Духовно-трудовой лагерь

Как работать с особенными детьми

Каждый вечер дети и педагоги собираются вместе на «Вечерней свече» и обсуждают произошедшее за день

Обучить детей с ОВЗ обходиться без помощи взрослых − задача непростая. Часто такие дети, даже вырастая, требуют постоянного ухода. В Приозерском районе Ленинградской области при храме Царственных страстотерпцев работает духовно-трудовой лагерь, где по авторской методике педагоги и другие специалисты занимаются не только социализацией и реабилитацией детей с психиатрическими диагнозами, ведут работу по инклюзии, но и работают с созависимостью их мам.

Корреспондент ActivityEdu побывал в лагере и поговорил с его организаторами и педагогами, а также с родителями, чьи дети отдыхали и проходили реабилитацию во вторую летнюю смену.

Лес, храм, огород, скромные деревянные постройки, куры и кролики в специальном питомнике, умывальники на улице − на первый взгляд, ничего необычного в сельском пейзаже. Однако все элементы этой местности в совокупности становятся инклюзивной средой для ребят с различными психиатрическими диагнозами. Именно здесь находится духовно-трудовой лагерь для детей с ОВЗ.

С особенными детьми, кроме привычных дефектолога, логопеда и психолога, в лагере работают специалисты, которых нет в обычных образовательных организациях: фольклористы и преподаватели по этнохореографии, преподаватели музыки, владеющие игрой на народных инструментах, педагог-живописец, мастерски изготавливающий изделия из керамики. Все занятия и активности организованы не просто так, не «для общего развития», а с четко определенной целью.

Как построена работа с детьми

Утро в лагере начинается с общей молитвы. Потом проводится утренняя зарядка, в которой участвует весь лагерь. Это очень важно для особенных детей – дать им почувствовать, что они, как все, отмечает преподаватель физкультуры Алексей Караваев.

После зарядки начинаются занятия, чередующиеся с ручным трудом – работой в огороде. А кто-то из ребят отправляется на кухню, где профессиональный повар учит их готовить. Задания самые разные: нарезать салат, отварить макароны, почистить картошку.

Занятия в лагере направлены на улучшение речи, избавление от замкнутости, страхов и комплексов. Это касается не только детей, но и родителей, говорит Наталья Злобина, мама, которая является еще и одним из главных организаторов лагеря.

− Трудовую терапию сложно переоценить. Мы стремимся к тому, чтобы наши особенные дети могли сами себя обслуживать в быту: заправлять кровать, мыть посуду, может, даже ходить в магазин. Ребята растут, родители стареют, что их ждет после того, как нас не станет?

Чтобы проводить занятия максимально эффективно, педагоги пытаются вовлечь детей в занятия, используя дополнительные инструменты. В ход идут, например, перышки и кусочки легких тканей – дети приходят в восторг, двигаясь в такт музыки, изображая ветер и волны.

Преподаватель по изобразительному искусству, художник-дизайнер, а по совместительству дирижер-хоровик, применяет в работе навыки управления вниманием группы. Под ее руководством воспитанники лагеря не просто рисуют: одна из последних работ – объемный макет деревни с храмом в центре, для создания которого каждый ребенок вначале создавал собственный домик из картона. Потом обустраивал его: покупал заранее приготовленную мебель за специальные жетоны (дети в лагере получают эти жетоны за любые добрые дела), работал над дизайном интерьера своего домика, а кто-то даже ставил баню рядом с домом. Над деревней – конечно, ангелы-хранители с именами воспитанников.



 

Благодаря занятиям в лагере дети социализируются и начинают намного лучше ориентироваться в окружающем мире. Я со своей стороны, например, много внимания уделяла предлогам «на», «под», «в», «с», «к» и понятиям «ближе – дальше», «справа – слева», «выше – ниже». Только если ребенок правильно употребляет предлоги, можно утверждать, что он адекватно воспринимает окружающий мир, – рассказывает дефектолог лагеря, олигофренопедагог, учитель-логопед ЛГУ им. Пушкина Алеся Караваева.

Все преподаватели в лагере не стеснены рамками утвержденной образовательной программы и проявляют фантазию – по ситуации.

В музыкальной школе, хоровой студии или даже на простом уроке музыки все расписано поминутно, исходя из утвержденной программы. В лагере занятия выстраиваются по-другому. Во главе – ребенок и его особенности, а не программа. И я готова к тому, что кто-то больше хочет заиграть на инструментах, кто-то – побросать с мамой мяч под музыку, делится Ольга Быстрова, руководитель ДОУ, преподаватель музыки и хореографии.

В середине июля состоялся отчетный концерт в честь престольного праздника храма, и многие дополнительные занятия были посвящены этому событию.

Действовать в хороводах непросто – даже руку нужно правильно подавать друг другу, чтобы не обидеть. А еще во время слаженных движений нужно друг другу в глаза смотреть, таким образом учиться общаться – попробуйте сами, не у всех сразу получается, – рассказывает Юлия Чернышова, фольклорист, преподаватель музыки, этнохореографии, вокала и народного театра.



Муж Юлии Сергей, дирижер оркестра народных инструментов, здесь же преподает игру на народных инструментах, сам изготавливает гусли, сравнивает свою деятельность в лагере с работой в музыкальной школе.

По словам психолога лагеря Алексея Шестакова, занятия в лагере имеют два принципиальных отличия от тех, которые проходят в городских центрах. Во-первых, здесь особенные дети вовлечены в обучающие процессы наравне с нормотипичными сверстниками – своими братьями и сестрами, детьми сотрудников и волонтеров. Во-вторых, уроки в лагере проходят в открытом пространстве, ребенок может просто встать и уйти с занятия, если ему становится неинтересно. Поэтому педагоги прикладывают максимум усилий, чтобы заинтересовать ребят своим предметом, а у детей развиваются самообладание и дисциплина.



Как работают с мамами

В лагере дети приобретают полезные навыки вне узкого круга семьи, участвуют в общей трудовой и досуговой деятельности. Это очень важно! Ведь обычно такие дети изолированы, закрыты в рамках своего окружения и индивидуальных занятий. Почти все время они проводят с мамой, и от этого страдают и они сами, и их мамы. Цель проекта – избавить наших подопечных от созависимого поведения «мама-ребенок», перестроить их отношения, рассказывает настоятель храма, иерей Борис Ершов, многодетный отец, гитарист, автор-песенник.

В городе подобные занятия стоили бы родителям очень дорого, да и вряд ли получились бы вне колоритной обстановки и не на свежем воздухе. А здесь платить не приходится ни за проживание и питание, ни за занятия − лагерь существует за счет спонсорской помощи.

Все бесплатно не только для детей, но и для мам, которые тоже нуждаются в поддержке и участии. Они зачастую воспитывают детей в одиночку, их не принято считать «незащищенной категорией». Отношение к мамам детей с ОВЗ в обществе незавидное: они как будто должны пожертвовать собой, чтобы исправить свою главную «ошибку» – рождение особенного ребенка. А здесь они получают отдых и передышку: пишут пейзажи акварелью (отдельно от детей!), посещают специальные тренинги (на днях, например, один из авторов проекта «Школа общения «Пойми меня» провел мастер-класс по ненасильственному общению и эмпатии), получают возможность отвлечься от каждодневных забот и по-новому взглянуть на своих детей.

Мамы слишком зациклены на беспомощности своих детей, все делают за них. Часто для родителей становятся откровением навыки, которыми дети уже владеют. Например, в лагере девочки начали сами мыть посуду, чем сильно удивили мам. Это еще одно доказательство того, что родителям тоже нужна помощь, говорит Алексей Шестаков.

 

Планы на будущее

В будущем мы бы хотели, чтобы наши волонтеры становились тьюторами, которые помогают педагогам и могут следовать образовательному маршруту, разработанному индивидуально для каждого ребенка, – делится планами Наталья Злобина.

Проект очень востребован и нуждается в развитии и продолжении – это признают как организаторы лагеря, так и родители воспитанников. Сейчас за смену реабилитируется чуть больше 10 ребят и столько же мам. В ближайшем будущем число подопечных планируется увеличить до 16, то есть в одну смену здесь будет жить 32 человека. Все зависит от спонсорской помощи и от энтузиазма волонтеров, которые работают здесь бесплатно. Отметим, все добровольцы – дипломированные специалисты с большим опытом работы. Елена Владимирская – учитель физики, Марианна Меланич преподает иностранные языки в питерской школе. Мария Макарова – математик, преподает на математико-механическом факультете СПбГУ.

Я счастлива, что попала сюда со своей Настей. Мы тут уже вторую смену подряд, с нами здесь за компанию еще один мой сын, ему три года и он обычный ребенок, посещает занятия вместе со всеми. Ему тоже здесь очень нравится, – рассказывает одна из мам, Мария.

− Знаете, я долго собирала документы для государственного специализированного лагеря, отстояла очередь в МФЦ, но места нам не хватило. Теперь я даже рада, что так получилось, что мой особенный ребенок на время «выпал из системы», и я вместе с ним.

Антонина Изотова, журналист

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: