Елена Шмелева рассказала о новых правилах госаккредитации вузов

Второе чтение в Госдуме прошли поправки в закон Об образовании в РФ, которые в корне меняют принципы получения вузами государственной аккредитации.

Сегодня, чтобы получить такое свидетельство, университетам нужно собирать тонны бумаг ректоры называют цифру в 100 килограммов и 15 тысяч листов или несколько террабайтов сканов и электронных документов.

О том, что изменится в жизни вузов с принятием поправок, рассказывает сопредседатель рабочей группы по реформе контрольной и надзорной деятельности в сфере образования, руководитель Фонда Талант и успех Елена Шмелева.

Елена Владимировна, почему госаккредитация так важна вузам?

Елена Шмелева: Если организация прошла аккредитацию, значит, у нее есть право выдавать диплом государственного образца. А госдиплом то, что ценится работодателем и является государственной гарантией качества образования. Кроме того, без госдиплома бакалавры и специалисты не смогут поступить в магистратуру. Если нет госаккредитации, у студентов вуза не будет отсрочки от армии, стипендий, льгот, а сам вуз не сможет претендовать на получение бюджетных мест от государства.

А что произойдет, если госаккредитацию убрать вообще?

Елена Шмелева: У нас уже был такой пример с программами дополнительного образования. Они в свое время разрабатывались по государственным требованиям, но в 2013 году госаккредитация таких программ была отменена. Тогда развился рынок удостоверений и дипломов о прохождении программ ДПО. Произошла мгновенная девальвация. Доверие к документам пропало. Мы не хотим этого для вузов. И надо сказать, в ходе обсуждений ни у одного эксперта рабочей группы подобного предложения не возникло. Нам необходима тонкая настройка инструмента оценки вузов. Здесь очень грамотно может сработать механизм профессионально-общественной аккредитации по отраслям.

Имеется в виду оценка от работодателей?

Елена Шмелева: Да. Есть критерии, по которым образовательные программы вузов может оценить государство, например, заложенные в образовательные стандарты, мониторинг в системе образования. А есть оценка через успешность и востребованность студентов профессиональная экспертиза. Обновленная процедура госаккредитации должна соответствовать современным задачам подготовки кадров, когда качество образования объективно оценивается именно через то, как трудоустроены выпускники: где они работают, какую зарплату получают. Тогда система аккредитации поможет выделять вузы, которые наиболее успешно справляются с подготовкой специалистов.

За последние несколько лет попытки убрать из процедуры госаккредитации бумажную волокиту предпринимались не раз. Чего ждать теперь?

Елена Шмелева: Действительно, менялись регламенты Рособрнадзора, увеличивался срок, на который предоставляется аккредитация. Однако все это по большому счету было безрезультатно: по-прежнему требовалось сдавать коробки бумаг или гигабайты информации. А главное: все эти документы подтверждали лишь соответствие букве и духу образовательного стандарта, а с оценкой качества подготовки в вузе были связаны слабо. Но сегодня в образовательном стандарте уже нельзя закрепить содержание и условия подготовки, как это было раньше: слишком стремительно меняются требования к подготовке специалистов. Рабочей группе удалось снять много спорных моментов. Что мы предлагаем? Первое: перейти от оценки соответствия стандартам к оценке качества программ. Второе: процедура будет гибкой. Организация сама сможет выбрать, получать аккредитацию по направлениям подготовки или на всю укрупненную группу. Но если вдруг в процессе будут зафиксированы нарушения, то аккредитации лишат не всю группу, а лишь проблемные направления и специальности. Сейчас же в таких случаях закрывают всю укрупненную группу.

Все это на 70-75 процентов снизит бумажную нагрузку, которая сегодня есть в системе высшего образования.

До сих пор аккредитацию нужно было подтверждать раз в 6 лет. Теперь она станет бессрочной?

Елена Шмелева: Да. Получил один раз и все. Но с последующим мониторингом, чтобы, получив заветное свидетельство, вуз не ушел с радаров Рособрнадзора и не расслаблялся. Мониторинг не будет связан с увеличением бюрократической нагрузки. Мы рассчитываем, что воздуха и ресурсов у университетов будет больше. Надеемся, это с одной стороны снизит нагрузку для небольших региональных университетов, с другой стороны, станет безусловным признанием качества ведущих университетов. Повторю: аккредитация сегодня должна быть связана в первую очередь с тем, как соотносятся требования рынка труда и содержание образовательных программ, применяемые образовательные технологии.

Вы сказали, что бумажная нагрузка снизится почти на 75 процентов. А какие документы все же придется сдавать?

Елена Шмелева: Мы надеемся, что сдавать нужно будет только данные для стандартных мониторингов. Но даже при этом не будет никакого часа икс, когда нужно срочно все подготовить и сдать. Сроки будут распределены.

Предполагалось, что одним из критериев для получения госаккредитации станет проверка базовых знаний студентов. Этот момент теперь снят?

Елена Шмелева: Сейчас в законопроекте этого нет. Такие предложения действительно были в самом начале работы централизованная проверка знаний студентов на площадке Рособрнадзора. Было много опасений: что появится ЕГЭ для студентов, что Минобрнауки будет смотреть на соответствие ФГОС, а Рособрнадзор на проверку знаний. Поэтому, чтобы не допустить путаницы, мы убрали этот момент.

Рабочая группа занимается не только вопросами госаккредитации вузов, у вас ведь несколько десятков документов в деле?

Елена Шмелева: Да. Рабочая группа большой механизм, который запущен Правительством РФ около двух лет назад по поручению Президента Владимира Владимировича Путина. Область образования достаточно сложная не терпит стремительных реформ, а, напротив, требует поступательного движения с полным знанием и пониманием последствий. Мне кажется, что для образования прошедший год работы группы был очень значим. Сформировалось сильное экспертное сообщество вузы, научные институты, работодатели, которое в постоянном контакте с тремя профильными ведомствами: Минпросвещения, Минобрнауки и Рособрнадзором. Первым прорывом стало снижение формальных требований к дистанционным образовательным программам. Сегодня акцент здесь на качество, актуальность и востребованность программы. А весь формализм, когда для онлайн-программы требовалось предоставить определенное количество аудиторий, помещений снят. И второй наш важный шаг это как раз изменение правил лицензирования и госаккредитации вузов. Барьеров становится меньше.

Очень важно, чтобы мы уже к новому учебному году вышли с новыми правилами госаккредитации.

Комментарии

Станислав Бушев, проректор МГУ имени М.В. Ломоносова:

В основе новой системы лицензирования и аккредитации образовательной деятельности лежит непрерывный мониторинг статистических данных, отражающих качество подготовки студентов. Это освободит нас от тонн документов. Несомненная новация в том, что свидетельство о государственной аккредитации будет бессрочным. Только при выявлении несоответствий образовательной деятельности установленным показателям Роспотребнадзор прибегнет к надзорным проверкам.

Сейчас важно обеспечить участие образовательного сообщества в определении системы аккредитационных показателей, используемых при мониторинге.

Дауд Мамий, ректор Адыгейского государственного университета:

Важнейшая составляющая предлагаемых изменений резкое смещение акцента от формального, документального подхода на оценку качества. Это, безусловно, будет положительно воспринято вузовским сообществом, ведь университетские преподаватели, в большинстве своем, ориентируются в первую очередь именно на качественные успехи в обучении студента, и только потом на документальное сопровождение учебного процесса. Новые подходы позволят вузам сконцентрироваться на главном подготовке квалифицированных кадров для страны.

Справка РГ

Рабочая группа по реформе контрольной и надзорной деятельности в сфере образования существует уже полтора года. Ее основная задача экспертиза проектов нормативных правовых актов и оценка требований к образовательным организациям. Группа объединяет представителей Минпросвещения, Минобрнауки, Рособрнадзора, руководителей и экспертов ведущих университетов и школ, институтов развития. Участники уже рассмотрели более сотни проектов, влияющих на все уровни образования от дошкольного до аспирантуры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: