От творчества до удобства

Что лучше: писать от руки или набирать текст на клавиатуре?

Звучит очень странно и необычно, но многие школы в Америке и Германии полностью отказались от тетрадей. Ученики этих учреждений используют планшеты и вместо навыков чистописания тренируют скорость попадания по клавишам. В России уже давно ведутся споры на тему важности шариковой ручки в руках ребенка, и пока прогрессивные идеи о ноутбуках и электронных носителях перекрываются более массовым мнением, что выводить буквы от руки — гораздо лучше. Но в чем действительно заключается эта польза и что будет, если все школьники вдруг перестанут писать с помощью ручки?

 Шариковая ручка против клавиатуры

Психологи из Вашингтона доказали, что в процессе письма включается в работу определенная часть мозга — ретикулярная активирующая система. Она помогает сосредоточиться и сконцентрировать внимание на важных деталях. Как раз этого не происходит при использовании компьютера: работа за этим электронным устройством монотонна и полностью лишена разнообразия, мозг фактически перестает генерировать творческие идеи. Обычный процесс написания слов от руки тоже не кажется простором для творчества, однако такое направление, как каллиграфия, имеет массу преимуществ, среди которых наблюдается не только активное развитие мозга, но и профилактика некоторых неврологических заболеваний.

Кроме того, процесс письма помогает лучше запомнить важную информацию. Во время написания текста, ребенок учится выделять главное, обозначать графически нужные элементы и даже иногда вырабатывает собственный стиль ведения конспекта.

Специалисты уверены, что легкие филигранные движения руки вводят ребенка в состояние, схожее с медитацией, и помогают сконцентрироваться на основных деталях. А в дополнение к внимательности и сосредоточенности процесс письма тренирует моторику и координацию — навыки, имеющие большое значение для детей.

И еще один важный пункт — при отказе от письма страдают не только моторика, координация и память, но и грамматика с орфографией. Тесное общение с компьютерами, которые снабжены программами автоматического исправления ошибок, подталкивает детей к мысли, что элементарные правила можно не знать — все равно все недочеты будут скорректированы.

Компьютер — средство от стресса

Но у сторонников набора текста с помощью клавиатуры есть свои козыри. Главный из них — удобство. И даже больше — в будущем российские школы начнут практиковать новую модель обучения, а поможет им в этом компьютерная техника. Например, минуя привычный способ проведения урока (учебник + тетрадь), министерство образования сможет предложить детям выполнять задания прямо на электронном носителе, а также мгновенно пересылать их учителю, который, в свою очередь, получит возможность оценить работу без лишних действий. В результате все это должно перерасти в четкую и слаженную систему, главной целью которой является комфортное обучение и индивидуальный подход к каждому ученику. Получится ли это внедрить — покажет время.

Сегодня же во многих школах существует достаточно жесткие правила по поводу письменных работ. Оценки снижаются не только за ошибки в упражнениях, но и за неровный почерк или за маленький отступ перед началом нового абзаца. А неаккуратно написанный текст ученикам нередко приходится переписывать полностью, чтобы каждая буква идеально помещалась в клеточку, строчку и ни в коем случае не вылезала за «поля». В результате дети почти не получают пользы от такой практики, находят в написании слов от руки только негатив и, как правило, быстро вдохновляются компьютерами, которые кажутся удобными, современными и полезными.

Конечно, история знает массу примеров, когда настоящие гении признавались, что свои лучшие идеи они записали от руки. Например, знаменитый режиссер Квентин Тарантино заявлял, что самые выдающиеся работы он написал на листочке чернильной ручкой, а Джордж Клуни рассказывал, что вообще не доверяет новым технологиям и предпочитает писать сценарии собственноручно. Американская писательница Джумпа Лахири тоже выбирает для себя не самый современный способ записи идей: «Я не пишу исключительно вручную, но считаю, что чувствую себя свободнее, когда записываю что-то от руки».

Однако психологи уверены, что очень серьезного различия между процессом печати на компьютере и написанием текста от руки нет. А значит, выбор в этом вопросе зависит от политики школы и желания самого ученика. Для тех, кто считает, что умение красиво выводить буквы в тетради — это важно, существуют курсы каллиграфии. На них ребенок учится красиво писать и даже становится немного волшебником, который превращает легким движением руки плавные линии в символы. Специалисты в области каллиграфии обещают, что после усердных тренировок дети открывают в себе массу разных талантов. Аккуратный почерк, внимательность и сосредоточенность — только часть из них.

Лидия Озерова

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: