Председатель комиссии ЕГЭ: самые сложные задания по русскому языку

Какие мифы существуют вокруг ЕГЭ по русскому языку, на что важно и нужно обратить внимание при подготовке и как подойти к решению самых сложных заданий? Об этом рассказал председатель комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы, начальник отдела Московского центра качества образования Роман Дощинский.

– Сейчас многие выпускники находятся в активной фазе подготовки к ЕГЭ: ребята усиленно занимаются по выбранным профильным предметам и, на мой взгляд, могут легкомысленно относиться к повторению и систематизации знаний и умений по русскому языку, – рассказывает Роман Дощинский. – В молодежной среде вольно или невольно сложилось совершенно напрасное, ошибочное представление о ЕГЭ по этому предмету как о легком экзамене. Говорят, что сдают его все одиннадцатиклассники, а значит, он массовый и рассчитан на общие представления о русском языке, носителями которого в той или иной мере являются практически все граждане России.

Но не все так просто с русским языком, как может показаться при беглом знакомстве с демоверсией ЕГЭ. К этому экзамену тоже нужно готовиться заблаговременно.

Почему для подготовки к ЕГЭ нужно много времени

Некоторые задания требуют тщательной проработки, но самое главное – большого объема запоминания. Приведу пару примеров.

Задание ЕГЭ №4 на знание орфоэпических норм

Речь идет о знании не вообще всех орфоэпических норм, а только тех, которые содержатся в орфоэпическом словнике Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Откройте его, подсчитайте общее количество всех слов, которые вошли в издание. Вывод напрашивается сам собой: за неделю до экзамена ни за что не одолеть весь объем. Даже я, каждый год имеющий дело с подготовкой абитуриентов, иногда заглядываю в него, вспоминаю, повторяю. Для себя я точно решил в свое время, что мне очень удобен принцип запоминания правильного ударения по аналогии:

  • досУг, квартАл, жалюзИ, каталОг, некролОг, НО анАлог, биОлог,
  • мусоропровОд, нефтепровОд, НО электропрОвод,
  • красотА, чернотА, НО зевОта,
  • мЕстностей, чЕлюстей, пОчестей, НО новостЕй,
  • слИвовый, красИвее, НО оптОвый, мозаИчный,
  • смеЯлся, купАлся, НО началсЯ, принялсЯ,
  • дозИровать, копИровать, НО баловАть, премировАть, пломбировАть,
  • включИм, звонИт, вручАт, НО цЕнит,
  • поднЯв, отдАв, начАв, прибЫв, НО закУпорив,
  • дОверху, дОсуха, НО донЕльзя, добелА,
  • зАгодя, зАтемно, НО задОлго и пр.

Задание ЕГЭ №5 на знание паронимов

Словарик паронимов также есть в ФИПИ. Другое дело, что с каждой паронимической парой нужно работать отдельно, держа в одной руке сам словник ФИПИ, а в другой – толковый словарь. Ведь именно толковый словарь сможет подсказать, в чем именно состоит различие в употреблении слов «памятный» и «памятливый», «невежда» и «невежа», «надеть» и «одеть». Получается, что, готовясь к ЕГЭ по русскому языку, вы не просто заучиваете паронимы, а запоминаете их значение и ближайшее контекстное окружение. Памятной может быть вещь, а памятливым – только человек. Невежда – это необразованный человек, а невежа – невоспитанный. Надевают всегда что-то, а одевают кого-то и т. д.

ФИПИ предлагает для выпускников только два вида словников. Но в интернете в свободном доступе можно найти словники и для других заданий ЕГЭ по русскому языку. Они составлены на основе изучения контрольных измерительных материалов, которые использовались на протяжении многих лет, и включают наиболее часто встречаемые языковые единицы. Очевидно, что знакомство с такими подборками значительно облегчит процесс отработки отдельных заданий:

  • словник тавтологий и плеоназмов,
  • словник лексически несочетаемых конструкций (задание №6),
  • словник корней с проверяемыми гласными,
  • словник корней с непроверяемыми гласными,
  • словник корней-омонимов (задание №9),
  • словник слов с ПРЕ- и ПРИ- (задание №10),
  • словник «трудных» инфинитивов на -ИТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ (задание №12),
  • словник фразеологизмов (задание №24).

Развернутый ответ: ошибки и советы

Рекомендуемый объем сочинения на ЕГЭ по русскому языку – 150 слов. Это минимальная граница. Если написать больше – похвально. Только нужно помнить, что увеличение количества слов автоматически увеличивает вероятность тех или иных орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых и фактических ошибок. Вместе с тем критерии оценивания остаются неизменными: даже для работы в 300 слов за 1–2 орфографические ошибки поставят уже не 3 балла, а 2, за 2–4 ошибки – только 1.

Что хотел сказать автор

Задание ЕГЭ №27оценивает не машина, а эксперт. Следовательно, существует вероятность влияния на результат проверки элементарных человеческих факторов. Например, со стороны проверяющих возможно то или иное непонимание «тайной» логики автора сочинения. Поэтому важно различными способами заранее снизить потенциальную субъективность оценки: нужно постараться ввести в творческую работу как можно больше объективных данных, а именно: того, что легко поддается счету и с чем трудно будет поспорить.

Внимание – цитаты!

Советую школьникам научиться фактологически точно, грамматически правильно и пунктуационно грамотно вводить в текст сочинения цитаты. Как эксперт я порой сталкиваюсь с совершенно абсурдной, на первый взгляд, ситуацией: вроде бы исходный текст перед глазами выпускника, а в результате в сочинении обнаруживаю ошибки в цитате. Задумываюсь над причинами такого явления и понимаю: чаще всего ребята просто-напросто бывают невнимательны. Еще один момент, о котором стоит упомянуть, – оформление: часто встречается смешение прямой и косвенной форм речи, а ведь это считается грубой грамматической ошибкой и к тому же нередко порождает целый шлейф «сопроводительных» ошибок различного типа – пунктуационных, орфографических и пр.

Если возникает желание (в целом совсем неплохое желание!) привести по памяти известный афоризм, процитировать фрагмент из поэтического или даже прозаического текста, следует:

  • во-первых, убедиться в том, что так называемая фотографическая память не подводит,
  • во-вторых, сократить до предела размеры цитаты, чтобы минимизировать возможные фактические ошибки,
  • в-третьих, в случае малейших сомнений в авторстве постараться избежать ссылки на конкретную фамилию и тем более имя и отчество автора.

А вообще, мудрый совет именно для ЕГЭ по русскому языку относительно «внешних», фоновых цитат могу дать только один: лучше вовсе не приводить подобного рода цитаты. Они не относятся к обязательному компоненту работы с точки зрения формулировки задания и критериев оценивания. А раз так, то какой резон рисковать?

Когда трудно подобрать слова

Хоть объем сочинения и небольшой, для некоторых ребят проблематичным становится набрать необходимый минимум в 150 слов. Что можно посоветовать им? Постоянно тренировать себя в так называемом расширении, распространении мысли. Это можно делать даже в обычной беседе с родными, друзьями. Допустим, стараться отвечать на вопросы не однозначно, то есть одним словом, а шире и глубже. К существительным добавлять прилагательные, к глаголам – наречия. Из простых предложений делать сложные, включая причастные и деепричастные обороты. То же самое касается и письменной речи. В социальных сетях дети ведут обширную переписку. Почему бы им не приучить себя общаться в интернет-пространстве, я бы сказал, по-человечески? Даже если поначалу будет очень трудно и им придется «выдавливать» из себя слова! Как-то иначе, каким-то другим способом речь развить невозможно. Кто хочет научиться писать, должен как минимум писать.

Просто, ярко и красиво

Безусловно, использовать в сочинении метафоры, сравнения, эпитеты выпускники не обязаны. Однако они должны понимать, что сочинение – это отнюдь не сухая, бездушная математическая формула. Это, если угодно, частичка сердца автора. Нужно стремиться писать просто и в то же время ярко и красиво. Не следует забывать, что сочинение будут читать учителя-словесники. Филологи сами склонны к красноречию и подсознательно всегда расположены с удовольствием читать и оценивать работы, в которых чувствуется оригинальность.

Цельность и логика

Предельно внимательными нужно быть, не только соединяя слова друг с другом, но и выстраивая предложения в целостный, структурно выдержанный текст. У эксперта не должно быть повода подумать, что в сочинении произошли логические разрывы, образовались смысловые лакуны, коммуникативные провалы. Чтобы не было никаких претензий к логике и речевой связности сочинения, школьникам нужно научиться использовать весь доступный арсенал средств связи предложений в тексте. Тем более что два задания тестовой части ЕГЭ по русскому языку (№2 и №25) отрабатывают все эти элементы в полной мере. Нужно учиться «пристегивать» каждое следующее предложение при помощи вводных слов («во-первых», «кроме того»), связующих сочетаний («прежде всего», «к тому же»), союзов («и», «а», «но», «однако»), местоимений, наречий («так», «поэтому»).

«Я не читал, но я скажу…»

Самое бесполезное, что я видел при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в плане сочинения, – это заучивание готовых аргументов из разнообразных банков, выложенных в интернете. Но любой мало-мальски грамотный человек сможет без труда уловить эти вкрапления искусственных, чужих фрагментов в текстах ученических сочинений. Во-первых, в этом случае очень часто наблюдаются сопутствующие логические сбои. Во-вторых, выпускник почти всегда предстает в образе человека, который будто во всеуслышание произносит: «Я не читал, но я скажу…» Но против чего я как эксперт никогда не возражаю при подготовке – это знакомство выпускников с образцами сочинений. Полагаю, что пользы от такой работы больше, нежели вреда. Как тут не вспомнить классика: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Многие будущие писатели учились на образцах и не считали это чем-то зазорным.

Чтобы выпускник понимал, на каком уровне подготовки он находится, что еще «западает», над чем нужно поработать более тщательно, рекомендую пройти диагностику в формате ЕГЭ. К примеру, это можно сделать в Центре независимой диагностики. Кроме того, Московский центр качества образования совместно с Московским образовательным телеканалом запустил новый еженедельный проект «Субботы московского выпускника» для учащихся 9-х и 11-х классов. Ведущие эксперты МЦКО в прямом эфире mosobr.tv разбирают решения заданий ЕГЭ и ОГЭ, а также проводят видеоконсультации по различным темам для подготовки к государственной итоговой аттестации. Школьники могут сами выбрать тему ближайшей программы. Для этого необходимо принять участие в голосовании, которое проходит каждую неделю с понедельника по среду.

Формула успеха

Людей с врожденной грамотностью не так много. Это означает лишь то, что к экзамену по русскому языку нужно готовиться. Формула успеха здесь проста: учитель + самостоятельная работа по заданиям из сборников с грифом ФИПИ. Шанс получить хороший балл повысит использование и третьего компонента работы – надежных ресурсов с автоматизированной системой проверки, таких как «Открытый банк заданий ЕГЭ» на сайте ФИПИ.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: