Преодолеваем трудности вместе (продолжение)
Научиться пересказывать — значит, научиться свободно передавать любую полученную информацию, преодолеть затруднения по всем предметам, уверенно владеть своей речью, быть уверенным в себе и не испытывать волнения, когда приходится выступать перед любой аудиторией.
Путь к успеху у каждого свой. Кому-то пересказывать легко, а кто-то испытывает затруднения в передаче содержания текста, прочитанного несколько раз, пытается рассказать его дословно, не может вычленить основное, теряется, волнуется и … опять двойка! В основе затруднений лежат различные причины, устранив которые, можно добиться желаемой цели.
Причина 1. Низкий уровень осмысления прочитанного
Тренировочные упражнения
Некоторые упражнения используются в разных целях и описаны в первой части статьи, поэтому просто упомяну их: «Свяжи слова», «Заполни пропуски» (см. ранее от 15 января 2019)
1. «Пословицы» (развиваем способность понимать и обобщать смысл фразы)
* Ребенку предлагаются 8 карточек, на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу:
- Волков бояться — в лес не ходить.
- Смелость города берет.
- Дело не медведь — в лес не уйдет.
- Семеро одну соломинку поднимают.
- Семь раз примерь — один отрежь.
- Поспешишь — людей насмешишь.
- Семеро одного не ждут.
- Кто встал пораньше, ушел подальше.
Приведенные пословицы по смыслу объединяются так: 1 и 2 (о смелости), 3 и 4 (о лентяях), 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать), 7 и 8 (никогда не надо опаздывать).
* Сравнить пословицы в левом и правом столбиках. Подобрать к пословице, написанной слева, такую пословицу из правого столбика, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.
Лучше поздно, чем никогда | а) Лучше оступиться, чем оговориться б) Нет худа без добра. в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть. г) Не спеши языком, торопись делом |
Что прошло, того не воротишь | а) Что написано пером, того не вырубишь топором. б) Утро вечера мудренее. в) Кончил дело — гуляй смело. г) Что с возу упало, то пропало. |
(Правильные ответы выделены курсивом)
* Сформулировать своими словами общий смысл пословиц.
Тише едешь — дальше будешь.
Где тонко, там и рвется.
Не гони коня кнутом, а гони его овсом.
2. «Деформированные предложения» (развиваем вербальный анализ)
«Склеенные предложения»
Ребенку предлагается разделить вертикальными линиями слова и расставить точки в тексте.
КОРОТОКЗИМНИЙДЕНЬСИНИЙСУМРАКВЫПОЛЗИЗЛЕСАИПОВИСНАДСУГРОБАМИРЕЗКОСКРИПЕЛПОДНОГАМИСНЕГ
НАНЕБЕВЫСТУПИЛИЗВЕЗДЫМОРОЗКРЕПЧАЛВОТИСТОРОЖКАЛЕСНИКА
ВЬЮГИНАМЕЛИБОЛЬШИЕСУГРОБЫСНЕГАМАЛЕНЬКУЮСТОРОЖКУБЫЛОЧУТЬВИДНО МЫЗАТОПИЛИПЕЧКУЯРКОПЫЛАЛОГОНЬНАМСТАЛОТЕПЛО
(Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звезды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.)
«Спрятанные предложения»
В каждом ряду букв надо найти «спрятанные» слова и составить с ними предложение.
МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВТРОИНИОНЫЬШТОРМ (Ночью был шторм)
МБЕЛЫЕЧРВЕТНДЛШЬЦВЕТЫБЛОШЩДВАПРРАСПУСТИЛИСЬРОНАНВЯБЛОНЕ (Белые цветы распустились на яблоне)
«Рассыпанные предложения»
Необходимо «собрать» предложения, т. е. расположить слова в правильном порядке.
Сосулька, крыше, на, длинная, висит. (На крыше висит длинная сосулька)
Рощу, мы, летом, в, часто, ходим. (Летом мы часто ходим в рощу)
Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст. (В самом центре сада расцвел розовый куст)
Причина 2. Недостатки в развитии мышления
Тренировочные упражнения (Изучите анализирующее наблюдение ребенка)
1. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.
* Предложите ребенку описать внешний вид объектов (ветку дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного).
Задание: «Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду». Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.
* Научите ребенка определять недостающие детали на рисунках.
Задание: «Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их». Оценивается число правильных ответов.
* Тренируйте ребенка в обнаружении малозаметных компонентов. Для сравнения предложите два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: «Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?»
Задание: «Запутанный рисунок»: на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Ребенку предлагается назвать предметы, которые он видит.
* Тренируйте ребенка в узнавание объектов. Ребенку показываются контурные изображения птиц, листьев и др.
2. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения.
Ребенку предлагается описать сюжетную картинку «Четвертый лишний»
* Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ребенка просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.
Примерный набор картинок:
Мак, ромашка, роза, лук.
Чашка, блюдце, суп, тарелка.
Яблоко, персик, огурец, груша.
(«Лишние» слова выделены курсивом.)
Можно воспользоваться и готовыми наборами картинок.
* Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».
Примерный набор слов:
Книга, портфель, чемодан, кошелек.
Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.
Часы, очки, весы, термометр.
Яблоко, книга, шуба, роза.
(«Лишние» слова выделены курсивом.)
3. «Выбор родственных слов» (развиваем способность к обобщению)
Назови слова, близкие друг к другу по существу:
— заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море,
— соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол,
— вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.
Причина 3. Недостатки в развитии воображения
Тренировочное упражнение
«Задания на воображение»
* «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»
Ребенок задумывает свое изображение, но не говорит о нем взрослому. Он начинает и рисует только один элемент. Взрослый должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать ребенок, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.
* Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку.
Причина 4. Ребенок затрудняется в выделении главного, существенного
Тренировочные упражнения
1. «Повтори слова» (см. ранее)
2. «Поиск смысловых несуразностей» (см. ранее)
3. «Заполни пропуски» (см. ранее).
Предложенные упражнения помогут не только преодолеть трудности, но и усовершенствовать имеющиеся навыки. Важно запастись терпением, не ждать сиюминутной удачи, верить самим и убедить ребенка, что все получится! Успехов!
Маргарита Смирнова, учитель-дефектолог