«Хорошо там, где нас нет» — наверняка каждый хоть раз слышал эту фразу. Все чаще она употребляется по отношению к жизни в других странах. Там и трава зеленее, и воздух чище, и продукты экологичнее, и цены ниже.
Этот список можно продолжать до бесконечности. В него также входят идеально ровные дороги, вежливые сотрудники дорожной полиции, гуманные законы. А как же обстоят дела на самом деле? Об этом нам рассказали ю-мамы, живущие в различных странах мира.
Австрия
В Австрии, как и в остальных европейских странах, правила обязывают использовать ремни безопасности взрослым и автокресла детям. Естественно, запрещено управлять автомобилем в нетрезвом виде – однако допустимый уровень алкоголя в крови несколько выше, чем в России.
На перекрестках с круговым движением преимущество имеют транспортные средства, въезжающие на круг. Во многих странах ситуация прямо противоположная.
Согласно законодательству, разговаривать за рулем по мобильному телефону можно только используя гарнитуру. В противном случае вам грозит штраф.
В Австрии категорически запрещено пользоваться антирадарами. Это объясняется активной борьбой дорожной полиции с нарушением скоростного режима. На вас наложат большой штраф, а прибор конфискуют.
Кстати, о скоростном режиме. В населенных пунктах можно двигаться со скоростью, не превышающей 50 км/час. Вне населенных пунктов разрешено двигаться со скоростью 100 км/час, на скоростных магистралях – 130 км/час. На некоторых автострадах существует ограничение по скорости в ночные часы.
Еще один интересный факт: согласно местному законодательству нельзя иметь с собой в канистре больше, чем 10 литров бензина. Это не очень удобно – ведь большинство автозаправочных станций работает не в круглосуточном режиме.
А еще…В Австрии автомобиль не является необходимостью!
: После переезда не сажусь за руль, не только потому, что нет местных прав, а больше потому, что система общественного транспорта налажена так, что авто в городе ни к чему.
Италия
Права в этой стране можно получить не в 18 лет, как в России, а в 21 год.
Скоростной режим в Италии практически идентичен австрийскому. В городе максимально допустимая скорость – 50 км/час. Вне населенных пунктов – в зависимости от типа автострады – от 90 до 130 км/час. Везде установлены специальные аппараты, которые фотографируют нарушителей. Штрафы за превышение скорости довольно высокие.
Вообще итальянцы крайне строго относятся к нарушителям. Например, за вождение в нетрезвом виде возможно наказание в виде тюремного заключения.
Дорожная полиция в Италии отличается своей принципиальностью и законопослушностью. Если Вы попытаетесь предложить взятку – Вас могут арестовать.
Очень удобно то, что штраф Вы можете оплатить на месте.
Стоит отметить, что итальянцы отличаются культурой вождения и взаимовежливостью.
: В первый раз я сдавала на права в Екатеринбурге – это было необходимо для карьерного роста. Но поводить не успела – уехала. Второй раз сдавала уже в Италии – здесь российские права не конвертируют. И в России, и здесь удалось сдать с первого раза.
…Сдача на права в Италии несколько отличается. Например – здесь нет полигона! Водить тебя сразу на дорогу вывозят и скоростной режим общий для всех, только на автостраде чуть ниже скорость для учеников. Все парковки, заезды-выезды и «эстакады» — все из реальной жизни, т.е. ты не палки сшибаешь, а должен вписаться между машинами. По улочкам узеньким гоняют, страшно до жути, там все стены в выбоинах от машин, а тебя туда сразу везут и ты должен или в горку или с горки, но въехать в эту щель.
Экзамены здесь сдаются тоже в 2 этапа — теория и практика, можешь готовиться самостоятельно и сдавать экстерном, не платя школе, оплачивая только госпошлины. Теорию можно сдавать 3 раза, каждый раз платя за экзамен 100 евро. Если и с 3-й попытки не сдал, я не помню какие там наказания, кажется (!) год ты не можешь пытаться сдавать.
…Предъявляются разные требования к иностранцам и местным. Иностранцами, ввиду слабых языковых знаний, теоретический экзамен сдается в виде собеседования, т.е. могут спросить, что угодно, но ты можешь ткнуть пальцем или помахать рукой, объясняя свою мысль. Карточки-схемы тоже есть.
После того, как сдал теорию — получаешь допуск к вождению. Обязательны 10 получасов (т.е. 5 часов) вождения с инструктором. Хочешь больше — плати, води. Или ищи человека со стажем вождения более 10 лет, он тоже может быть твоим инструктором, например твои родители или муж… Тебе дают «розовый листок», с которым ты можешь водить машину 6 месяцев, потом либо сдавай, либо обновляй листок и еще тренируйся.
…По моим ощущениям, в Италии попроще сдать, чем в РФ.
…А еще здесь очень терпимы к начинающим водителям (на машину на год после получения прав крепится знак «Р»). Тебе скорее помогут, пропустят, чем подрежут… Однажды я не могла тронуться на светофоре (на подъеме), за мной скопилась приличная очередь, но никто не сигналил.
Но, несмотря на все это, мне страшно водить. Даже из гаража выезжать боюсь — там такая рампа нечеловеческая. Боюсь узких горных дорог. Но я смогу! Перебоюсь и смогу .
… Несмотря на горные серпантины – безусловно, водить в Италии лучше, чем в России. Дороги отличаются качеством покрытия, качеством разметки, нет знаков-ловушек (ну как ГИБДД влепит новый знак и стоит под ним штрафы собирает, такого близко не бывает, скорее наоборот, все знаки по 10 раз дублируются и хорошо видны). В Италии огромное количество кольцевых развязок (сейчас ими пытаются заменять светофоры), это чтобы было естественное регулирование движения и не было пробок. Везде автоматический контроль скорости и, если превышаешь, тебя ждет красный светофор впереди (в лучшем случае), автоматический штраф — в худшем…
…Изучая итальянский фольклор, наткнулась на поговорки :
Donna al volante pericolo costante (женщина за рулем — постоянная опасность),
Donna al volante lumaca ambulante (женщина за рулем — улитка пешком).
Так что в Италии тоже есть стереотипы, схожие с российскими, относительно женского вождения. Вообще я с этим мнением согласна.
…К женщинам относятся терпимо (в наших краях, не знаю как с этим на Сицилии), никто не сигналит специально, не орет и не показывает жестов, если женщина чего-то сделала не так…
Но женский стиль вождения виден издалека… Женщины почти никогда не останавливаются на пешеходных переходах, отворачивают взгляд в противоположную от пешеходов сторону…
Женщина обязательно выжмет газ и обгонит, если впереди машина «Р», — это даже не смешно.
…Женщина может спокойно остановиться посреди дороги, опустить стекло и потрещать со знакомой, ей это важнее, чем машины позади нее.
…Она может припарковаться под знаком, ей же только в магазин заскочить.
…Для женщин есть специальные места на парковках (с розовыми цветочками), ну чтоб прямо влететь на него.
…Блондинка в красном авто актуальна и тут, есть другой стереотип — маленькая черная машина стройнит .
…Женщин за рулем много, очень много и водят до ооочень преклонного возраста…
США
Дорожная полиция в США не менее строга, чем в Италии. Да и законодательство столь же суровое. За любое даже самое небольшое нарушение вы заплатите штраф – и немаленький.
Разметка на дороге в Соединенных Штатах крайне удобна. Полосы разделены – для автомобилей, которые будут заворачивать направо или налево. Есть специальная полоса для автобусов – и по ней действительно ездят только они!
Скорость измеряется в милях. Если переводить ее в км она варьируется от 90 км/час до примерно 110. Исключение составляют жилые кварталы – максимально допустимая скорость движения там составляет около 25 км/час.
В США – особенно в крупных городах – крайне тяжело найти место для парковки. При нарушениях правил машину могут эвакуировать на штрафстоянку за считанные минуты. Заплатить, чтоб вызволить железного коня, вам придется немало.
: В США без машины как без рук. Там, где я живу, транспорт не так развит, как в Екатеринбурге, так что машина совсем не привилегия… До ближайшей остановки от моего дома идти минут 20, а потом еще неизвестно, сколько придется ждать общественный транспорт…
…Когда я сдавала на права — замаялась учить билеты. На тот момент я жила тут всего полгода, и было очень сложно разобраться в правилах. Скорость в милях, другие знаки – черт ногу сломит. К тому же я на седьмой неделе беременности была. Но сдала!
… Первое время я боялась попасть в аварию или быть остановленной полицией и не понять, что мне говорят. Хотя английский я знаю, но я думала, что испугаюсь и ничего не пойму, что мне говорят… А вообще водить здесь машину легко — разлиновка везде, отдельный сигнал на левый поворот везде. Да, кстати, тут правый поворот на красный разрешен (если никому не мешаешь).
… А вот в Лос-Анджелесе водить не люблю, там все не такие вежливые как дома.
…При сложных ситуациях на дороге (пробила колесо, закончился бензин) звоню в службу ААА (членство а автомобильном клубе), они приезжают и выручают. Тут машинами самостоятельно вообще никто не занимается…
… Правила иногда нарушаю. Уже попала под современный вид «отловли». Тут стоят камеры с сенсорами на перекрестках, если проезжаешь на высокой скорости или под красный цвет, то тебя фотографируют. Вот меня и засняли под красный — прислали фотки со всех сторон и аккуратненький счет на 350 долларов. Вообще проверок тут не существует, полиция имеет право остановить ТОЛЬКО если ты что-то нарушил. А просто так, проверить документы — не имеют права. Поэтому когда я пьяная за рулем, веду машину как приличный гражданин .
…Относительно того, покупать ли автокресло, здесь вопрос даже не стоит. Тебе малыша в роддоме не отдадут, если кресло в машине не стоит (сестра проверяет перед выпиской). Если я попаду в аварию, а ребенок был не в кресле или не пристегнут, меня могут в тюрьму посадить. Здесь с этим очень строго. Так что адаптации никакой не требовалось – дети в креслах с рождения. Спасибо телевизорам на задних сидениях, любая долгая поездка без хлопот…
Финляндия
Скоростные ограничения в этой стране, пожалуй, наиболее строгие. Вне населенных пунктов разрешено передвигаться не быстрее, чем 80 км/час. На территории населенных пунктов разрешенная скорость – 50 км/час и ниже. Вообще, наказание за нарушение скоростного режима в Финляндии довольно сурово. Например, иностранцам могут даже отказать в визе на один год.
Автомобилисты придерживаются «правила правой руки» — а именно, пропускают те автомобили, которые двигаются справа.
Финны очень трепетно относятся к безопасности дорожного движения. Большинство из них просто не представляют себе ситуацию, когда кто-то нарушает на дороге правила.
: На права я выучилась еще 12 лет назад — тогда так сложились обстоятельства, что совпало сильное желание и возможность. Но с момента получения и до весны этого года за руль не садилась больше. Сначала не было возможности, потом необходимости, а потом появился страх.
Водить стала в этом году, когда подросли дети. Это случилось как-то внезапно. Думала-думала, что бы такое для себя полезное совершить, и резко решила, что буду сама ездить. Поняла, что освобожу себе массу времени, сил, и посмотрю гораздо больше, если буду водить сама, т.к. муж даже по делам не сильно-то и может возить. В общем, водить самой — это свобода определенная.
Для восстановления навыков взяла 15 часов вождения у инструктора и самостоятельно повторила теорию. В начале марта начала брать уроки, через 1,5 месяца уже поехала сама. Первый раз было трудно — страшно, и второй раз тоже. Может к пятому разу страх стал отпускать, и садиться стала спокойно. Но вот перерыв на неделю — снова страх возвращается, именно сесть в машину. Потом страху места нет — нужно сосредоточиться и ехать.
…Собственно, начала я водить именно в Финляндии. Одним из мотивов, почему я начала водить тут, было то, что здесь спокойная манера вождения, все соблюдают правила, нет такого огромного количества машин, как в той же Москве, Екатеринбурге.
…Поменять права на финские стоит 40 евро. Если права получены давно (как в моем случае), не нужно ничего сдавать. Необходима медицинская справка (терапевт спрашивает про общее самочувствие, употребление алкоголя и наркотиков, реакцию проверяет).
Через месяц после сдачи документов и заявления мне выдали права европейского образца до 2046 года .
…Учиться с нуля в Финляндии дорого, но недолго, в 2 этапа. Первый — 3 месяца — теория, вождение (15 часов), экзамен. Потом в течение полугода нужно прослушать еще 10 часов лекций, и выдают уже постоянные права (без экзамена). Есть возможность выучиться в т.ч. на русском языке или английском.
…Правила, естественно, я тоже не нарушаю, по крайней мере сознательно. Иногда сомневаюсь, правильно ли я совершила тот или иной маневр, туда ли выехала, иногда еще некорректно перестраиваюсь. «Авточайник», в общем . Веду свой дневник, куда записываю, как я проездила день, потом «работу над ошибками» делаю, ну там правила еще почитаю…. Мой дневник .
…Вот со стоянками у меня проблема — уже 2 раза штраф за неправильную парковку поимела.
… Встреча с финским ГАИ была один раз — остановили для проверки на алкоголь (это было как раз после праздника государственного). Немного испугалась, т.к. говорю только по-английски, не знала, за что тормозят, думала, что все! Вдруг скорость превысила, или еще что. Из машины не выходила, они и не просили, документов тоже не просили, когда я сказала, что не говорю по-фински, спросили «Do you speak English?». Я сказала «Yes!» Ну и дунула в трубочку — такой вот каламбур . Пожелали хорошего выходного, и я дальше поехала. Отъехав от них на 5 метров, поняла, что когда тормозила — даже не прижалась к правой стороне и не показала поворотником, что торможу — от страха. Но ничего не случилось — повезло.
… Штрафы тут в основном под стеклоподъемник подсовывают (за парковку, например), или по почте присылают (везде камеры стоят, в т.ч. и на замер скорости). Но бывают и проверки такие вот, плановые, несколько раз видела.
…Как и в остальных европейских странах, наличие детского автомобильного кресла обсуждению не подлежит. Иметь его обязательно – так положено.
… В Финляндии — дороги хорошие, лучше, чем в России, но хуже, чем в Японии. При ремонте — вокруг наставлено много-много знаков, и никто не дежурит. Велосипедистов — немного, но все же они есть – так что надо быть внимательными с ними. Развязки — удобные и простые.
…Женщины за рулем такие же водители, как мужчины. Правила одни для всех, дороги тоже, все в равной степени соблюдают и писаные и неписаные законы (я вот неписанные еще не все знаю). Ну, в общем-то, это относится (соблюдение правил и законов) не только к поведению на дорогах .
Япония
Пожалуй, самое главное отличие японского вождения — левостороннее движение (и соответствующий ему правый руль на большинстве автомобилей).
Некоторые дорожные знаки кардинально отличаются – не только от российских, но и от общемировых.
Скоростной режим варьируется от 60 км/час до 100 (на автострадах).
Японцы тщательно следят за качеством дорожного покрытия. Идеально ровные дороги, яркая разметка… Это неудивительно, учитывая количество водителей и узость дорог.
Большинство жителей Японии безукоризненно соблюдает правила дорожного движения.
: В Японии я не водила. Движение там левостороннее, указатели — иероглифами . Это самая большая трудность — правильно ориентироваться, чтобы на «встречку» не попасть, много переулков с двусторонним движением, но с очень узкой дорогой, плюс очень много велосипедистов. Это из сложностей.
С другой стороны, дороги — как стекло — ровные, знаки, зеркала везде уличные, если идет ремонт на дороге — всегда дежурит бригада регулировщиков, помогающих разъехаться на узких дорогах. Развязки — фантастические.
…Поменять российские права на японские стоит 50 долларов, нужно сдать теорию (на компьютере, в. т.ч. на русском языке) и вождение — на автодроме, там же проверяют зрение (это все по части медицины). Права выдают на 3 года, потом прослушать курс лекций и снова выдают на 3 года. Учиться с нуля – дорого. Обучение длится полгода. Сдавать на права (практику) можно только на японском.
… В Японии было невозможно ездить без навигатора, т.к. всякие указатели только иероглифами. Так что если ехать далеко в путешествие, мы всегда брали напрокат машину только с навигатором.