Как справиться с гневом и нервозностью детей

Эффективные методы Марии Монтессори

Педагогические методы Монтессори многим известны: кто-то восхищается ими, кто-то критикует. Это очень интересный подход, который можно использовать не только в классе, но и у себя дома (на уровне семьи), в повседневной жизни, воспитывая своих детей.

Сегодня мы хотели поговорить с вами о нервозности детей, о гневе и ярости, об эмоциях, которые они никак не могут контролировать, направлять, а иногда даже и понять. Одна из наиболее полезных концепций, автором которых была Мария Монтессори, это так называемые «чувствительные периоды». С момента рождения и до 6 лет дети испытывают и переживают то, что она называет «окнами возможностей». Это моменты, когда у них проявляется врожденная способность учиться, приобретать новые навыки и «оттачивать свое мастерство». И именно в это время нужно учить их управлять своими эмоциями и понимать их, ведь это очень сложный духовный мир, который часто просто «переполняет» маленьких людей.

Педагогика Монтессори для управления детским гневом и нервозностью

Рассмотрим несколько несложных стратегий. Все мы более или менее представляем, на что ориентируются и делается акцент в центрах образования по методике Монтессори. В них всячески стараются развить самостоятельность в ребенке, эдакую автономию, где он сам будет нести ответственность за свое обучение. Все зависит от любопытства, любознательности ребенка и от его взаимодействия с другими людьми и предлагаемыми средствами.

Многие родители задаются вопросом, каким же образом методика Монтессори может пригодиться в «первичной» среде, с самыми близкими людьми, в семье? Ответ на поверхности: именно здесь дети знакомятся с основными образовательными принципами.
Давайте рассмотрим несколько советов, которые могут оказаться нам очень полезны в моменты гнева и ярости наших детей.

Социально-эмоциональное образование

Мария Монтессори никогда не говорила только об образовании или эмоциональном интеллекте «в чистом виде». Для известного педагога понятия «социализация» и «эмоции» неразрывно связаны и должны идти рука об руку.

В момент, когда у ребенка случается истерика, он чувствует, что социальная среда не отвечает его ожиданиям:
* Он не может получить желаемое, очень злится, обижается и легко раздражается, он просто не в состоянии отложить удовлетворение своего «хочу»… Вот что означают его слезы, крики, а иногда и удары, пинки.
* Эмоции возникают у ребенка при взаимодействии со взрослыми или с другими детьми, это социо-эмоциональный контекст, где одно не может быть отделено от другого.
* Несмотря на то, что многие критикуют методику Монтессори за предоставление ребенку свободы и независимости, нельзя забывать нечто очень важное, фундаментальное: взрослый всегда является «гидом» и «проводником», он определяет обучение и способствует ему, он является примером для подражания.

А потому чувствительные периоды (от рождения и до 6 лет) являются ключевыми, мы должны быть рядом со своими детьми, давать им ответы на каждый вопрос и быть внимательными к каждой их эмоции.

Что нужно иметь в виду, чтобы управлять эмоциональным миром ребенка?

  1. Никогда не пренебрегайте словами и не игнорируйте поведение своего ребенка. Не сравнивайте его ни с кем. Все это порождает в нем еще большую ярость и обиду.
  2. Старайтесь, чтобы ваш ребенок всегда был уверен. Уверен, что он в любой момент может поговорить с вами или открыть еще одну частичку нашего огромного мира, уверен, что может пообщаться с другими детьми, поиграть с ними и создать что-то, и при этом довериться кому-то и рассчитывать на уважение.
  3. Позволяйте своему ребенку иногда поступать неправильно. Помогайте ему своим советом, но пусть именно он исправляет свои ошибки. Ведь дети должны делать вещи самостоятельно, чтобы чувствовать себя способными в чем-то, это очень повышает их самооценку.
  4. Когда ребенок выражает свой гнев или ярость, это означает, что есть что-то, чего он не может выразить словами (или просто не знает), а потому нам необходимо выяснить причину и постараться понять.

Именно поэтому мы, родители, должны воспитывать своих детей и общаться с ними спокойно и терпеливо. Никогда не игнорируйте эти состояния тревоги или нервозности в своих детях, особенно если они еще совсем маленькие. Нужно обязательно отыскать причину такого состояния и предложить решение проблемы.
 
Спокойствие, только спокойствие…

В последние годы очень популярными стали так называемые «банки спокойствия». Они помогают преодолеть беспокойство и снять стресс у детей. Но теперь следует несколько прояснить их назначение и то, как их правильно использовать.

* «Банки спокойствия» — это, прежде всего, визуальный стимулятор. Ребенок может на какое-то время сконцентрировать свое внимание на движущихся блестках.
* Эти «успокоительные средства» можно использовать только в присутствии взрослого.
* Мы можем, например, каждый вечер приносить ее ребенку в кроватку и, пока он наблюдает за этим предметом, спрашивать у него, как прошел день, что его беспокоит, есть ли у него какие-то страхи, что нравится, а что не нравится…
* И эти вопросы нужно задавать абсолютно искренне, ни в коем случае не осуждая ребенка, это не должен быть допрос, а, скорее, игра, способствующая эмоциональному высвобождению ребенка.

Такие банки спокойствия — очень простой ресурс, который действительно может вам во многом помочь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: