«Многие дети к окончанию 4-го класса так вымотаны, что ненавидят школу. Это как надо извратить ситуацию вокруг ребёнка, чтобы убить в нём естественный инстинкт учиться!» удивляется Алексей Олейников, учитель литературы и писатель.
Заставлять детей читать прямой путь отучить их от чтения. © / Валерий Христофоров
Досье
Алексей Олейников учитель литературы частной школы «Лицей Ковчег-XXI». Закончил Литинститут им. Горького. Лауреат премии «Новая детская книга» 2011 г. Лауреат Международной детской литературной премии им. В. Крапивина 2013 г.
Юлия Борта, АиФ: Алексей, вы считаете, что детям интереснее читать современные книги про своих сверстников, нежели классику. А есть ли вообще эта современная детская литература? Алексин, Крапивин, Успенский и всё?
Алексей Олейников: Это неправда. Взрослому поколению знакомы именно эти писатели, потому что они сами на них выросли, читали их в детстве. А потом они выросли и особо не интересовались современными детскими авторами. А их сейчас великое множество! Спрос на книги формирует старшее поколение, а оно консервативно. Да и просто дорогое удовольствие сегодня книжки. Недавно президент пообещал льготы книжному бизнесу, вот это был бы подарок!
ТВ как конкурент
Может, причина и в том, что сами родители не читают? Это миф, что СССР был самой читающей страной. Но вспомните 70-80-е: книги зачастую покупались ради корешков. В обществе была ограничена роскошь, и потому чешский гарнитур и в нём полное собрание сочинений Дюма, Пикуля и Пушкина превращались в статусную вещь. А активно и тогда читали не более 10-15% населения. К тому же сейчас у книжек появилось много конкурентов число каналов ТВ зашкаливает плюс Интернет Родители загоняют детей в кружки: мол, большое количество свободного времени приведёт к безделью и хулиганству
Изменение концепции детства произошло незаметно. Вспомните себя в школьные годы. У нас была масса свободного времени. Идёшь из школы мечтаешь о своём. Сделал уроки бежишь во двор. Сейчас всех детей чуть не до выпуска встречают и провожают родители. Развивать начинают с внутриутробного периода. Притом что эта идея уже отвергнута на Западе, а мы всё бежим вслед ушедшему паровозу и глотаем идеи, которые там давно не в тренде. Неестественно так перегружать ребёнка. Я работаю в школе и вижу: дети к старшей школе совершенно вымотаны. И это одна из причин, почему они ненавидят школу, хотя и она сама прилагает к этому немало усилий. Поймите, главный инстинкт ребёнка до 10 лет узнавать новое, учиться. Насколько надо было извратить ситуацию вокруг ребёнка, чтобы этот естественный инстинкт был начисто убит. Дичайшая ситуация!
Не ведите ребёнка в кружок после школы, просто погуляйте. Рассказывайте вечером сказки. И дайте, наконец, ему право побездельничать и полениться. Если бы Эйнштейна развивали с детства, он бы точно не стал Эйнштейном. Наиболее глубокие и гениальные мысли приходят в ситуации активного созерцания, когда человек внешне ничего не делает. А когда у него каждая минута забита до предела делами, то ему и подумать некогда. Вот и получаем к концу начальной школы выжатых как лимон детей. И это ужасно. Ну пусть даже школу прогуляет иногда ничего страшного.
Разве они роботы?
И это говорит учитель!
Но я же вижу, как они мучаются, мне их жалко. Дети же не роботы. Заставьте взрослого человека так пахать 11 лет, многие ли выдержат?
И читать учеников не заставляете?
Почти. Стараюсь увлечь, чтобы каждый нашёл в книгах что-то для себя. Например, включаю в списки книг для чтения графические романы. Некоторые по сложности и серьёзности темы не уступают привычным книгам. Это просто такая форма рассказа, как скульптура, танец, живопись.
У детей теперь правда клиповое мышление без картинки текст не воспринимают?
И взрослые такие же. Осилите сами Жюля Верна? Хотя у вас более наработаны навыки чтения больших текстов.
Почему классику, изучаемую в школе, не хочется перечитывать повзрослев?
Большая часть классики ведь писалась не для детей. Не надо в 5-6-м классах читать «Муму», подождите хотя бы до 11-го. Эта история не про собаку, а про Герасима и его отношения с барыней, почти фрейдистские. Считается, что, если ребёнок читает, как мучают животное, у него развивается чувствительность, что страдания очищают его дущу. Безумно вредная идея! Не очищают, а травмируют. Надо определиться, чего мы хотим: чтобы у детей сохранился интерес к чтению или чтобы они причастились Достоевским, Толстым, «Словом о полку Игореве» и, выйдя из школы, никогда уже эти книги не открывали? Это две разные задачи, я предпочитаю решать первую.
Но разве серьёзная литература это не прививка от зла, чтобы оно не повторялось?
Литература не работает как прививка. Зло всё равно повторяется. После Великой Отечественной войны случились Вьетнам, Афганистан, Чечня. Пушкин вырос величайшим поэтом, не читая Пушкина. Та же история с Достоевским и Толстым. Да и пресловутый «золотой канон» или «культурный код» меняется. Мы уже не читаем «Железный поток» Серафимовича, мало кто читает «Молодую гвардию». Меняется время, меняются «каноны». Дайте ребёнку плохую книжку он научится плохому, дайте хорошую научится хорошему. Это слишком примитивно. Литература гораздо сложнее. Она приоткрывает дверцы в другой мир, даёт возможность прожить другие жизни. Она не даёт ответы, а скорее ставит вопросы, над которыми можно подумать. В конце концов, она приносит удовольствие вот с этого и надо начинать, вовлекая в чтение.
А лет до 12 я бы советовал родителям хоть иногда читать детям вслух по вечерам. Это такой уютный ритуал и даёт потрясающие ощущения, когда текст вдруг захватывает ребёнка и вы с ним движетесь внутри сюжета, переживая вместе за героев.
Статья из газеты: Еженедельник Аргументы и Факты № 51 21/12/2016