораздо проще не допустить его появления. В юном возрасте, когда идет формирование костно-мышечной системы, позвоночник уязвим перед непосильными, чрезмерными нагрузками.

В чем же причина появления этих проблем у детей столь раннего возраста и можно ли их предупредить?

На вопрос отвечает Кандидат Медицинских Наук Сутягин Сергей Петрович:

«Одной из главных причин, по которой нарушается осанка у детей – это неправильная посадка детей за партой или столом и несоответствие мебели росту школьников. Дело в том, что при сидении наш позвоночник испытывает большие нагрузки. Добавьте к этому несоответствие высоты парты и стула (стола – при выполнении домашних заданий) росту ребенка, и станет понятно, откуда у сколиоза «ноги растут». В ходе своей научной и преподавательской детельности, я столкнулся с проблемами, которые существуют в школе и эти проблемы касаются всех, у кого есть дети, которые ее посещают. Это связано с тем, что на детей в школе действуют вредные факторы, которые связаны непосредственно с учебой. Это высокие умственные нагрузки, большая зрительная нагрузка и гиподинамия. Я коснулся в первую очередь решения проблемы, связанной с гиподинамией».

– Каким образом высота мебели влияет на осанку ребенка?

Согласно санитарным правилам и нормам, у каждого ученика должна быть мебель, соответствующая его росту. Исходя из этого, все дети делятся на 6 ростовых групп. И мебельные фабрики выпускают школьные парты, столы и стулья 6 размеров.

Если размер мебели подобран правильно, высота стола и стула должна быть такова, чтобы ребенок мог писать, положив обе руки на стол, не поднимая плеч, не опуская низко голову и не сгибая спину, ноги при этом должны опираться всей ступней о пол. Все эти условия могут быть выполнены только при правильном подборе мебели. Если высота рабочей мебели строго соответствует росту ребенка, то позвоночник, шея и плечи не подвергаются дополнительной нагрузке, и осанка ребенка сохранится правильной. Если она не соответствует, ребенок физически не может сидеть правильно, т.к. ему неудобно, он приспосабливается к такой высоте, вырабатывается неправильная осанка. К сожалению, многие родители не знают, насколько это важно, потому что об этом никто не говорит.

– Насколько выполняются эти правила в школе?

– Судите сами: процесс рассаживания детей за парты отнимает много времени и сил. Учителю нужно узнать у медработника рост ребенка, затем измерить обыкновенной линейкой или рулеткой высоту парты и стула и сравнить эти данные с таблицей.

На деле часто выходит, что у учителя просто нет времени, чтобы определить нужную высоту школьной мебели для каждого ребенка и детей рассаживают «на глазок». Кроме того, рост ребенка в течение года меняется, время от времени необходимо корректировать высоту учебной мебели. К сожалению, в виду отсутствия инструмента, который помогал бы быстро и правильно определить ростовую группу ребенка, дети зачастую сидят за партами и стульями, которые физиологически им не подходят. Что и приводит к печальным последствиям.

Однажды в моей врачебной практике был такой случай: я работал на скорой помощи, меня вызвали к девочке 8 лет, плохо с сердцем. Я удивился, обычно это пожилые люди вызывают по такому поводу скорую помощь. Когда приехал, меня встретила молодая мама, девочка лежит в постели, мама испугана, сказала, что дала валидол. Я спросил, что случилось? Она говорит, сидела, делала уроки, и вдруг заплакала, сказала «у меня колет» в груди. Если слева колет, все люди знают, что это сердце. Уложила в постель, вызвала скорую, дала валидол. Когда я стал смотреть позвоночник у ребенка, оказалось, что у девочки сколиоз, защемился нерв, от чего и возникли боли.

Попросив маму показать рабочее место ребенка, я обратил внимание, что девочка учила уроки за обычным домашним столом и сидела на обычном стуле — и стол и стул явно не соответствовали росту ребенка и поэтому не удивительно, что у девочки возникли проблемы со здоровьем.

– Что вы предлагаете для решения этой проблемы?

– Так, несколько лет назад у меня возникла идея создания устройства, позволяющего быстро и эффективно подбирать детям школьную мебель, столы и стулья, оптимально соответствующие их ростовой категории. Мною разработана и запатентована линейка, с помощью которой можно легко определить ростовую группу ребенка и подобрать нужную высоту стула и стола.

– Что представляет из себя этот инструмент?

– Линейка Ростомер состоит из двух раздвижных планок, на лицевой стороне которых имеется цветная шкала в соответствии с ростовыми группами учащихся и номерами школьной мебели. Верхняя планка линейки имеет шкалу для определения ростовой группы школьника. Нижняя планка предназначена для определения номера стола и стула.

Каждая ростовая группа на шкале обозначена соответствующей цифрой и окрашена в определенный цвет. Цвет и цифровое обозначение номера стола и стула соответствуют обозначению ростовых групп. Аналогичная линейка разработана для дошкольников.

С появлением этого инструмента, процесс рассаживания детей в школе стал быстрой и несложной процедурой: учитель сразу определяет, какая высота ученической мебели подходит ребенку, даже не имея данных о его росте, не измеряя ничего по сантиметрам, не сверяя с таблицей. Изобретение Сергея Петровича получило высокую оценку НИИ гигиены и здоровья детей и подростков г. Москва и рекомендована к использованию в детских учебных заведениях как необходимое школьное оборудование.

– Используется ли ростомер в школах и детских садах Екатеринбурга?

– Да, работники детских учебных заведений с радостью восприняли новый инструмент, некоторые детские сады и школы уже пользуются им для подбора мебели детям. К сожалению, пока не все школы и детские сады знают о существовании такого инструмента, поэтому моя задача эту информацию до них донести.

– Данная линейка предназначена только для учебных заведений или ее также можно использовать в домашних условиях для подбора мебели?

– Ростомер можно и нужно использовать также в домашних условиях, чтобы правильно подобрать ребенку стол и отрегулировать необходимую высоту стула. Более того, ростомер подходит для подбора мебели взрослым. Если взрослые определят для себя подходящую именно им высоту рабочего стола и стула, то вскоре они заметят, что под конец рабочего дня спина и ноги будут гораздо меньше уставать, пройдут боли в спине. Поэтому я надеюсь, что с появлением такого инструмента количество сколиозов и нарушений осанки значительно снизится.

Автор: Сутягин Сергей Петрович, кандидат медицинских наук, разработчик инновационных продуктов для сохранения здоровья детей.

Ждем вас также на нашем сайте: www.rosto-mer.ru

Сутягин Сергей Петрович, кандидат медицинских наук: +7 (912) 294 78 23

Заказать ростомер можно по тел.: +7 (909) 014 29 97

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: