Инклюзия в штрихах: из опыта Японии

На сегодняшний день все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе

В стране действует система инклюзивного образования и система специального образования, которая начала создаваться в 1948 году после принятия Закона о школьном образовании. С этого момента число учеников специальных школ неуклонно росло, но истинный масштаб проблемы государство осознало спустя 20 лет. За короткий срок Япония смогла построить национальную систему специального образования (ССО), обеспечив детям с отклонениями в развитии высокий уровень государственной помощи и социальной защиты.

В 1971 году Министерство образования Японии учредило Национальный институт специального образования (NISE) для решения конкретных задач системы специального образования. На сегодняшний день все дети, независимо от степени тяжести нарушения, получают образование в школе.

Система специального образования

 

Учебные заведения системы специального образования Японии делятся на три вида:

специальные образовательные учреждения для детей с нарушением зрения,

специальные образовательные учреждения для детей с нарушением слуха,

специальные образовательные учреждения для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями (школы, в которых реализуется все три типа обучения).

Школы для слепых и глухонемых детей вошли в систему обязательного образования в 1948 году, а в 1979 году специальные школы в Японии стали обязательными. Дети, которые не могут посещать школу, обучаются на дому.

 

Возможные формы обучения

Согласно законодательству ребенок может посещать специальную школу или специальный класс в общеобразовательных организациях. Он может также ходить в массовую школу, получая специализированную поддержку через ресурсные комнаты при условии, что у ребенка имеется только одно и при этом не тяжелое нарушение в развитии. Для детей-дошкольников с нарушениями развития (в возрасте от 3 до 6 лет) психологопедагогическая помошь может быть оказана только в специальном детском саду.

 

«Ресурсные комнаты»

Это специальная форма образования для детей с нарушениями развития средней тяжести, обучающихся в массовой школе. В обычных классах система поддержки оказывается детям с интеллектуальными нарушениями, аутизмом и другими трудностями развития. При необходимости любой ученик имеет возможность несколько часов в неделю посещать малогрупповые или индивидуальные занятия с педагогом в ресурсной комнате.

Специалисты оказывают ребенку помощь по профилю имеющегося нарушения. Именно эта форма поддержки рекомендуется детям с речевыми нарушениями, отклонениями в эмоциональном развитии, слабовидящим, слабослышащим, страдающим двигательными нарушениями, а также хронически болеющим. Согласно статистике, чаще других в ресурсных комнатах получают помощь ученики с нарушениями речи и эмоциональными нарушениями. Гораздо реже обращаются к специалистам ученики с нарушением зрения, еще меньше дети с хроническими заболеваниями или нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Учащиеся с нарушениями средней тяжести обучаются в специальных классах общеобразовательных школ. Здесь им оказывается необходимая специальная поддержка в соответствии с индивидуальными потребностями.

Ребенок, имеющий грубые интеллектуальные или множественные нарушения, должен все равно обучаться. В зависимости от характера нарушения и степени его выраженности учебное место для такого ребенка организуется в специальной школе соответствующего вида. В особых случаях обучение осуществляется на дому приходящим педагогом. Для детей, находящихся длительное время на стационарном лечении, при госпиталях работают особые школы.

Процент детей, получающих отсрочку или освобождение от обучения в силу тяжести недуга минимален 0,001 процента детей школьного возраста.

Несмотря на огромные затрачиваемые средства, государство не торопится закрывать специальные классы и школы, наоборот, расширяет возможности специального образования. Например, если первоначально для подавляющего большинства детей специальное обучение заканчивалось в 14–15 лет, то уже 2004 г. около 96 процентов учеников, окончивших неполную среднюю школу, продолжили свое образование в старших специальных классах. Ресурсных комнат на этих ступенях уже нет.

Статистические показатели 2004 года говорят о том, что почти половина выпускников, имевших нарушение зрения и слуха, продолжили образование в высшей школе. Пятая часть выпускников (20,4 процента), в том числе с интеллектуальными нарушениями, сумели получить работу.

 

На одного педагога 1,5 ученика

В специальных школах соотношение педагог учащиеся составляет примерно 1:1,5. С учетом педагогического штата и вспомогательного персонала соотношение меняется почти 1:1. Средняя наполняемость класса для детей с недостатками развития и специальной, и в общеобразовательной школе не превышает трех учеников. Наполняемость обычного класса в массовой школе около 40 человек.

 

Система подготовки учителей, работающих в ССО

Работать в системе ССО педагогу дает право стандартный сертификат и один из трех типов сертификатов для специальных образовательных учреждений: для детей с недостатками зрения, слуха или для детей с интеллектуальными и двигательными нарушениями, а также хроническими заболеваниями.

 

Двухуровневая программа подготовки и переподготовки учителей (региональная и федеральная)

На первом (региональном) уровне учителя после 10 лет практической работы повышают квалификацию в местных центрах специального образования. Программы повышения соответствуют конкретному уровню педагога от начинающего до самого высокого.

Второй уровень обеспечивается программами, поддерживаемыми правительством страны. Это или курсы повышения квалификации, нацеленные на подготовку педагогов к решению новых задач, поставленных государством перед ССО, или профильные курсы NISE. На них педагогов знакомят с новыми экспериментально проверенными методиками и технологиями специального обучения.

Кроме того, каждая школа проводит педагогические семинары и конференции, где обсуждаются сложные педагогические случаи.

 

Министерство образования Японии строго контролирует эффективность работы ССО

Это означает, что ведомство располагает точной информацией успешности продвижения учеников с особыми образовательными потребностями (в Японии принято понятие «со специальными нуждами») по образовательной траектории, проводя многочисленные мониторинги, обзоры и исследования.

Министерство образования также осуществляет экспертизу качества модульных проектов во всех префектурах Японии.

Специальные школы для слепых, глухих, детей с интеллектуальными нарушениями, детей с физическими нарушениями и детей с хроническими заболеваниями работают по национальным стандартам. Они предполагают разработку индивидуальных планов, которые педагог разрабатывает совместно с родителями и воспитателями. Для создания плана собирается и обрабатывается информация о медицинской истории ребенка, проводятся психологическая оценка и тестирование. Также собирается информация о семейной ситуации, учитываются пожелания родителей. На основе обработанных данных выстраивается индивидуальная траектория обучения ребенка. Индивидуальный план позволяет адекватно оценить реальную ситуацию и предоставить наиболее подходящие методы обучения.

Контроль за соответствием обучения индивидуальным нуждам ученика осуществляется региональными органами управления образования: через подведомственные экспертные службы они оказывают консультативную помощь всем школам, обеспечивающим специальное обучение.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: