Профессиональное выгорание педагога: причины и диагностика

Профессиональное выгорание – бич любого представителя «помогающих» профессий, и не в последнюю очередь школьного педагога. Но как помочь учителю вовремя выявить проблему, чтобы справиться с ней самостоятельно или с помощью специалиста-психолога? Существуют ли особые тесты для диагностики выгорания, где их найти и как поучаствовать? Об этом на конференции «Яндекс.Учебника» рассказали Ирина Савицкая, менеджер проектов программы, и Наталья Кисельникова, научный сотрудник Психологического института РАО.

Профессиональное выгорание – бич современной педагогики

Профессиональное выгорание является частью эмоционального – это хроническое физико-психическое истощение. Учитель находится в группе риска, как и любой другой представитель «помогающей» профессии (врач, психолог, психотерапевт, волонтер), из-за необходимости постоянно вступать в сложные коммуникации, из-за конфликтов с детьми, родителями, администрацией, отложенного результата труда. У многих психологов есть классические «маркеры» выгорания, такие как хроническая усталость, перенапряжение, деперсонализация (ощущение отстраненности от людей), нежелание вовлекаться в эмоциональную коммуникацию, редукция профессионализма (снижение эффективности работы). Это сопровождается растущим чувством бессмысленности труда и собственной бесполезности. Не только внешние, но и внутренние факторы могут спровоцировать риск выгорания: например, эмоциональная нестабильность, низкий уровень экстраверсии, высокая ригидность (негибкость), перфекционизм (стремление быть идеальным во всем).

Масштаб проблемы актуализировался весной 2020 года, с началом пандемии коронавируса и переводом обучения в онлайн-формат. В марте сотрудники «Яндекс.Учебника» тестировали педагогов на предмет гибких компетенций. После этого учителям предложили выбрать следующую тему, по которой они бы хотели пройти диагностику. Большинство высказалось за эмоциональное выгорание, назвав эту проблему «бичом современной педагогики».

Признание проблемы – половина решения

«Яндекс.Учебник» принял во внимание пожелания учителей и осенью этого года вместе с психологами и психотерапевтами разработал тест, который помогает проверить состояние человека по четырем компонентам:

  1. Недовольство условиями: насколько человеку комфортно работать. Сюда относится и нагрузка, и длительность рабочего дня, и необходимость брать работу на дом, и физические условия пребывания в классе.
  2. Формализм: как человек относится к своим обязанностям, есть ли «перенасыщенность бюрократией», ненужными задачами с непонятным смыслом.
  3. Отстраненность от организации: отстаиваются ли руководством интересы педагога.
  4. Эмоциональная усталость: готовность включаться в решение ежедневных вопросов, общаться с детьми, поддерживать их в сложных ситуациях, или, напротив, желание закрыться.

Тестирование занимает порядка 20–30 минут и состоит из 75 вопросов. По его итогам педагог  получает отчет с расшифровкой результатов. Зная их, проще понять, как поступать в сложных ситуациях, в чем искать опору и над какими проблемами стоит поработать (или принять их как должное, если, допустим, что-то не получается изменить, но в целом все устраивает). Помимо отчета, участники тестирования получают список литературы, разработанной специально для учителей. В числе рекомендаций есть и практический курс о том, как педагогам самостоятельно или же с помощью специалиста эффективнее справляться с выгоранием.

Результат тестирования доступен только самому участнику. Диагностика проводится с 21 октября по 20 ноября. Помимо этого, в рамках интенсива «Я Учитель» предусмотрено еще три теста: их можно пройти также до 20 ноября. Следующее аналогичное тестирование, по словам менеджера «Яндекс.Учебника» Ирины Савицкой, запланировано на март 2021 года.

Обезвредить бомбу замедленного действия

Хотя осеннее тестирование еще не завершено, уже подведены некоторые предварительные итоги. Выяснилось, что общий уровень выгорания у учителей с большим стажем работы не намного выше, чем у их менее опытных коллег. Это значит, что педагоги, независимо от стажа, почти всегда находятся в сложной ситуации, чреватой выгоранием, и всем им необходимы мероприятия по его предотвращению. Из упомянутых выше четырех компонентов наименьшую опасность представляет собой недовольство условиями работы, поскольку, как правило, они известны на момент трудоустройства. Куда большую угрозу в себе несут эмоциональная усталость, формализм и отстраненность от организации.

Чем раньше будет обнаружена проблема, тем больше у педагога шансов на ее успешное решение. Важно понимать, что психическое и эмоциональное здоровье учителя – залог эффективной долгосрочной работы, а также отличных взаимоотношений с коллективом, администрацией, учениками и родителями.

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: