Они плохо справляются с учебной программой, но хорошо с учителями
Институт прикладных экономических исследований РАНХиГС опубликовал результаты ежегодного межрегионального мониторинга эффективности школы. Более двух третей учителей полагают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы, а их родители — по воспитанию детей. Кроме того, большинство педагогов склонны видеть снижение уважения школьников к учителям, а треть учителей говорят об ухудшении поведения школьников. Ранее ученые НИУ ВШЭ опубликовали результаты опросов из 75 регионов России, согласно которым около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников. При этом эксперты считают, что за последние полгода ситуация в отношениях учителей и учащихся только ухудшилась.
Мониторинг РАНХиГС осуществляется при помощи социологических опросов родителей учащихся, учителей и директоров школ, а также анализа открытых статистических данных Федеральной службы государственной статистики и Министерства просвещения. В 2018 году мониторинг проводился в Алтайском и Ставропольском краях, Челябинской области и в Санкт-Петербурге. Согласно полученным результатам, почти две трети учителей считают, что учащиеся удовлетворительно или плохо выполняют свои задачи по освоению учебной программы (так считают 61,5% учителей), а их родители — по воспитанию детей (70,4%). При этом около трети респондентов из числа учителей отмечают, что результативность учебной деятельности учащихся и участие семьи в воспитании детей за последние несколько лет снизились. Согласно исследованию, наиболее проблемной является ситуация с обучением учащихся 8–9-х классов сельских школ, где, по мнению 28,5% педагогов, от 10% до 15% детей не осваивают в полном объеме учебный материал. Основной причиной плохой успеваемости детей учителя считают невнимание родителей к школьному образованию детей. Такое мнение высказали 86,7% преподавателей.
Вторым по значимости фактором учителя называют семейное неблагополучие (72,8% учителей). В качестве причин плохой успеваемости педагоги также выделяют проблемы со здоровьем детей (67,5%) и сложность учебных программ (44,4%). Кроме того, большинство учителей склонны видеть снижение уважения школьников к взрослым, в том числе к учителям. Об этом заявили 61,2% преподавателей. Треть учителей (32,5%) говорят об ухудшении поведения школьников.
Как улучшить ситуацию, учителя точно не знают: 37,1% считают необходимым формирование классов в зависимости от уровня успеваемости школьников, 44,5% учителей уверены в эффективности совместного обучения всех детей, а 18,4% затрудняются дать ответ на этот вопрос.
Ранее эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ) опубликовали заключительный вариант исследования, согласно которому около 70% учителей подвергались агрессии со стороны учеников. Сбор основных данных проходил посредством онлайн-опроса и глубинных интервью с учителями и школьниками. Всего было получено около 3,1 тыс. анкет из 75 регионов России. Согласно полученным результатам, с наиболее жесткой формой буллинга — угрозами от учеников — сталкивался хотя бы раз в жизни каждый второй учитель, а 5,8% отмечают, что это происходило на регулярной основе. Треть опрошенных имели дело с комментариями интимного характера. С травлей через оскорбительные письма или посты в социальных сетях сталкивались 42% респондентов. Кроме того, согласно проведенным опросам, агрессия со стороны учеников зачастую проявляется в передразнивании преподавателя, придумывании кличек и публичного комментирования внешнего вида педагога — данным видам травли подвергались более 50% учителей. Реже — в плохом отношении к другой культурной или этнической принадлежности (с данным видом буллинга хотя бы раз сталкивались около 20% преподавателей) и прямом насилии в отношении учителя (около 15%).
По словам ученых ВШЭ, в последнее время «уровень агрессии повышается, а предлагаемые меры не поспевают за накопившимися проблемами». «Большое количество запретительных законов может повышать градус агрессии среди молодых людей, а со стороны учителей все усугубляется их тяжелым материальным положением»,— говорит одна из авторов исследования Юлия Черненко.
Дискуссия вокруг буллинга в школах и отношений между учителями и учащимися возобновилась после ряда нападений в учебных заведениях. Так, в феврале 2018 года в одной из школ Перми произошла драка с поножовщиной, пострадали 15 человек, в том числе учительница и ученики младших классов. Затем в Улан-Удэ ученик девятого класса бросил в кабинет русского языка и литературы бутылку с зажигательной смесью и напал на учеников и преподавателя. 18 октября 21 человек погиб и еще более 40 получили ранения в результате массового убийства в государственном Керченском политехническом колледже, совершенного учащимся его четвертого курса Владиславом Росляковым.
В начале февраля 2018 года тогдашний заместитель министра образования Татьяна Синюгина собирала совещание, на котором обсуждалось создание мобильных структурных подразделений, оказывающих психологическую помощь детям, и другие вопросы безопасности образовательных организаций. До этого уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова в интервью «Ъ» заявила, что «положенные меры (профилактики и предотвращения подобных случаев.— «Ъ») не выполняются». По ее словам, в школах не соблюдается «регламент и требования к охране» и меры по предотвращению подобных случаев — «проведение мониторингов, анкетирование учащихся», а преподаватели и руководство не знают, «что положено предпринять в случае девиантного, деструктивного поведения, как нужно работать с комиссией по делам несовершеннолетних, с другими ведомствами». В конце октября министр просвещения Ольга Васильева вновь призвала увеличить количество психологов в школах.
При этом, как сообщал «Ъ» (см. «Ъ» от 7 ноября 2018 года), Генпрокуратура РФ предъявила претензии к методическим рекомендациям Минобрнауки по обеспечению безопасности школ. Документ, считают в надзорном ведомстве, заведомо занижает категории опасности объектов охраны, определенные ранее постановлением правительства. По версии источников «Ъ», у образовательного ведомства просто нет средств, чтобы обеспечить антитеррористическую безопасность в соответствии с этим постановлением. В Минпросвещения на просьбу прокомментировать ситуацию ответили лишь, что «уделяют повышенное внимание безопасности образовательной среды».
Ксения Миронова