Гугл окей? Сказки и фейки о цифровом обучении

Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют другой мозг, и учить их нужно по-новому. В этом уверена директор Института когнитивных исследований СПбГУ доктор биологических наук Татьяна Черниговская.

У нас в голове сложнейшая нейронная сеть, с которой может сравниться разве что вселенная. Только представьте: квадриллион синаптических соединений, более 1000 видов нейронов, рассказала Татьяна Черниговская на онлайн-конференции Цифровое образование новая реальность департамента образования и науки Москвы. Эта нейронная сеть развивается все время, причем под мощным влиянием социума.

А общество, по словам ученого, меняется с невероятной скоростью. Современный ребенок живет в мире сверхбыстрых гиперсетей: интернет вещей, искусственный интеллект, нейрохакинг и гаджеты, которые знают о нас все. Тысячи контактов в телефоне и соцсетях. Информации вокруг так много, что становится невероятно сложно отличить реальность от подделки и фейков. Как в этих условиях учить ребенка?

Сергей Петрович Капица, с которым я имела счастье много общаться, говорил: нам нужно образование понимания, а не запоминания, замечает Татьяна Черниговская. Но есть здесь и опасность: мы ведь не хотим вырастить детей, которые вообще ничего не знают, но зато у них в кармане всегда доступный окей, Гугл?. Важно учить ребенка верифицировать информацию, противостоять стрессу и быть готовым к тому, что мир меняется все время. Когда началось дистанционное образование, сразу посыпались многочисленные жалобы от родителей на то, как много времени дети проводят за компьютером. Но после онлайн-уроков ребенок где будет? Думаете, на лужайке? Нет, он будет сидеть в соцсетях. И что вы с этим сделаете? Образование XXI века это новый мир. И мы в него уже попали. Это факт, нравится он нам или нет.

По ее словам, сейчас очень много сказок и фейков о цифровом образовании. А надежной информации о том, что вредно, а что полезно, и самое главное в каких дозах, этого сегодня нет, потому что еще нет исследований, которые бы длились много лет. Но зато научно доказано: в рамках одного класса разница в скорости усвоения материала у учеников может быть в 10 раз. И это вовсе не значит, что одни дети глупые, а другие гении. Просто индивидуальные особенности очень важны. В том числе и при онлайн-обучении. Об этом, кстати, говорил и научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека Сбера Андрей Курпатов.

Что важно? Мозг человека формируется до 25 лет, рассказал Андрей Курпатов. У ребенка, когда он взаимодействует с миром, формируются базовые нейронные сети, которые будут отвечать за концентрацию внимания, за способность к целенаправленной деятельности, за мышление, социальные отношения, умение работать в команде, принимать решение и расставлять приоритеты И все это должно формироваться в офлайне, в процессе живого общения с родителями, друзьями, учителями.

По словам Курпатова, сегодня более 40 процентов детей в возрасте до 10 лет практически постоянно находятся в онлайне. Но если отпустить маленького ребенка в свободное цифровое потребление, он будет выбирать и смотреть самые примитивные и даже вредные для мозга развлекающие ролики. Поэтому контент действительно очень важен. Онлайн-обучение может быть и интересным, и полезным. Но нужно учитывать возраст ребенка, четко понимать: что можно дать в цифре, а что нет.

Мы проводили исследования среди старшеклассников, и они показали: обучение с помощью качественных онлайн-курсов может дать даже лучший результат, чем офлайн-уроки. Но при условии, что в онлайне сочетается и объяснение материала, и увлекающий игровой момент, и проверка знаний, говорит доктор Курпатов. У детей меняется восприятие. И то, что было интересно нам, уже не будет воздействовать на ребенка из современного общества. Ученым, методистам, педагогам предстоит большая работа подготовить контент так, чтобы обучение действительно стало эффективным.

Во время дистанционного обучения исчезает традиционный учительский поводок: выйди за дверь, не сдашь ЕГЭ. Главная задача сегодня новый педагогический дизайн, каким он будет? Как сделать так, чтобы дистанционное образование не копировало традиционное? рассуждает директор московской школы 548, народный учитель России Ефим Рачевский. Выигрывает тот учитель, который этот процесс очеловечивает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: