Комплекс неполноценного воспитания

Мамам, воспитывающим детей в одиночку

По данным социологов, количество супружеских пар в России чуть больше 34 миллионов. Брак около 3 млн. из них не зарегистрирован. Более половины браков заканчивается разводом (в разные годы это соотношение меняется, но колеблется в диапазоне примерно от 55 до 70%). Практически треть российских новорожденных появляется на свет вне брака. Приблизительно 30% российских неполных семей — это семьи с двумя и более детьми.

Сами по себе приведенные сухие цифры статистики уже позволяют сделать вывод о крайней актуальности темы воспитания детей в неполной семье. Однако остроты ей добавляют и результаты других исследований, непосредственно касающиеся детей, воспитывающихся в неполных семьях. Вот некоторые из них.

Действующий в России, в Петербурге, Общественный совет по подростковому курению установил некоторые различия в уровне курения среди подростков по такому социально-демографическому показателю, как состав и тип семьи. Выяснилось, что доля курящих подростков более чем в два раза выше среди детей из неполных семей (64%).

Более 30% детей, состоящих на учете у психиатра, и 46% несовершеннолетних правонарушителей — выходцы из неполных семей или из семей с конфликтующими родителями.

Установлено, что в происхождении 90% всех детских неврозов играют роль семейные конфликты. В этих семьях у 86% матерей отмечен выраженный невротизм (в норме — 24%). У 50% матерей — неврастения, у 15% матерей — психопатия истерического круга. В то же время у отцов подобных семей невроз наблюдался в 22% случаев, то есть в 2 раза реже, чем у матерей.

Конфликты в этих семьях отмечались между теми супругами, у которых в детстве были нарушены взаимоотношения между родителями. Свои нереализованные ожидания матери стремились компенсировать повышенными требованиями к детям. Воспитание со стороны одной матери отличалось часто с первых лет жизни детей аффективностью, тревожностью, непоследовательностью. Забота подменялась беспокойством и была непостоянной вследствие повышенной занятости матери (данные по А. И. Захаров «Особенности семейных отношений и семейной психотерапии при неврозах детского возраста»).

Неполное воспитание детей приводит к формированию дефектного типа личности (А. Е. Личко «Подростковая психиатрия», М., 1979, с. 118–130). Схожие результаты получают и европейские специалисты. По статистике Евросоюза, только один из четырёх гражданских браков в соседних европейских странах заканчивается официальной регистрацией отношений.

Для детей, которых воспитывает только один родитель, вероятность возникновения проблем с психикой и даже суицида вдвое выше по сравнению с их сверстниками, которые растут в благополучных семьях с отцом и матерью. При этом мальчики находятся в большей опасности. К такому выводу пришли шведские исследователи из Национального совета по здравоохранению и благосостоянию (National Board of Health and Welfare), изучив данные о детях, которые попадали в больницы или умерли. А исследования Национального общества предотвращения жестокого обращения с детьми (Великобритания) говорят о том, что дети из неполных семей в 5 раз чаще подвергаются риску физического насилия.

Неполные семьи появляются в силу разных обстоятельств. Причиной может быть и развод, и смерть супруга, и просто решение женщины родить ребенка «для себя», не выходя замуж. Рассмотрим психологические проблемы, возникающие у одиноких матерей независимо от того, по какой причине возникли их неполные семьи.

Первая проблема, о которой следует сказать, возникает у матерей, решившихся родить ребенка без мужа. Речь идет об «общественном мнении», то есть позиции более или менее близких будущей маме людей, которую они занимают, когда узнают о её положении. Традиционно окружающие считают, что у ребенка должны быть мама и папа. Когда же оказывается, что папы нет, активизируются показная жалость, сочувствующие призывы избавиться от ребенка, иногда общественное порицание, сопровождающееся оценочными утверждениями типа «нагуляла», «в подоле принесла», и др. Противостоять мнению и давлению окружающих не так просто. Очевидно, от молодой женщины в этих ситуациях требуется не только умение найти людей, которые могли бы оказать ей поддержку, но и собственное недюжинное мужество и уверенность в себе.

Другая проблема связана с эмоциональным отношением женщины к отцу (будущего) ребенка (детей). Если речь идет о ситуациях, когда мужчина оставил жену вследствие развода, или просто отказавшись жениться, очевидно, у нее сохранятся о нем не самые приятные воспоминания и сформируется не самое теплое эмоциональное отношение. При этом существует риск переноса ею на ребенка (детей) своих чувств обиды, неудовлетворенности, разочарования, горечи и т. п. В свою очередь, такой перенос, формирование отрицательного образа отца способствует выработке у ребенка определенных комплексов, которые могут осложнить ему жизнь, когда он станет взрослым. Поэтому крайне важно, чтобы мать сумела отделить ребенка от негативных впечатлений о его отце, и даже позволить отцу занять определенное место в жизни ребенка.

В ситуациях, когда отец умер, эмоциональное отношение к нему вдовы наоборот, как правило, положительное. Чем более горьким становится чувство потери, тем важнее избежать принудительного вовлечения детей в переживание горя, обиды на них за недостаточное, как может показаться матери, понимание глубины трагедии. Также важно не уйти в депрессию, не отгородиться от детей, оставив их без эмоциональной поддержки.

Следующая возникающая проблема — чувство одиночества. Оставшись без мужа, молодая женщина особенно остро ощущает потребность разделить с кем-то свои заботы, тревоги, радости, получить психологическую и эмоциональную поддержку. Важной задачей становится найти людей, которые эту поддержку могли бы оказать.

Еще одним негативным чувством, часто сопутствующим матерям, в одиночку воспитывающим детей, является чувство вины. Сожаление по поводу того, что не смогли сохранить для ребенка полную семью, побуждают «виноватых» мам попытаться исправить положение, целиком посвящая себя ребенку. Однако чем больше они тревожатся о здоровье и настроении ребенка, тем более мнительным и фиксированным на себе он становится. Лучшим выходом здесь, пожалуй, могло бы стать укрепление самоконтроля, уверенности в себе и в ребенке, предоставление ему свободы в той мере, которая соответствует его возрасту.

Нередко, оставшись одна с ребенком (детьми), женщина с головой уходит в хозяйственные дела, заботы о ребенке, решение бытовых проблем. Она перестает заботиться о себе, не находит времени для общения со своими друзьями, подругами, для своих интересов, хобби и др. Следствием становятся раздражительность, обостряющееся чувство одиночества. Сохранение или, если необходимо, возвращение оптимистичного взгляда на мир, забота о себе, о создании себе хорошего настроения могли бы помочь справиться с травмирующими чувствами.

Важной проблемой, с которой приходится столкнуться одинокой маме, является проблема противоречивого воспитания. Воспитательные возможности в неполной семье ограничены: затрудняется контроль и надзор за детьми, отсутствие отца лишает детей возможности знакомиться с разными вариантами семейных отношений и влечёт за собой односторонний характер психического развития. Если отца в семье нет, то образ мужчины у ребенка часто получается искажённым — обеднённым или, напротив, идеализированным, что приводит впоследствии у повзрослевших детей либо к упрощённости в личных отношениях с мужчиной, либо к непреодолимым сложностям.

Понимая, что ребенку необходимо как женское, так и мужское воспитание, одинокая мама нередко совершает ошибку, пытаясь проявлять одновременно или чередуя женские («мягкие») и мужские («жесткие») методы воздействия на ребенка. Особенно это проявляется в воспитании мальчиков. Ошибка в том, что ребенок, особенно маленький, окончательно теряется и запутывается в понимании особенностей мужского и женского поведения, испытывает серьезные трудности в собственной полоролевой идентификации. Если же к этому добавляется настойчивое мнение мамы, что «все мужчины плохие», то мальчик вряд ли поверит, что быть мужчиной хорошо, а девочка вряд ли захочет строить в будущем с мужчинами какие-либо отношения кроме конфронтационных. Проявление гибкости, стремления компенсировать ребенку недостающее общение, увы, не всегда дается таким мамам.

Наконец, нельзя не остановиться на обсуждении материальных проблем неполных семей, хотя они и не имеют прямого отношения к сфере психологии. Естественно, что неполной семье материальные затруднения грозят гораздо в большей степени, чем полной. Тем важнее одинокой маме научиться спокойно принимать помощь близких, внимательнее определиться с выбором профессии, спланировать свое профессиональное будущее, научиться эффективным приемам самообразования, самопрезентации (в том числе составлению резюме, поведению во время собеседования и др.).

Заканчивая описание проблем, с которыми сталкивается одинокая мама, хотелось бы указать следующее. Опыт множества женщин, растящих детей самостоятельно, свидетельствует о том, что наличие ребенка не мешает женщине устроить свою личную жизнь, если только у нее нет внутренней негативной установки на то, что она должна посвятить свою жизнь ребенку ценой личного счастья. Подобная установка вредит не только ей самой, но и ее ребенку, формируя у него неадекватные представления о взаимоотношениях мужчины и женщины. Между тем, от внутреннего ощущения счастья женщины зависит и благополучие её ребенка.

У детей, воспитывающихся в неполных семьях, к сожалению, не меньше специфических психологических проблем, чем у их матерей. Остановимся на них подробнее.

Исследованиями психологов установлено, что развод или потеря отца являются стрессовыми факторами такого уровня, что никогда не проходят бесследно ни для одного участника драмы, в том числе и для детей любого возраста. Несколько менее тяжело расставание родителей отражается на совсем маленьких детях — до двух с половиной, трех лет. Младшие же школьники и подростки особенно болезненно переживают уход отца. Ощущая свою беспомощность в этой ситуации, они нередко становятся агрессивны, вымещают свою обиду на матери, что фактически является одним из симптомов страха потерять ее.

Как уже указывалось, матери и сами нередко испытывают раздражение, чувства неустроенности жизни, отсутствия счастья. Дети в неполных семьях очень чувствительны к переживаниям матерей, принимают их на себя и поэтому нередко пребывают в состоянии душевного дискомфорта и тревожности.

Особенности материнских воспитательных установок делают их детей то объектами слишком «плотной» опеки, когда мать пытается компенсировать недостаток родительской любви и заботы преувеличенными вниманием и ласками, то объектами манипуляции, когда мать формирует у них четкий стереотип: без её поддержки, ее мудрого совета и попечения они не смогли бы добиться таких успехов в жизни, которых добились, и теперь их долг — расплатиться за это, то есть быть всегда рядом.

Отсутствие отца может лишить детей возможности полноценно развиваться. Это связанно с тем, что у них (особенно у мальчиков) отсутствует пример нормального мужского отношения к жизни или, в случае, если отец — пьяница и дебошир, они уже освоили осуждаемые в обществе модели поведения.

Развод родителей или потеря отца приводят к резкому ухудшению материального положения неполной семьи. Для поддержания привычного образа жизни мать вынуждена больше работать. Меньше времени остается у нее на общение с детьми. В результате дети чувствуют себя оставленными не только отцом, но и матерью.

Кроме того, по мнению психологов, у детей из неполных семей часто отмечаются невротические проявления, низкая успеваемость, нарушения дисциплины в школе. Нередко они завидуют «нормальным» детям и не способны общаться с ними на равных.

Специалисты отмечают, что душевное благополучие ребенка в большой степени зависит от эмоционального климата в семье, который создает мать, а от отца зависит социальное нормирование мира ребенка, образование его системы ценностей, основных этических взглядов, а также представления о самом себе. Дети, растущие без отца или при его неадекватном влиянии, нередко испытывают трудности в межличностном общении — как со своим, так и с противоположным полом. Образ отца чрезвычайно важен для психического развития мальчиков: при его отсутствии ребенку недостает того, в чем выражаются особенности мужской психики, это ведет к снижению социальной активности, способствует инфантилизму.

Таким образом, жизнь в неполной семье создает целый комплекс рисков для нормального психологического состояния как одинокой мамы, так и ее ребенка (детей). Из приведенного выше описания видно, что мамы, воспитывающие детей в одиночку, смогут значительно улучшить ситуацию в семье, успешно преодолеть возникающие трудности и обеспечить благополучное воспитание своим детям, если обратят внимание на развитие у себя некоторых важных компетенций:

*умение слушать, умение начинать, поддерживать и прекращать контакты с другими людьми,

*умение постоять за себя, в противостоянии с негативным общественным мнением,

*умение управлять своими эмоциями, справляться с депрессией,

*умение преодолевать барьеры в общении с ребенком,

*умение требовать, критиковать, хвалить, принимать критику и похвалу, не провоцируя конфликты и недоразумения,

*оптимистичный взгляд на мир,

*умение выбирать оптимальное поведение в сложных ситуациях, например, как говорить с ребенком об отце? Как общаться с бывшим мужем и его родней? И др.

Развить эти компетенции можно у себя и самостоятельно, подобрав соответствующую психологическую литературу, воспользовавшись рекомендациями специалистов и видеотренингами, которые легко найти в социальных сетях, YouTube и др. Неплохим решением может стать обращение к специалисту-психологу, предлагающему соответствующие консультации. В любом случае, важно не опускать руки, не отмахиваться от преследующих проблем, а позволить себе оптимистично смотреть в будущее, строить счастливую и благополучную личную жизнь.

Игорь Савченко, психолог

Источник: eduface.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: