Все секреты про Деда Мороза

Кажется, что Дед Мороз был всегда! Уж так славно он пришелся к новогоднему торжеству. А ведь этот персонаж активно выступает на праздничной сцене всего двести лет. До этого его место пустовало. Как же и откуда он взялся, кем он был и в кого превращался, как менялся его облик за эти годы? Предлагаем вам прогулку в прошлое не только наше, российское, но и европейское (выведем Санту Клауса на чистую воду!) А чтобы путешествие было наглядным, будем перебирать давние новогодние и рождественские открытки.

Вопрос: что есть у новогоднего-рождественского Деда такого стабильного-неизменного (по типу: Усы-лапы-хвост, вот мои документы!) Шуба? Так он может и раздеться на некоторых открытках Дед Мороз или Санта с закатанными рукавами пакуют подарки. Валенки? А вот у Санты, например, черные сапоги, да и наш Дед Мороз порой изображается в красных сафьяновых сапожках. Посох? не всегда. Мешок с подарками? опять мимо: иногда он рисуется вовсе без подарков или возит презенты прямо на санях. Красный нос? уж как повезет. Олени?? хм Правильный ответ: седая борода!

Праздничный Дед глубокий старик, который изначально олицетворял конец времен (конец года), близость смерти или саму смерть (зима же, холод лютый), мрак и неумолимый рок. Но в то же время жизненную мудрость, понимание, доброту и щедрость. Нынешний Дед Мороз и его иностранные коллеги слеплены из разных образов, разных мифологических сюжетов, которые так качественно перемешались, что уже и разобрать-то сложно, что и откуда. Но есть несколько четких линий в генеалогии Праздничного Деда. О них и пойдет речь.

Значимым прообразом новогоднего Деда стал не кто иной, как бог Сатурн (у римлян), он же Хронос (у греков) верховное божество, пожиравшее своих детей, бог времени. Его изображали бородатым старцем с косой. Римский Новый год вышел именно из декабрьских сатурналий празднеств в честь бога Сатурна. Сатурн жесток и неумолим, все-то он хочет завершить и прикончить. В этом смысле показательна картина Ивана Акимова Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру (1802, Третьяковка). Таким он приходит и на праздничные (не только новогодние) европейские открытки. Для тех, кто не особенно разбирался в хитросплетениях античной мифологии, этот старик стал называться Отец Время. Его изображали не только с косой, но и с песочными часами.

Часто Отца Время сопровождал младенец, или маленькая девочка, или ангелочек. Подтекст ясен: старое умирает, новое нарождается, Смерть и Рождение (новая жизнь) идут рука об руку. Кроме того, в 16 веке Мартин Лютер придумал Рождественское Дитя (Кристкинд) это был не Младенец Иисус, а маленькая девочка или ангелок в виде девочки, который приносил добрым детям подарки, а дурных детей оставлял с пустыми руками (основатель протестантизма Лютер сделал это в пику католическому св. Николаю но о Николае позже). Так вот, поэтому часто Отец Время имел юного спутника. Еще бывало, Отец Время изображался в паре с красивой женщиной, как видно, в напоминание о том, что молодость и красота скоротечны, но, несмотря на неминуемый конец и распад, ныне мы живы и вполне еще молоды, а потому должны полнокровно радоваться и ценить это.

Другой прародитель нынешнего Новогоднего Деда это святой Николай. В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение, потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю свою жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники. Святитель Божий епископ Мирликийский, он же — Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям. Он умер в глубокой старости, после короткой болезни.

Существует такое предание. Услышав, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей на блудодеяние, св. Николай ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от греха. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как святитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары. И если в Средние Века детям делали подарки 28 декабря, в День Невинных Детей, то где-то к 17 веку ребятишек стали одаривать в день св. Николая 6 декабря, а уже позже Санта Клаус стал приходить к детям под Рождество или в Новый год вот как все смешалось.

Ну, и, конечно, у каждого народа был свой местный Дед дух леса или дух холода, суровый, но справедливый. Им можно было припугнуть детей (недаром некоторые иностранные дублеры Деда Мороза носят с собой розги), но от него же можно было и ждать подарков. У него были помощники-гномы, лесные духи, которые и готовили для детей игрушки. В христианизированном варианте Деду помогают ангелочки (хотя, конечно, ни с какими церковными канонами это не стыкуется).

Веку к 19-му образ Праздничного Деда устоялся и широко распространился в России, Европе, Америке и других странах. Дети полюбили его и с трепетом и восторгом ждали подарков. Конечно, о встрече с ним нельзя было и мечтать ну, если трезво, кому бы пришла в голову мысль переодеться святым Николаем или Морозом-Трескуном? Дед приходил тихо и неслышно, оставлял свои подарки (а порой и саму наряженную елку вот почему европейских детей отправляли спать, украшая для них праздничное дерево тайком) и уходил до следующего года. Подсторожить Деда было мечтой миллионов детишек. Но, увы, поглядеть на него удавалось разве что на праздничных открытках (на средней Дед сравнивается с легендарным средневековым дудочником из Гаммельна, который увел из города всех детей).

И, конечно, как было взрослым удержаться от манипуляций Новогодним Дедом! Санта приходит только к хорошим детям, которые сами напоминают ангелочков (подпись на первой открытке: Да! Конечно, я принесу это. Но вы должны быть очень, очень хорошими. До свидания).

И, конечно, детишки, ожидавшие Деда Мороза или Санту с подарками, были очень разные.

Точно также и Рождество или Новый год бывали разными (обратите внимание на даты). Подпись на первой открытке: У вас выставлен знак службы Красного Креста? (знак того, что в этом доме могут принять раненых или оказать медицинскую помощь). Подпись на второй открытке: Покупайте рождественские печати. Защитите ваш дом от туберкулеза (деньги от продажи рождественских печатей шли на благотворительные цели, в том числе, на лечение больных туберкулезом).

Первые десятилетия своей работы Праздничный Дед облачался в самые разные одежды, носил разнородные головные уборы и обувь. Но к 1930-м он получил красно-белый наряд и стандартизированный внешний вид. В 1931 этот образ лёг в основу рекламной кампании Кока-Колы, когда художник Хаддон Сандблом нарисовал Санта-Клауса с лицом одного из сотрудников компании, уже бывшим на пенсии. С тех пор ежегодно, вплоть до 1966, он рисовал новых Санта-Клаусов, закрепляя в общественном сознании этот современный образ. Рекламная кампания оказалась настолько успешной, что такой внешний вид Санта-Клауса не вполне справедливо приписывается Кока-Коле.

Наш русский Дед Мороз, по-видимому, произошел от духа холода Мороза-Трескуна, который не носил подарков наоборот, от него отдаривались, кто чем мог, чтобы ублажить Студеного и защититься от лютого мороза. Кроме того, этот Дед олицетворял покойного предка, задачей которого была охрана потомков от бед и их воспитание. Но постепенно он вобрал в себя многие черты европейских Праздничных Дедов, помягчел, расщедрился и начал ходить по домам на Новый год. Дед Мороз обзавелся дочкой (которая затем стала внучкой) Снегурочкой, которая полюбилась взрослым и детям и стала сопровождать Деда после появления в России во второй половине 19 века записанных: поэтической сказки (Данилевский), пьесы (Островский), оперы (Римский-Корсаков), картин (Васнецов, Врубель, Рерих) — о девочке-снегурочке, которая тает, прыгая через костер. А сказка эта растет из старинного обычая сжигать в дни весеннего солнцестояния на костре чучело, символизирующее зиму и старый год.

В Советском Союзе Дед Мороз оказался продуктом антинародной деятельности капиталистов и тихо отсиживался в подполье до конца 30-х. Затем у Мороза был очевидный перерыв всвязи с Великой Отечественной, и только в 50-е он снова выходит на большую сцену. И то с Дедом часто конкурировали более актуальные герои: шахтеры, строители, пионеры, космонавты.

Нынешний Новогодний бородач это добрейшей души старикан, часто нелепый и издерганный коммерческой необходимостью предложить как можно больше новогодних подарков. А свойственная сегодняшнему дню ирония привносит дополнительные черты в образ Праздничного Деда (такими темпами от него скоро может остаться одна филейная часть — мешок с подарками).

Поэтому особенно хочется сохранить тайну, и сказку, и тихую торжественность, и особый трепет Новогодней ночи и обязательно доброту, силу и праведность ее главного героя Дедушки Мороза, который всё видит, всё знает, который и страшен, и добр, и холоден, и горяч. Который не только подарки нам принес но и сам праздник.

С Новым годом! Хорошего вам Деда Мороза! :)))

Выражаем огромную благодарность teavera за предоставление архива старых праздничных открыток!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: