Расписание в форме ленты

Что такое неклассно-урочная организация обучения

Ученики Пушнинской средней школы Беломорского района Карелии учатся необычно. В их расписании есть абсолютно все предметы, но… каждый урок длится 90 минут. В школе нет обычного расписания уроков, а есть… лента.

Уже десять лет образовательная организация, а по сути, обычная сельская школа в одном из северных районов Карелии живет в режиме инновационной площадки, республиканский статус которой школа подтвердила в последних числах 2018 года.

Исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова высоко оценивает работу, в которую включился абсолютно весь коллектив школы. Учителя за это время научились видеть ребенка, хвалить, выстраивать индивидуальный маршрут каждого ученика (в этот процесс также включены дети VII и VIII видов обучения). Здесь их не развлекают, а учат и видят впечатляющие результаты.

Татьяна Танцева, в прошлом директор Пушнинской школы, а ныне председатель Ассоциации сельских школ Карелии, рассказала, что сейчас технология отработана, ее особенности (в привычной системе координат — сдвоенные уроки, в Пушном — лента) стали частью жизни школы. Татьяна Ивановна, преподаватель русского языка и литературы, говорит, что технология подходит для обучения и другим предметам: истории, обществознанию, математике, геометрии. Если говорить о стороннем наблюдении за работой детей, то удивляешься, как много они успевают! При этом ребята не сидят на месте, общаются, контактируют с несколькими учителями, обучают друг друга. Пятерки, конечно, получают не все, но и это не вызывает отчаяния или даже недовольства. Может быть, оттого что дети чувствуют потенциал и возможность узнать больше, улучшить свой результат?

В январе Ассоциация сельских школ провела в Пушном обучающий семинар. На нем побывала корреспондент «Учительской газеты» Мария Голубева и обратилась к специалисту в этой области с предложением рассказать о данной технологии обучения.

К вопросу о концептуальных основаниях технологии

Для того чтобы показать, что неклассно-урочная организация обучения является педагогической технологией, обратимся к одному из определений данного понятия.

Педагогическая технология — совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели. Педагогическая технология предполагает соответствующее научное проектирование, при котором эти цели задаются достаточно однозначно и сохраняется возможность объективных поэтапных измерений и итоговой оценки достигнутых результатов.

Кроме того, педагогическая технология включает дидактические процессы, в частности предписания и способы деятельности, условия, в которых эта деятельность должна воплощаться, или организационные формы обучения, а также средства осуществления этой деятельности, в том числе целенаправленную подготовку педагога.

С дидактической точки зрения педагогическая технология — это разработка прикладных методик, описывающих реализацию педагогической системы по ее отдельным элементам.

Заметим, что здесь возникает и далее постоянно используется понятие «система», что подчеркивает системный подход как теоретическую основу разработки и реализации данной технологии, указывает на целостность и упорядоченность совокупности ее элементов, находящихся в отношениях взаимосвязи и взаимообусловленности друг с другом.

К теоретическим, научно-практическим и методическим основаниям технологии неклассно-урочной организации образовательного процесса также относятся:

* методики из опыта учителя сельской школы А.Г. Ривина, реализовавшего коллективный способ обучения детей разного возраста,

* исследовательский опыт одного из учеников А.Г. Ривина — В.К. Дьяченко, который создал теорию и практику КСО (коллективный способ обучения) в условиях классно-урочной системы,

* теория и практика реализации КСО в условиях неклассно-урочной системы обучения в сельских малочисленных школах Красноярского края,

* исследовательский опыт Е.С. Казько, под руководством которой были разработаны модель и элементы технологии неклассно-урочной организации обучения, апробированные в сельской малокомплектной школе (МОУ «Пушнинская средняя общеобразовательная школа Беломорского муниципального района Республики Карелия»).

Методической базой технологии стали различные методики, в частности методика Ривина (МР), методика взаимопередачи тем (МВТ), методика взаимообмена заданиями (МВЗ), взаимотренажа (ВТ), совместного изучения (СИ) и др.

Реализация технологии неклассно-урочной организации обучения требует от педагогов понимания ее особенностей, достаточных теоретических знаний и владения специальными способами обучения, такими как коллективный способ обучения (КСО), тьюторское сопровождение, самостоятельная работа обучающихся.

Общее и различное между традиционной классно-урочной системой организации обучения и неклассно-урочной системой можно определить на основе их сравнения, представленного в таблице 1 (см. ниже).

Данная технология организации образовательного процесса нацелена на реализацию образовательных программ, достижение образовательных результатов, создание условий образования в соответствии с требованиями ФГОС общего образования. Соответственно концептуальными основаниями технологии также являются системно-деятельностный, личностно ориентированный и индивидуальный подходы. На наш взгляд, неклассно-урочная система даже в большей степени согласуется с положениями стандарта и направлена на реализацию названных подходов, чем привычная классно-урочная.

Раскроем некоторые принципиальные положения технологии неклассно-урочной организации обучения.

 

Субъектная позиция обучающегося

В ходе занятия в технологии неклассно-урочной организации обучения каждый ученик проходит свой индивидуальный образовательный маршрут… В условиях обучения разновозрастных групп детей каждому обучающемуся в определенный промежуток времени отводится своя роль. Вариативность ролей в учебно-познавательной деятельности обусловлена замыслом и содержанием учебной деятельности, а также уровнем подготовленности каждого обучающегося. В основе различных ситуаций взаимодействия лежит делегирование педагогом части своих функций обучающимся, что в результате приводит к повышению уровня субъектности последних, так как происходит трансформация цели образования: от обучения учащихся учителем к взаимообучению учащимися друг друга и в перспективе к самообучению.

Взаимообучение осуществляется по определенным технологиям: методика Ривина, методика взаимообмена заданиями, методика взаимопередачи тем и др., в основе которых лежит взаимодействие учащихся в парах сменного состава. Суть такого общения заключается в том, что школьники по очереди обучают друг друга.

Необходимо организовать учебный процесс с учетом таких моментов:

каждый должен регулярно изучать некоторую тему самостоятельно,

каждый должен систематически излагать другому некоторую тему,

каждый должен систематически изучать некоторую тему из рассказа другого,

каждому должна предоставляться возможность знать все, что знают остальные, и передавать другому свои знания,

каждый должен быть подключен к организации и управлению работой учебной группы.

При реализации технологии КСО нужно учитывать неразвитость у многих учащихся таких отдельных базовых умений работы с текстом, как выделение существенных признаков содержания текста, передача текста без искажения и аргументация мнения.

 

Учительская кооперация

Регулирование образовательного процесса в технологии неклассно-урочной организации обучения осуществляет учительская кооперация, представляющая собой группу педагогов, выполняющих определенные роли-функции: диспетчер, предметник, ассистент, технолог. Так, диспетчер отвечает за организацию учебных занятий в школе в соответствии с расписанием ленты. На учителе-предметнике лежит ответственность за содержание учебного материала и методику его овладения учащимися. Учитель-ассистент контролирует ход и результаты самостоятельной работы обучающихся, при необходимости оказывает детям консультационную помощь. Учитель-технолог отвечает за правильность реализации технологий взаимообучения учащихся.

В условиях неклассно-урочной системы естественным образом происходит преобразование связи между учителями-предметниками.

Обычно деловые и личностные отношения в педагогическом коллективе строятся на основе личностных симпатий, что по большому счету снижает ответственность всех за каждого ученика. Каждый предметник в одиночку борется за качество обучения и развитие ребенка. Следовательно, потенциал педагогического коллектива не используется в полной мере, а это большая сила.

В ситуации создания учительской кооперации усиливается профессиональная связь (личностные отношения педагогов при этом не упраздняются), следовательно, повышается уровень ответственности за конечный результат — успешное развитие личности каждого обучающегося.

Учительская кооперация — это объединение педагогов, которое совместно планирует, осуществляет, осмысливает и анализирует работу. Распределение функций между учителями носит временный характер, и каждый педагог по очереди выполняет одну из названных четырех функций.

На этапе планирования учитель-предметник составляет индивидуальный образовательный маршрут для каждого обучающегося: какую тему сейчас изучает ученик, что ему предстоит изучать дальше, что вызывает трудности и за счет чего он достигает положительного результата, готовит «ключи» для проверки учителю-технологу, учителю-ассистенту, дежурному учителю.

Непосредственно во время процесса обучения учитель-предметник объясняет новый материал, проверяет уровень знаний и работает с теми учениками, которых к нему отправляет дежурный учитель, в соответствии с предварительным планом, составленным кооперацией. Работа с учителем может проходить индивидуально, в парах, в малых группах, в группе.

Учитель-ассистент выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, а также отслеживает качество самостоятельной работы по методикам коллективных учебных занятий, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации. Учитель-ассистент фиксирует в определенной тетради учета, как учащиеся работают на этапе самостоятельной работы.

Учитель-технолог выполняет поручения дежурного учителя и учителя-предметника, например, осуществляет контроль за работой в парах постоянного и сменного состава и в группах, оказывает помощь по содержанию предмета. Также отслеживает качество работы в малых группах по методикам коллективных учебных занятий, работы в парах, формирование надпредметных навыков учащихся, общих умений коммуникации, помогает овладеть умением учить других и учиться самому. На протяжении ленты он фиксирует в тетради технолога, как учащиеся работают на этапе парной работы: соблюдают ли инструкции по методикам (методика Ривина, МВТ, МВЗ), умеют ли договариваться и слушать при работе в паре, группе и как оценивают работу друг друга.

Важную роль в ленте играет дежурный учитель (диспетчер). В соответствии с планом, составленным учительской кооперацией, он формирует разные временные учебные группы и пары, дает конкретные задания ученикам, осуществляет оперативную коррекцию учебного процесса. При необходимости (если запланировано в ленте) занимается с учащимися индивидуально: обсуждает прочитанное, осуществляет проверку заданий и т.д.

Все учителя и учащиеся подотчетны дежурному учителю, после выполнения каждого задания они получают у него следующее. На протяжении ленты дежурный учитель заполняет общую форму рефлексии: отмечает смену деятельности (количество), пройдены ли маршруты, с кем работал на ленте, а также руководит деятельностью учительской кооперации, высказывает свое мнение о работе каждого в учительской кооперации.

Учительская кооперация способствует рефлексии и профессиональному росту педагогов, позволяет своевременно выявить и оперативно исправить методические ошибки. Учительская кооперация — один из важнейших элементов и главное условие реализации технологии неклассно-урочной организации обучения.

Основной работой каждого учителя в кооперации является выполнение функций по созданию и обеспечению условий обучения в новой организационной структуре.

Неклассно-урочная организация обучения требует особого расписания — ленты, — в котором указываются названия учебных предметов, темы занятий, продолжительность учебной работы, формы организации деятельности и ее характер.

 

Структура и оформление ленты

Обычное занятие в технологии «Лента» занимает время двух традиционных уроков (90 минут) и перемену между ними в 10 минут.

Занятие в ленте предполагает три вида деятельности обучающихся:

самостоятельная работа,

работа в паре (в группе),

работа с учителем.

Следовательно, работают учитель-предметник (в кабинете работы с учителем), ассистент (в кабинете самостоятельной работы), технолог (в кабинете парной работы). Кроме того, всю работу во время занятия координирует — направляет, раздает карточки, следит за временем — дежурный учитель, который, как правило, находится в рекреации рядом с кабинетами.

Расписание ленты — это таблица (сетка) индивидуальных маршрутов каждого обучающегося в течение занятия.

В заголовке («шапке») расписания ленты обозначены предметы, учащиеся года обучения, дата проведения, фамилии учителей-предметников. Далее следуют темы по годам обучения.

В графах таблицы обозначены порядок, время и виды деятельности ученика, которые для удобства маркированы разными цветами.

Для каждого обучающегося занятие разбивается на этапы, включающие работу с учителем, парную/групповую и самостоятельную работу.

Согласно расписанию-ленте работа с учителем для учащихся каждого года обучения равна примерно 20‑25 минутам, но, естественно, могут быть и другие варианты. Например, для контрольной работы в виде диктанта времени потребуется гораздо больше, чем для промежуточной проверочной работы.

Первые 25 минут работы с учителем определены ученикам 5‑го года обучения, так как они младшие в ленте и им необходим «запуск в тему» под контролем педагога. Первый этап предполагает запись числа, классной работы, темы урока и цели, что занимает у младших больше времени.

Учащимся 5‑го г. о. сразу после работы с учителем необходимо закрепить новый материал, на этапе самостоятельной работы они выполняют упражнения. Для более полного изучения теоретического материала этим обучающимся предлагается проработать материал самостоятельно для работы в паре (МВТ — методика взаимопередачи тем).

Например, в учебниках русского языка есть разделы «Возьмите на заметку!» и «Понаблюдайте!», которые можно проработать с помощью этой методики, экономя время учителя на уроке.

В данном примере учащимся 6‑го и 7‑го г. о. последними этапами запланирована проверочная работа, так как темы ими были изучены ранее и требуют промежуточного контроля знаний с проверкой у ассистента (ассистент имеет «ключи»).

У обучающихся 8‑го г. о. работа с учителем занимает 25 мин., поскольку в этом примере предполагаем, что они изучают сложную тему, которая требует большего времени для объяснения (например, «Словосочетание»). Заметим, что обучающиеся приступили к ее освоению в ленте наэтапе самостоятельной работы.

 

Обеспечение самостоятельной работы

Самостоятельная работа в ленте — индивидуальная работа, работа в группах и в парах — предусматривает педагогическое сопровождение со стороны учителя-технолога, учителя-ассистента, дежурного учителя и является результатом подготовки занятия учительской кооперацией, главная фигура которой — учитель-предметник. Именно он продумывает содержание, форму и объем заданий, заготавливает «ключи» (варианты решений и ответы) для других участников кооперации.

 

Школьная тетрадь

В настоящее время существует немало разных вариантов и форм организации самостоятельной работы (по учебникам и рабочим тетрадям, в аудио- и видеоформатах, с использованием интернет- и ИКТ-технологий). Они эффективно могут быть применены в ленте.

Однако основной формой организации самостоятельной работы обучающихся в ленте являются карточки с заданиями, разработанные учителем-предметником.

Дети работают в разном темпе, но лента, имея большие допуски во времени, чем обычный урок, предусматривает и одновременную работу учеников одного года обучения. Для опережающих своих одноклассников предусматривается дополнительное задание. Ученики, обучающиеся в ленте, знают, что они работают с дополнительными заданиями до тех пор, пока последний из их группы (года обучения) не завершит работу над основным заданием.

 

Рефлексия

Наш опыт показал, что в ходе реализации данной технологии организации учебного процесса повышается уровень личной ответственности учащихся за качество освоения материала. Соответственно возникает необходимость расширить и их права, в частности право быть услышанным, право внести коррективы в содержание учебных текстов в карточках и т. п. Поэтому завершающим этапом каждого занятия ленты стала рефлексия, связанная с ходом и результатами учебной деятельности школьников.

В нашем варианте рефлексии учтены три аспекта: информационный, коммуникативный, эмоциональный. Они являются на сегодняшний день наиболее актуальными. Акценты расставлены по этим направлениям, чтобы снять проблему закомплексованности детей в отношении самооценки собственной работы в учебной деятельности.

Предлагается оценить:

настроение (отличное, безразличное, плохое),

работу («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»). В случае неудовлетворительной оценки работы обучающемуся предлагается указать причину,

выполнение домашнего задания (по той же схеме, что и предыдущий критерий).

Можно провести рефлексию работы в группе (для методики Ривина) по следующим показателям:

 

Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

* Делало ее более эффективной.

* Тормозило выполнение задания.

* Не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе.

 

На каком уровне осуществлялось общение в группе?

* Обмен информацией.

* Взаимодействие.

* Взаимопонимание.

 

Какие трудности испытывали при выполнении задания?

* Недостаток информации.

* Недостаток средств коммуникации.

* Трудности в общении.

 

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

* Сохранились единство и партнерские отношения.

* Единство было нарушено.

 

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

* Лидер, выдвинувшийся в ходе работы.

* Нежелание наладить контакт большинства участников.

* Непонимание задачи, поставленной для совместной работы.

* Сама задача была трудной и неинтересной.

* Возможны к использованию и другие известные приемы и формы организации рефлексии.

 

Вывод

Особое значение использование технологии неклассно-урочной организации обучения приобретает в малокомплектной (малочисленной) школе. Это связано, с одной стороны, с тем, что из-за традиционного подхода к обучению в условиях достаточно ярко выраженной дифференциации учащихся снижается уровень требований, а вместе с тем и мотивация школьников к учению, падает качество знаний. С другой стороны, в малочисленных и малокомплектных школах не так много учеников и есть возможность учить каждого в отдельности в соответствии с его индивидуальными особенностями, возможность организации практически постоянной парной и групповой работы в альтернативу фронтальной.

Елена Казько

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: