Ребенок не может пересказывать прочитанное своими словами

Преодолеваем трудности вместе (продолжение)

Научиться пересказывать — значит, научиться свободно передавать любую полученную информацию, преодолеть затруднения по всем предметам, уверенно владеть своей речью, быть уверенным в себе и не испытывать волнения, когда приходится выступать перед любой аудиторией.

Путь к успеху у каждого свой. Кому-то пересказывать легко, а кто-то испытывает затруднения в передаче содержания текста, прочитанного несколько раз, пытается рассказать его дословно, не может вычленить основное, теряется, волнуется и … опять двойка! В основе затруднений лежат различные причины, устранив которые, можно добиться желаемой цели.

Причина 1. Низкий уровень осмысления прочитанного

Тренировочные упражнения

Некоторые упражнения используются в разных целях и описаны в первой части статьи, поэтому просто упомяну их: «Свяжи слова», «Заполни пропуски» (см. ранее от 15 января 2019)

1. «Пословицы» (развиваем способность понимать и обобщать смысл фразы)

* Ребенку предлагаются 8 карточек, на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу:

  1. Волков бояться — в лес не ходить.
  2. Смелость города берет.
  3. Дело не медведь — в лес не уйдет.
  4. Семеро одну соломинку поднимают.
  5. Семь раз примерь — один отрежь.
  6. Поспешишь — людей насмешишь.
  7. Семеро одного не ждут.
  8. Кто встал пораньше, ушел подальше.

Приведенные пословицы по смыслу объединяются так: 1 и 2 (о смелости), 3 и 4 (о лентяях), 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать), 7 и 8 (никогда не надо опаздывать).

* Сравнить пословицы в левом и правом столбиках. Подобрать к пословице, написанной слева, такую пословицу из правого столбика, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

Лучше поздно, чем никогда а) Лучше оступиться, чем оговориться

б) Нет худа без добра.

в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

г) Не спеши языком, торопись делом
Что прошло, того не воротишь а) Что написано пером, того не вырубишь топором.

б) Утро вечера мудренее.

в) Кончил дело — гуляй смело.

г) Что с возу упало, то пропало.

(Правильные ответы выделены курсивом)

* Сформулировать своими словами общий смысл пословиц.

Тише едешь — дальше будешь.

Где тонко, там и рвется.

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

2. «Деформированные предложения» (развиваем вербальный анализ)

«Склеенные предложения»

Ребенку предлагается разделить вертикальными линиями слова и расставить точки в тексте.

КОРОТОКЗИМНИЙДЕНЬСИНИЙСУМРАКВЫПОЛЗИЗЛЕСАИПОВИСНАДСУГРОБАМИРЕЗКОСКРИПЕЛПОДНОГАМИСНЕГ

НАНЕБЕВЫСТУПИЛИЗВЕЗДЫМОРОЗКРЕПЧАЛВОТИСТОРОЖКАЛЕСНИКА

ВЬЮГИНАМЕЛИБОЛЬШИЕСУГРОБЫСНЕГАМАЛЕНЬКУЮСТОРОЖКУБЫЛОЧУТЬВИДНО МЫЗАТОПИЛИПЕЧКУЯРКОПЫЛАЛОГОНЬНАМСТАЛОТЕПЛО

(Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звезды. Мороз крепчал. Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.)

«Спрятанные предложения»

В каждом ряду букв надо найти «спрятанные» слова и составить с ними предложение.

МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВТРОИНИОНЫЬШТОРМ (Ночью был шторм)

МБЕЛЫЕЧРВЕТНДЛШЬЦВЕТЫБЛОШЩДВАПРРАСПУСТИЛИСЬРОНАНВЯБЛОНЕ (Белые цветы распустились на яблоне)

«Рассыпанные предложения»

Необходимо «собрать» предложения, т. е. расположить слова в правильном порядке.

Сосулька, крыше, на, длинная, висит. (На крыше висит длинная сосулька)

Рощу, мы, летом, в, часто, ходим. (Летом мы часто ходим в рощу)

Центре, розовый, в, расцвел, самом, сада, куст. (В самом центре сада расцвел розовый куст)

 

Причина 2. Недостатки в развитии мышления

Тренировочные упражнения (Изучите анализирующее наблюдение ребенка)

 

1. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.

* Предложите ребенку описать внешний вид объектов (ветку дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного).

Задание: «Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду». Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.

* Научите ребенка определять недостающие детали на рисунках.

Задание: «Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их». Оценивается число правильных ответов.

* Тренируйте ребенка в обнаружении малозаметных компонентов. Для сравнения предложите два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: «Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?»

Задание: «Запутанный рисунок»: на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Ребенку предлагается назвать предметы, которые он видит.

* Тренируйте ребенка в узнавание объектов. Ребенку показываются контурные изображения птиц, листьев и др.

 

2. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения.

Ребенку предлагается описать сюжетную картинку «Четвертый лишний»

* Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ребенка просят рассмотреть группы картинок и определить, какая «лишняя», т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Примерный набор картинок:

Мак, ромашка, роза, лук.

Чашка, блюдце, суп, тарелка.

Яблоко, персик, огурец, груша.

(«Лишние» слова выделены курсивом.)

Можно воспользоваться и готовыми наборами картинок.

* Ребенку зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это «лишнее» слово и объяснить, почему оно «лишнее».

Примерный набор слов:

Книга, портфель, чемодан, кошелек.

Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор.

Часы, очки, весы, термометр.

Яблоко, книга, шуба, роза.

(«Лишние» слова выделены курсивом.)

3. «Выбор родственных слов» (развиваем способность к обобщению)

Назови слова, близкие друг к другу по существу:

— заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море,

— соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол,

— вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.

 

Причина 3. Недостатки в развитии воображения

Тренировочное упражнение

«Задания на воображение»

* «Отгадай, что я задумал, и дорисуй»

Ребенок задумывает свое изображение, но не говорит о нем взрослому. Он начинает и рисует только один элемент. Взрослый должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать ребенок, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы придется часто перестраивать первоначально задуманный образ.

* Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением одного элемента и просят нарисовать на его основе картинку.

 

Причина 4. Ребенок затрудняется в выделении главного, существенного

Тренировочные упражнения

1. «Повтори слова» (см. ранее)

2. «Поиск смысловых несуразностей» (см. ранее)

3. «Заполни пропуски» (см. ранее).

Предложенные упражнения помогут не только преодолеть трудности, но и усовершенствовать имеющиеся навыки. Важно запастись терпением, не ждать сиюминутной удачи, верить самим и убедить ребенка, что все получится! Успехов!

Маргарита Смирнова, учитель-дефектолог

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: