Министр образования и науки Ольга Васильева считает, что подчинение школ муниципалитетам мешает создавать единое образовательное пространство.
Есть регионы-доноры, дотационные регионы. Мы видим такое разнообразие образовательных программ, что очень сложно говорить о главной задаче российского образования создании единого образовательного пространства и базового содержания для каждого ребенка. Трудно себе представить, что 42 тысячи школ страны никоим образом Министерству образования и науки России не подчиняются. Также они не подчиняются и региону. Это проблема, которая волнует всех, подчеркнула министр Ольга Васильева на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке.
На сегодняшний день 16 регионов предложили свои площадки в качестве пилотных, чтобы попробовать новую модель управления школами. Министр, рассказывая об этом, призвала не делать никаких резких шагов и все просчитать.
Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов согласен с тем, что вопрос об управлении школами сегодня важен: Есть понимание того, что управляемость в образовании потеряна и надо решить проблему единого образовательного пространства. При этом он заметил, что слова министра начало дискуссии.
Никаких законопроектов о перераспределении полномочий между регионами и муниципалитетами в портфеле комитета нет. Возврат в прежние времена, когда все школы подчинялись министерству образования, невозможен, особо подчеркнул депутат.
Известно, что доходы муниципалитетов на образование составляют иногда две трети от общих сумм. Никто их этих денег не лишает. Вячеслав Никонов заметил, что для школ ничего не меняется, все обязательства перед учителями будут, как и прежде, выполняться, а муниципалитеты, как и раньше, получат положенные средства.
Директор центра государственного сектора экономики Института управления госресурсами ВШЭ Татьяна Абанкина разъяснила РГ, как сегодня финансируются школы и откуда получают средства: школы в каждом регионе и сейчас получают деньги с двух уровней бюджета регионального и муниципального.
На региональном уровне устанавливаются нормативы, которые утверждаются областной или краевой Думой. В региональные нормативы включаются зарплата учителей и учебные расходы. При расчете нормативов берется оплата труда средняя по региону. Отсюда различия в величине нормативов по регионам. Муниципалитеты, как правило, собственники имущества, они финансируют его содержание, и эти расходы по регионам очень отличаются, потому что зависят от состояния имущественного комплекса, продолжительности отопительного сезона, системы отопления и так далее, рассказала Татьяна Абанкина.
По ее мнению, передача муниципальной собственности на региональный уровень очень сложный и долгий процесс. Эксперт допускает, что может быть предложена модель соучредительства региона и муниципалитета, регионы получат больше полномочий в решении кадровых вопросов, распределении базовых и стимулирующих выплат.
Сейчас пропорцию определяют школа и учредитель, а это, напомним, муниципалитет. В каждой школе утверждается свое Положение об оплате труда, критериях стимулирующих выплат. Во всех школах соотношение разное. Где-то это 70 к 30, а где-то 90 к 10. Может быть, подходы будут едиными, считает Татьяна Абанкина.
Она уверена, что для сельских школ передача управления на региональный уровень важнее, чем для городских.
В России примерно 24 тысячи сельских школ. Учитывая особенности расселения в сельской местности, думаю, на уровне региона будет проще решать многие вопросы, связанные с доставкой детей в школы, работой школ-интернатов, сетевого взаимодействия, высказала свое мнение эксперт.
Текст: Ирина Ивойлова Российская газета Неделя №7319 (153)