О зарплате школьных учителей

Почти 50% школьных учителей в РФ вынуждены подрабатывать. Кроме того, большинство педагогов также указывает, что работать в школах стало сложнее

Почти половина школьных учителей в России вынуждена подрабатывать. Об этом говорится в исследовании Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (РАНХиГС), которое имеется в распоряжении ТАСС.
«Помимо работы в школе, многие учителя имеют и другую работу. На необходимость дополнительного заработка указали 46,7% опрошенных, вынужденных подрабатывать периодически или на регулярной основе (в 2016 году  42,6%)», отмечается в исследовании.
Там также подчеркивается, что уровень нагрузки учителей продолжает оставаться высоким 60% опрошенных работают более чем на одну ставку, и это на 4,7% больше по сравнению с прошлым учебным годом. Доля учителей, работающих на две ставки, с 2014 года выросла почти в два раза с 7,3% до 13,8%. «В 2017 году более половины (52,6%) учителей сельских школ работали на полторы или две ставки (в 2014 году  39,4%). В городских школах доля респондентов, учебная нагрузка которых составляет полторы или две ставки, еще выше 63,8% (в 2014 году  45,9%)», уточняется в исследовании.
 
Зарплаты
Изменения размера заработной платы в 2016/17 учебном году оцениваются учителями более позитивно, чем в предыдущий период. Так, о том, что размер зарплат вырос, сообщили 27% учителей (в 2016 году  18%). О том, что зарплата не изменилась, заявили 33,6% школьных педагогов. О снижении размера заработной платы сказали 35% (годом ранее 46%).
Рост размера зарплаты в большей степени отмечают учителя городских школ, где примерно треть опрошенных сообщили о положительной динамике, в отличие от сельской местности, где на повышение уровня оплаты труда указала четвертая часть опрошенных учителей (в 2016 году  21,7%). Выплаты стимулирующего характера получают 90% опрошенных (годом ранее 85,3%), вместе с тем более 75% респондентов отмечают снижение самого размера надбавок.
Зарплата учителя сильно разнится в зависимости от региона. Так, в Свердловской области показатель колеблется от 30 до 52 тыс. рублей в зависимости от формы собственности школы, в Ивановской области 21 тыс. рублей. В Москве 73-75 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге 50-69 тыс. рублей.
 
Материальное положение
Педагоги испытали на себе воздействие неблагоприятной экономической ситуации. В сильной степени оказались затронуты кризисом более 30% опрошенных. Согласно опросу, треть учителей (31,4%) считают, что сегодня их материальное положение ниже среднего уровня, а 12,1% оценивают его как низкий. Более половины учителей рассматривают уровень своего материального положения как средний 53,2% (50,9% в 2016 году).
 
Работать стало сложнее
Большинство учителей (74,3%), говоря о характере своей деятельности, указали, что работать в школе стало труднее. По мнению респондентов, среди основных причин, усложняющих работу современного учителя, наиболее значимой является рост объема отчетности и организационной работы 84% (в 2014 году так считали 78,8%).
В качестве других причин выделяют: введение независимой системы оценки образовательных достижений, включая государственную итоговую аттестацию 31,4% (в 2014 году  36,9%), проблемы в отношениях учителей с родителями школьников 38,8% (в 2014 -23,8%). В то же время необходимость постоянного использования информационных технологий, проблемы в отношениях с учащимися как факторы усложнения работы рассматриваются лишь небольшим числом респондентов.
Исследование проводилось Центром непрерывного образования РАНХиГС в сентябре 2017 года. В опросе приняли участие 900 учителей сельских и городских школ. Погрешность составляет не более 3%.

(Продолжение темы. Начало от 7 мая 2018)
В этом году всех, без исключения, педагогов страны волнует одно: увеличится ли зарплата учителей в 2018 году? 

Дети – наше будущее, а вот каким оно будет, напрямую зависит от степени образованности подрастающего поколения. На сегодняшний день профессия учителя в государственных учебных заведениях не считается престижной. В педагогические вузы идет все больше выпускников, которые не могут похвастаться высокими балами по ЕГЭ. Исключением являются только лингвистические и компьютерные направления, которые позволяют работать в других отраслях. Такое отношение обусловлено не сильно высоким уровнем дохода в образовательной сфере.

Судьба законопроекта 2012 года

В России идет активное обсуждение законопроекта 2012 года, где говорится об увеличении окладов работников, чья ЗП выплачивается из государственного бюджета. Исходя из содержания закона, уровень заработной платы бюджетников должен повыситься на 200% уже к концу 2018 года, однако на деле никто из населения не верит заявленным цифрам. И это не удивительно, ведь предшествующие годы не показали активного повышения уровня оплаты труда. Кризис, затронувший всю страну, не позволил выполнить все требования, прописанные в указах президента, а времени на их исполнение осталось очень мало, поэтому сегодня бюджетников, как никогда, волнует, повысится ли хоть немного зарплата учителям в 2018 году.
Последние известия говорят о том, что увеличение оклада педагогам все же произойдет, но только лишь в рамках индексации.

Важно! Индексация – пересчет заработной платы с учетом общего уровня инфляции в государстве в равных пропорциях, то есть если совокупная инфляция по стране составила 10%, то и ЗП должны повысить на 10%.

Но это все хорошо только на бумаге, а на деле все обстоит не так безоблачно. В 2015 году пересчет окладов в зависимости от инфляции был отменен, а 2016 год принес лишь частичную индексацию. И причиной тому ‒ кризис в экономической сфере, на повышение зарплат в стране просто не хватит средств.
Однако, как обещают, за счет пересчета зарплата учителей в 2018 году все же немного вырастет (примерно на 6%). Если взять показатель заработной платы в 20 000 рублей, то повышение составит около 1200 рублей. Конечно, данный показатель далек от обещанных законопроектом 2012 года цифр, но правительство уверяет, что означенная сумма способна покрыть инфляцию и поднятие цен на продукты, а также коммунальные услуги.

Ошибки в статистических данных

По данным статистики, на 2016 год средняя заработная плата преподавателей дошкольных заведений составила примерно 25 000 рублей, а доход школьных преподавателей составил около 31 000 рублей. Глядя на эти данные, может показаться, что не все так плохо. Однако, к сожалению, при расчете средних статистических окладов учитываются зарплаты и педагогов частных элитных заведений, которые на порядок выше, чем в государственных школах. Еще одной ошибкой является суммировать оклады педагогов столичных школ, где средний доход составляет примерно 58 780 рублей и сельских педагогов, чья зарплата насчитывает от 9 до 13 тысяч рублей. Что уже говорить за учительский оклад в регионах с суровым климатом, сумма которого может насчитывать примерно 78 000 рублей. При среднем значении таких контрастных сумм получаются неплохие результаты, но на деле повышение зарплаты учителям в 2018 году будет незначительным, особенно для преподавателей из глубинки, куда и так не особо стремятся молодые кадры.

Важно! Оклады зависят от региона, поэтому и при повышении зарплаты следует руководствоваться данными об уровне доходов в конкретных областях, ведь общая картина по стране не дает точного понимания проблемы.

Как рассчитывается оклад учителя

Прежде чем рассуждать о прогнозах по увеличению зарплаты учителей в 2018, необходимо сначала разобраться, от чего же именно зависит сумма оклада школьного преподавателя.
1. От стажа работы. Чем дольше педагог работает, тем выше оплачиваются его услуги.
2. От региона расположения учебного заведения. Оклад преподавателей в центральных областях и регионах с суровыми климатическими условиями значительно выше, чем у их коллег из южного и северо-западного округов.
3. От руководства классом.
4. От прохождения курсов повышения квалификации в полагающееся время.

Таким образом, зарплату преподавателей можно разделить на четыре составляющие части.
1. Базовая часть. Начисляется за проведение уроков и дополнительных занятий, а также проверку работ.
2. Стимулирующая часть. Зависит от хороших показателей успеваемости учеников и успехов в применении новых методик обучения.
3. Компенсационная часть. Выплачивается за вредную работу, например, с химическими реагентами, и за особые условия труда, к примеру, работу с коррекционным классом.
4. Премиальная часть. К сожалению, зарплата учителей 2017-2018 годов, несмотря на увеличение нагрузки, практически не изменилась.

Нововведения для педагогов, влияющие на их доход

Уровень зарплаты учителей в России 2018 года будет зависеть еще и от внедрения новой системы должностей, также свое влияние окажет и коэффициент разброса. Ожидается, что оклад обычных педагогов и руководящего состава будет рассчитываться в пропорции 1:4. Это значит, что если зарплата начинающего учителя в 2018 составит 15 000 рублей, то доход директора школы не сможет превысить 60 000 рублей. Однако пока не совсем ясно, каким образом будут рассчитываться начисления других категорий преподавателей. А вот определения введенных званий для педагогов уже известны.

1. Учитель – начинающий работник образовательной сферы, который еще не получил дополнительного образования и не повышал свою квалификацию. Преподаватель с таким званием только учит детей.
2. Старший учитель – следующая ступень на карьерной лестнице. Такую должность будут занимать люди, которые занимаются не только обучением школьников, но и будут задействованы в написании программ обучения и развития школьных дисциплин, а также в коррекционной работе.
3. Ведущий учитель. Данное звание возложит на обладателя ответственность за координацию работы педагогического состава низших ступеней и организацию процесса образования.

Еще одной особенностью, влияющей на повышение зарплаты учителям в 2018 в России, станет сдача экзамена для подтверждения квалификационного уровня работников. Для бюджетников был принят законопроект, в котором говорится о независимом оценивании профессиональной квалификации работников образовательной сферы – преподавателей.

Важно! Закон о независимом оценивании педагогов был принят с целью стимулирования работников к профессиональному росту и саморазвитию, а ни в коем случае не для того, чтобы поставить под сомнение их знания и опыт.

После принятия указанного законопроекта каждый учитель может сдать в 2018 экзамен и на основании полученного результата потребовать от руководителя повышения зарплаты. Конечно, это не сильно повлияет на увеличение заработной платы преподавателям, однако даст шанс грамотным толковым педагогам со средним образованием доказать свой профессионализм и построить успешную карьеру в области обучения.

Внимание! Стоит отметить, что экзамен будет платным, но необязательным. За его прохождение надо будет заплатить либо самому преподавателю, либо учебному заведению, где он работает.

Прогнозы на 2018 год от преподавателей

Большая часть преподавательского состава сомневается, что имеющееся положение дел изменится в лучшую сторону и ощутимо повысится зарплата учителей в 2018 году. Последние новости о вводе новых званий заставили преподавателей предположить, что доплаты и премии получить будет намного сложнее, чем в предшествующие годы. А вот работников образовательных учреждений, совмещающих работу и пенсию, существенно напугал законопроект о независимом оценивании. По их мнению, он был принят для того, чтобы освободить места, занимаемые пенсионерами, для выпускников педагогических вузов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: