Как вести себя педагогу, если ребенок страдает дисграфией

Главное, чтобы дисграфика окружала комфортная среда, способствующая росту, а не замыканию в себе. Сделать собственный весомый вклад в создание этой среды способны учителя. 

Дисграфию можно назвать одной из главных «болезней» двадцать первого века. Ее не всегда удается заметить, диагностировать сразу, при этом она способна принести ребенку множество неудобств, начиная с банальных троек и двоек в дневнике, заканчивая полной разочарованностью в себе и своих силах.

Отметим сразу: нарушение письма — не приговор. Мировой опыт показывает, что дисграфики могут обучаться наравне с детьми без дисграфии и достигать отличных результатов в учебе и высокого уровня самореализации. Достаточно лишь взглянуть на список знаменитых дисграфиков, среди которых и Ганс Христиан Андерсен, и Томас Эдисон, и Агата Кристи, и Уолт Дисней.

Главное, чтобы дисграфика окружала комфортная среда, способствующая росту, а не замыканию в себе. Сделать собственный весомый вклад в создание этой среды способны учителя.

Что такое дисграфия

Дисграфия — это частичное нарушение способности к письму, из-за чего человек постоянно допускает одни и те же ошибки и испытывает различные трудности при письме. Хотя за последние десятилетия человечество значительно продвинулось в понимании того, какие факторы могут способствовать возникновению дисграфии, единого ответа на этот вопрос нет. Во многом потому, что существуют разные виды дисграфии. Вот основные из них:

  • оптическая. Ребенок с этим видом дисграфии испытывает трудности в написании букв, он может добавлять к ним лишние элементы (палочки, черточки, хвостики, кружочки) или, наоборот, не дописывать частички букв. Часто дети с оптической дисграфией пишут буквы зеркально.
  • акустическая. Если у ребенка акустическая дисграфия, он путает звуки со сходными по звучанию, что отражается на письме. Чаще всего дети путают парные буквы: вместо «б» пишут «п», вместо «д» пишут «т». К примеру, слово «тетрадь» акустический дисграфик мог бы написать как «дедрать». Некоторые дефектологи различают подтип этой дисграфии — артикулярно-акустическую дисграфию. Она связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а вследствие этого неправильно записывает слова. В этом случае нужна помощь логопеда, который сперва скорректирует произношение звуков.
  • аграмматическая. В этом случае ребенок не может правильно склонять слова и согласовывать разные части речи. Милые детские фразы типа «Твоя платье такой красивый» могут быть признаками аграмматической дисграфии. Частенько она наблюдается у детей-билингвов, и у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.
  • недоразвитие языкового анализа и синтеза может проявляться в том, что ребенок на письме пропускает слова или несколько раз повторяет одно и то же слово, пишет несколько слов слитно. У читателя такого текста может создаться впечатление, что ребенок не понимает смысла того, что пишет.

Каждый подвид может проявляться в более или менее выраженной форме. Среди причин дисграфии чаще всего выделяют нарушение высших психических функций (ВПФ), участвующих в письме. В свою очередь, причины нарушения ВПФ могут быть как врожденными, генетическими, так и приобретенными вследствие травмы или болезни.

Важно понимать, что несмотря на то, что дисграфия часто может идти об руку с дислексией, дислалией (нарушением звукопроизношения) или другими нарушениями, она может проявляться и самостоятельно. Ребенок может испытывать трудности при письме, но легко справляться с чтением, может правильно произносить все звуки, но не справляться с задачей перевода звуков в буквы. Поэтому путать дисграфию с дислексией неверно: это совершенно разные нарушения, которые требуют разного подхода.

Как понять, что у ученика дисграфия

Чаще всего проблема выявляется в младших классах, когда дети только начинают осваивать алфавит и учатся выводить в прописях очертания прежде незнакомых им таинственных символов. Уже на этом этапе внимательный педагог может обнаружить, что у ребенка может быть дисграфия. Поставить этот диагноз в состоянии только логопед-дефектолог, но именно учитель может увидеть, что ребенок не справляется с письмом, и подсказать родителям, что стоит обратиться к специалисту.

Ребенок-дисграфик часто может допускать ошибки в тех случаях, когда, казалось бы, допустить ошибку практически невозможно. Наиболее заметными являются ошибки при написании букв, которые находятся в сильных позициях: во время устной речи звуки, порождаемые этими буквами, всегда отчетливо слышны. К примеру, при написании слова «ложка» почти каждый второклассник может допустить ошибку, заменив букву «ж», которая находится в слабой позиции, глухой «ш»: «лошка». Но если ребенок допускает ошибку в написании позиционно сильной в данном случае буквы «л» и пишет «рожка», это может свидетельствовать об имеющемся нарушении. Если ученик произносит это слово без звуковых искажений (что могло бы говорить о нарушении фонематического слуха), вполне вероятно, что перед вами дисграфик.

Впрочем, одним из ярчайших симптомов дисграфии являются не сами ошибки, а их систематичность. Происходит это потому, что дети-дисграфики обладают в каком-то смысле особым зрением. Они смотрят на мир, на дома, деревья, людей и на прочие конкретные объекты окружающего нас материального мира так же, как и все. Но специальное зрение, отвечающее за распознавание символов, в их случае работает с «багами». Ребенок неспособен видеть небольшие различия в написании букв, все буквы он видит по-своему. Если ребенок из раза в раз повторяет одинаковые ошибки в написании букв или слов, и десятки, а то и сотни корректировок со стороны учителя не приносят желаемого результата, нужно сообщить об этом родителям. Скорее всего, ребенок продолжает совершать старые ошибки, потому что для него это вовсе не ошибки, просто так он видит буквы.

После постановки дисграфии некоторые родители предпочитают переводить детей на семейное обучение, кто-то отдает ребенка в специализированную школу, в которой обучают детей с нарушением способности читать и писать. Впрочем, если ребенок дополнительно занимается с дефектологом, нет никаких причин разлучать его с классом, который уже стал привычным. Главное – убедиться, что все учителя знают, как выстраивать работу с классом, в котором обучается дисграфик.

Советы для учителей

Итак, как же учителю выстроить работу с классом, в котором обучается дисграфик? Очевидно, что даже если школьный уклад и формат обучения не очень комфортны и полезны всего для одного ученика, игнорировать это нельзя. Необходимо помогать ученику, испытывающему сложности, при этом не забывая уделять внимание всем детям в классе.

Проконсультируйте родителей, как подобрать правильную канцелярию

Подбор канцелярских принадлежностей – это исключительно важный ритуал при подготовке к школе, которым, впрочем, в последнее время многие пренебрегают. Обучаясь письму, ребенок-дисграфик испытывает очень много напряжения, физически ощутимого. Поэтому нелишним будет сделать все, что может облегчить его тернистый путь. Выбор подходящих ручек и карандашей, которые удобно подолгу держать в руке, – одна из таких мер. Ручки должны быть трехгранными с мягкой резиновой подушечкой, которая, в свою очередь, может быть покрыта маленькими пупырышками для массажа пальцев ребенка.

Мы уже говорили, что дисграфия является абсолютно самостоятельным нарушением со своей собственной природой происхождения и протекания. Тем не менее дисграфия может возникать вместе с дислексией, на фоне дислексии. Дети-дислексики часто испытывают трудности с прочтением текста на белом фоне, соответственно, при сопутствующей дисграфии они могут с трудом писать на белых листах. Наблюдайте за тем, как ребенок реагирует на разные цвета. Позвольте ему писать в тетрадях с цветными листами.

Работайте с логопедическими тетрадями для дисграфиков

Сейчас существует много специальных рабочих тетрадей с упражнениями для коррекции дисграфии. Учителя могут использовать их в своей ежедневной работе. Более того, выполнять специальные логопедические упражнения для коррекции или предупреждения дисграфии будет полезно и детям без нарушения способности писать: это поможет развить чуткость к звукам и буквам, стать внимательнее и собраннее.

Помогайте детям развивать внимательность

Дисграфия очень часто сопровождается рассеянностью внимания, что мешает ребенку двигаться сквозь тернии новых знаний, больших пластов новой информации. Введите практику в начале, середине или конце каждого урока уделять несколько минут выполнению упражнения, развивающего внимательность. Это отразится на общем самочувствии и успеваемости всех учеников.

Давайте время на отдых

Дети с нарушениями способности к обучению (дисграфики, дислексики и пр.) устают значительно быстрее других детей, так как в течение школьного дня испытывают много стресса, переживают эмоциональное и умственное напряжение. Чуткий учитель всегда знает, в какие моменты стоит предоставить детям немного времени на отдых и восстановление. Причем отдых – это далеко не всегда «ничегонеделание». Отдыхом может оказаться любая смена деятельности, творчество, разговор.

Предоставьте детям возможность выбирать форму выполнения домашнего задания

Испытывая трудности с письменной речью, дети могут проявлять талант в других областях: в рисовании или музицировании, в способности мыслить непосредственно, образно, аналитически. Большинство учителей привыкли задавать домашнее задание в письменной форме, и именно на письменное выполнение заданий ориентированы почти все школьные учебники: «напиши сочинение», «ответь на вопрос письменно», «опиши проведенный опыт». Из-за этого дети часто не имеют возможности раскрыть себя в той сфере, в которой им бы, возможно, очень хотелось это сделать. Если в вашем классе обучаются дисграфики, старайтесь задавать домашнее задание, которое можно было бы выполнить в различных формах. Возможно, вместо сочинения ребенок может записать устный ответ на диктофон? Составить таблицу или интеллект-карту? Нарисовать иллюстрацию? Важно пробовать, чтобы находить оптимальные варианты.

Проверяйте тетради, используя разные цвета

И все же без письменных заданий вам не обойтись: они важны для обучения всех детей. Для ребенка-дисграфика, который дополнительно занимается с логопедом-дефектологом, письменная практика в разумных объемах будет исключительно полезна. Проверяя письменные задания дисграфиков, учителю стоит использовать разные цвета: с помощью одного цвета можно корректировать ошибки грамматические, а с помощью другого – смысловые. Забудьте о раздражающих красных чернилах и обращайте внимание на маленькие успехи ученика.

Хвалите за успехи, корректируйте ошибки

Помните, что ребенок с дисграфией может испытывать разочарование в собственных силах, понимая, что справляется с учебой хуже других. Не забывайте хвалить своих учеников за маленькие успехи. При этом мягко и терпеливо корректируйте все ошибки, которые они допускают.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: