Суматранские тигры: партитура для хищников

Цирк я любила всегда. До сих пор цирк для меня – это ассоциация с детством, когда дед брал нас, своих многочисленных внуков, покупал каждому фруктовое мороженое и вел на представление. Тогда мне нравилось все: арена, покрытая ярким красным ковром, суета в фойе, особенный запах цирка. Но более всего я ждала тех минут, когда гас свет и… настоящий живой оркестр играл цирковой марш. «Пам-пам-па-рам пам-па-па-па-парам-парам», — у меня бежали мурашки по коже от ощущения, что сейчас, вот-вот, начнется волшебство.

Глядя на дочь, я понимаю, что она чувствует примерно то же самое. Сейчас музыканты играют другое произведение, но я думаю, живой оркестр производит на нее такое же магическое впечатление: она замирает в ожидании… Вот-вот откроется занавес, и артисты в разноцветных костюмах выбегут на арену приветствовать нас, зрителей!

В этот раз мы шли в цирк с особым настроением: ведь к нам приехали тигры! Этих хищников мы уже видели в аттракционе Багдасаровых и братьев Запашных, но я знала, что Николай Павленко — это, пожалуй, самый сильный дрессировщик тигров и его работа с полосатыми очень эффектна. Я, в принципе равнодушная к животным на арене и предпочитающая воздушных гимнастов и эквилибристов, в этот раз ждала именно второе отделение. Но – обо всем по порядку.

Первое отделение порадовало: номеров всего 9, но они очень динамичные и разнообразые. Тут и жонглеры, и гимнасты, и дрессированные животные.

Номер воздушных гимнастов Екатерины и Сергея Остудиновых меня поразил. Для себя я назвала его «О доверии», хотя официально в программке он называется «Мой ангел»: артисты летают под куполом цирка на ремнях, при этом в большинстве случаев девушка совершенно за них не держится, а полагается на силу и поддержку партнера. Заворожил момент, когда она просто лежит на… его ступнях. Это каким же бесстрашием надо обладать и как доверять своему партнеру? Номер очень красивый, лиричный и в то же время идет ровно столько, чтобы получить эстетическое удовольствие, но не «переесть».

Дочери в свою очередь очень запомнился эквилибрист на тростях, золотой лауреат международного фестиваля «Цирк Куба» Максим Минасов. Номер выглядит очень технично и оформлен так же: совершенно драйвовая музыка, подсветка, реквизит — огромные гвозди. И работа артиста – все вместе производит ощущение отсутствия границ для возможностей человеческого тела. Номер дал нам огромное количество тем для обсуждения: о синтезе искусств, о человеческой анатомии, о том, сколько труда прилагают артисты, чтобы для нас номер выглядел легким и красивым. Это еще одна причина моей любви к цирку: во время представления можно обсуждать, заострять внимание ребенка, обращать его взгляд на важное, — то, что невозможно сделать, например, в кино или театре.

Дрессированные кошки Олеси Экк и японские шпицы Николая Павленко – номера для детей. Сидящий за нами мальчик лет 4 аж визжал от восторга, когда на арене появился самый маленький артист – шпиц Вени. Такая же радостная реакция была у детей и на кошек.

Мне же «из животных» в первом отделении больше всего понравились попугаи. «Шоу перуанских попугаев» под руководством Ольги Хотим. Перуанские попугаи — это большие разноцветные птицы, которые приковывают к себе взгляд. И тем трогательнее выглядит момент, когда экзотическая птица говорит в микрофон всем знакомое «Кеша хороший». Завершается шоу полетом птиц по окружности зала. Мы сидели на 10 ряду, и моя дочь и другие дети, как загипнотизированные, тянули руки к красно-синим попугаям.

«Мама, вот они зажгли! Я хочу к ним!», — а это про номер акробатов на батуте «Московские стиляги». И правда — зажгли! Пожалуй, это самый веселый, самый яркий, самый цельный номер первого отделения. В нем есть все: эффектные высокие прыжки с многократными переворотами, сюжет, юмор, яркие костюмы, динамика. Зал отбил ладошки, аплодируя артистам, ребята заслужили такой прием.

Есть в программе и номер, который рассчитан, как мне кажется, на взрослую публику: «Высшая школа верховой езды» под руководством Ольги Хотим. Изящная лошадь с прекрасной наездницей танцует на манеже. Изысканно, красиво, тонко, но детям не хватает действа. А вот взрослые принимают номер отлично: красота не может оставить равнодушным зрителя. Зато следующий номер с лошадьми – «Жокеи-наездники на лошадях» Якова Экка – абсолютно для всех. Скорость, трюки, красивые сильные мужчины, ухоженные скакуны – адреналин залу обеспечен! Кстати, диаметр цирковой арены – 12,8 м, так как именно при таком размере лошади могут галопом бегать по кругу, не сбрасывая наездников со спины.

Отдельное наше спасибо в этой программе – клоунам Стелле и Арто. Конечно, были и традиционные интерактивные номера, когда клоуны вызывают на сцену зрителей. Но, честно говоря, мне как почти постоянному посетителю цирка, такие выступления уже приелись. Поэтому я с особым удовольствием смотрела миниатюры от клоуна и клоунессы, которые, может и не вызывают приступов смеха, но наполнены красотой, удивительной артистической подачей. Это маленькие спектакли, где на помощь клоунам приходят то огонь, то плюшевые куклы. Мне кажется, эти артисты могли бы играть свое отдельное шоу — настолько они запоминающиеся и самобытные.

И вот антракт, во время которого натягивают сетку, а значит еще чуть-чуть – и на арену выйдут те, ради кого мы и пришли сегодня в цирк – суматранские тигры дрессировщика Николая Павленко.

Вообще, Николай Павленко — это уже легенда! Лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства, Обладатель «Циркового Оскара», Народный артист России, обладатель «Золотого клоуна» в Монте-Карло. За рубежом его называют Маэстро. Когда видишь, как он работает с хищниками, понимаешь, как много стоят эти звания.

Несколько моментов, который особенно поразили:

В клетке с дрессировщиком – 13 тигров, он будто окружен ими*.

* Вообще, тигров в аттракционе 14, но бывает, что одна из тигриц в номере не участвует. Спросите, почему? Дело в том, что эта тигрица еще молодая и сейчас она «гуляет», как говорит Николай Карпович, «У нее периодически небо в алмазах». Мастер смотрит по состоянию тигрицы, будет она работать в определенный день, или нет. От ее настроения и зависит, сколько тигров вы увидите одновременно в манеже.

Вообще максимальное количество тигров, с которыми Николай Карпович работал одновременно в манеже — 18. Сейчас артист планирует увеличить количество хищников в аттракционе — он хочет взять молодого самца, чтобы родились тигрята. Вообще за все время, пока Павленко работает, в его полосатой труппе родилось более 148 тигрят)))))

Н.Павленко работает с хищниками один — без ассистентов. До этого представления я всегда наблюдала парную работу с хищниками. И -!!!!- в руках у дрессировщика палочка, имитирующая дирижерскую, и сам Мастер выглядит как дирижер большого слаженного оркестра: взмах палочки, и каждый тигр, как музыкант, вступает в свою партию.

Кульминацией номера становится «нападение» тигров на дрессировщика: они крадутся, оттесняя дрессировщика к самой сетке, и вдруг, в какой-то момент, покорно становятся на задние лапы, и так уходят с манежа.

Это неописуемое зрелище, уникальная дрессура: Человек против 13 тигров. Хотя, прочитав ради интереса интервью с Н.Павленко, я поняла: он не против, он вместе с ними работает на арене.

«Секрета нет, — говорит Николай Карпович. — Насильно тигра не заставишь выучить трюк. Все трюки строятся на игре животного, на элементах, которые он сам выполняет в обычной жизни».

Поэтому тигры на арене прыгают, «ссорятся», рычат, — это их обычная жизнь, которая обрамлена талантом дрессировщика в такой уникальный по своей эмоциональности спектакль.

Спасибо Вам, Николай Карпович!

Напоминаем вам, что осталось всего 6 представлений с участием суматранских тигров в Екатеринбурге!

Расписание:

26 августа 12:00

1 сентября 16:00

2 сентября — заключительное представление! — 12:00.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: