Владислава ДРУТЬКО, коуч и тренер, преподаватель Пятой выездной школы педагогов и директоров размышляет о требованиях сегодняшнего дня к руководителю образовательной организации
Кризис хорошо
В образовании требования и к педагогам, и к руководителям ужесточились, добавилось бескомпромиссности. Стало сложно, но это здорово. Когда люди в кризисной ситуации, происходит естественный отбор. Тот, кто готов меняться, в том числе ради любимой профессии, будет меняться, для него кризис станет точкой роста.
Измениться сложно, это не один и не два года работы над собой. При этом единственное, что заставляет человека пересмотреть позицию, сделать шаг навстречу этим изменениям личная мотивация. А откуда она берется? Что ее запускает? Только внешняя среда, новые требования. Или двигаешься вперед, меняешься, развиваешься, или окажешься на обочине.
Лицом к человеку
Для сегодняшнего руководителя, который стремится соответствовать времени, важно быть в позиции «лицом к человеку». Ни к социальной роли чиновнику, учителю, родителю, ученику, а – именно к человеку.
Если раньше, в советские времена, лишь приветствовались гуманизм, знание человеческой психологии, умение выстраивать отношения с любыми людьми директоров школ, то теперь этот набор стал обязательными минимумом. При этом он остается в большем дефиците.
В управленческой работе на первом месте человеческие отношения, причем чем выше должность, тем меньше значит знание специфики работы и больше умение общаться с людьми. А в школе такое умение, понятно, особенно важно. Руководителям образовательных организаций нелегко, тяжелее даже, чем владельцам больших бизнесов. С одной стороны новое поколение детей, мыслительная деятельность которых происходит иначе, чем у предыдущих поколений, и это важно учитывать для грамотной организации образовательного процесса. С другой стороны – стандарты, правила, требования вышестоящих инстанций, которые в силу инертности еще не учитывают особенности современных детей. И директору школы важно учесть нюансы, ответить на вызовы, отладить механизм школы так, чтобы она эффективно решала все задачи.
Меняемся всем коллективом
Я часто работаю с директорами школ, помогаю развиваться, менять себя, методы работы, понимание требований времени. И директора быстро понимают, что трансформировать только себя – это тупиковый путь. Нужна работа всего коллектива школы. Движение в одном направлении, совместная и мыслительная, и творческая, и психологическая работа. В итоге выстраиваем работу так, что проводятся общие тренинги для целого коллектива, какие-то отдельно – только для администрации, какие-то только для учителей. В этом серьезное отличие директоров школ от, например, бизнесменов, которые часто думают, что поработают над собой, и все сотрудники подтянутся.
Директора школ – командные люди и, как правило, понимают, что изначально надо меняться всем школьным коллективом, иначе толку не будет.
Сила внутри
Учителя, директора школ в группе риска профессионального выгорания. Это общеизвестно. И моя миссия помочь избежать беды. Коуч – это не психотерапевт, который готов дать консультацию, совет, объяснить, как поступать в той или иной ситуации. Наша задача иная – мы должны научить человека (директора школы или учителя), тому, как жить внутри возникшей проблемы, как самостоятельно находить пути выхода из сложной ситуации, как уметь преодолевать кризисы. Коуч мотивирует людей и помогает структурировать мысли, отсечь мешающие эмоции, дает направление развития. Дальнейшую внутреннюю работу предстоит делать самому человеку. Сила должна быть внутри человека.
Мессенджеры крадут наше счастье
На Пятой выездной школе педагогов и директоров говорилось об эмпатии: зачем она нужна руководителю, учителю, как развить, почему способность к эмпатии важна более, чем многое другое. Обычно свои тренинги начинаю с того, что предлагаю участникам провести самообследование и оценить уровень своей способности к этому качеству по пятибалльной шкале. Напомню, что эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Так вот, как правило, 90 процентов людей ставят себе «пятерки».
В процессе тренинга мы разбираемся, что же такое эмпатия, почему человек считает, что обладает этим свойством, но все равно не складываются его отношения с людьми. В результате многие понимают, что называли эмпатией нечто совсем иное. Происходит серьезная переоценка себя, приходит понимание причин проблем в общении с подчиненными, коллегами, учениками.
Новые технологии уже приучили к общению с помощью смс, электронных писем, мессенджеров. Это быстро и удобно. Но! Таким образом у нас не вырабатывается гормон счастья. Человеческая природа так устроена, что необходимо общаться вживую: видеть глаза собеседника, слышать голос, иметь возможность прикоснуться. Тогда повышается уровень серотонина и эндорфина, то есть гормонов счастья.
Давайте общаться и учиться «живьем»!
Источник: pedsovet.org