Всего за год из-за развития шеринговых сервисов во многих российских городах значительно возросло число электросамокатов. Вместе с ростом популярности подскочило и количество аварий с ними. В том числе с участием детей. В том числе со смертельными исходами. Между тем законодатели не спешат вмешиваться в опасную тему, так что пока и на дорогах, и в головах творится самый настоящий хаос.
Главный вопрос, как в этой ситуации защитить детей: категорически запретить пользоваться электросамокатами или возглавить восстание, если уж его нельзя остановить?
Это просто бизнес, ничего личного
Ретейлеры заявляют об «ажиотажном» спросе на электросамокаты. В прошлом году продажи подскочили на 350%, в 2021 году спрос только продолжает расти. Кроме частных самокатов, по российским городам ездят и арендные. Первый кикшеринг в России появился в 2018 году. Самый успешный из них по итогам 2020 года увеличил свою выручку и прибыль в 15 раз по сравнению с предыдущим годом – до одного миллиарда и 375 миллионов рублей соответственно. Баснословные доходы понятны, ведь аренда самоката – удовольствие не из дешевых. За старт с пользователя попросят 50–60 рублей, затем будет списываться 5–10 рублей за каждую минуту поездки. То есть часовое путешествие обойдется в сумму от 350 до 650 рублей.
Не демонизируйте самокаты (даже если они убивают)
Прямо пропорционально доходам ретейла и шеринга растет и количество происшествий с участием мини-транспорта. По данным МВД России, в 2020 году с участием самокатов, гироскутеров, моноколес и других средств передвижения с электродвигателем по всей стране произошло 331 ДТП (+183% по сравнению с предыдущим годом), в которых погибли шесть человек (+50%) и пострадали еще 347 человек (+184%). Только в Москве в прошлом году произошло 156 ДТП с участием личного мини-транспорта (2% от общего числа аварий). 62% из них случились на проезжей части, в них пострадали 158 человек (85 взрослых, 73 ребенка).
При этом, по словам начальника Научного центра безопасности дорожного движения МВД РФ, полковника полиции Дмитрия Митрошина, использование электросамокатов по сравнению с автотранспортом повышает безопасность дорожного движения.
Так, в прошлом году с участием мини-транспорта на автомобильных дорогах было зафиксировано шесть смертельных случаев, а в целом жертвами автомобильных ДТП стали 16 тысяч человек. Митрошин указал на некорректность суждений о неадекватности пользования СИМ по кадрам из видео про единичных маргиналов с экстремальным поведением. Кроме того, Митрошин выступает против приравнивания мощных электросамокатов к мопедам, поскольку они имеют разные характеристики безопасности и управляемости.
Пешеход, который передвигается со скоростью 60 км/ч
В России у электросамокатов нет четкого правового статуса. Над ним думают уже несколько лет, но, когда он появится, непонятно. При обилии несчастных случаев сотрудники ГИБДД часто затрудняются определить виновников аварии, ссылаясь на отсутствие законодательных норм. Получается, что самокаты разъезжают по российским дорогам вне правового поля, и даже до конца непонятно, кто виноват в ЧП – дураки или дороги.
Абсурд, но без четких правовых норм владелец самоката согласно закону – тот же пешеход, но при этом такой пешеход может развивать скорость до 60 километров в час. Тогда логично ограничить скорость чем-то близким к скорости пешехода – 5–10 километров в час.
Но даже если ограничить скорость законодательно, то кто это будет контролировать? Для этого нужны дорогие дорожные камеры, специальные службы, которые обрабатывают информацию и рассылают штрафы.
Еще в 2019 году Минтранс разработал поправки в правила дорожного движения, в которых предложил отнести электросамокаты к средствам индивидуальной мобильности (СИМ), разрешить им при определенных условиях выезжать на тротуары, пешеходные дорожки и проезжую часть дорог, а также ограничить их скорость 20 километрами в час, если они движутся в одном пространстве с пешеходами. Какие из этих предложений будут приняты и когда – неизвестно. Руководитель общественного движения «Малый электротранспорт России» Александр Осипов заявил «Русской службе Би-би-си», что предложения Минтранса содержат все необходимые нормы, и непонятно, почему их до сих пор не приняли.
Специалисты по городскому благоустройству обращают внимание на еще одну проблему – отсутствие инфраструктуры для электросамокатов. «На российских улицах часто отказывались от велоинфраструктуры и сужали тротуары, чтобы сделать там еще одну автомобильную полосу или парковку. Дизайн автомобилецентричен, поэтому велосипедисты и самокатчики лезут на тротуар», – заявил в эфире «Эха Москвы» урбанист Аркадий Гершман.
А как у них?
Справедливости ради, «война» западных любителей самокатов со всеми недоброжелателями развивалась примерно по том же сценарию, что и у нас. Но там пять стадий принятия неизбежного уже давно пройдены, и пешеходы, водители, водители личного микро-транспорта смогли договориться о мирном сосуществовании. При активном вмешательстве властей, конечно же. Без четкого законодательного регламента едва ли удалось бы победить хаос на дорогах и в головах.
Так, во Франции управлять самокатом можно с 12 лет. При этом скорость не должна превышать 25 км/ч, движение разрешено только по велодорожкам и дорогам, где максимальная скорость не превышает 50 км/ч, езда по тротуару запрещена.
В Германии минимальный возраст водителя электросамоката – 14 лет. Мини-транспорт может передвигаться только по велодорожкам, выезд на проезжую часть допускается только в случае отсутствия полосы для велосипедов. Также они должны иметь номерные знаки и не превышать ограничения в 20 км/ч. Штрафы от 15 до 180 € самокатчикам грозят в том случае, если они проезжают на «красный», едут по тротуарам, используют несертифицированный и незастрахованный самокат. Бок о бок два самоката двигаться также не могут. Если человек пьян, его штрафуют наравне с автомобилистами.
В Великобритании можно ездить только на прокатном застрахованном самокате (на них установлены ограничители скорости до 25 км/ч) и только с правами. Ездить по тротуарам запрещено.
В Швеции электросамокаты мощностью до 250 ватт могут развивать скорость до 20 км/ч, а более мощные на дорогах использовать не разрешается. Водители младше 15 лет должны ездить в шлемах.
Не забавы ради, а пользы для
После череды резонансных происшествий с участием электросамокатов в Санкт-Петербурге запретили передвигаться на мини-транспорте по исторической части города. Понимания такое решение не вызвало, даже напротив – недовольных оказалось куда больше, чем до введения запрета.
«Сегодня руководители Санкт-Петербурга пошли по привычному пути кнута без пряника. Запретить гораздо проще, чем разбираться и стимулировать безопасное поведение. Пользователи индивидуальных средств мобильности – активные современные люди, они устали от того, что с ними поступают как с неразумными детьми: нельзя и всё», – заявил координатор поисково-спасательного отряда «ЛизаАлерт» Олег Леонов.
По словам Леонова, самокаты используются не только для развлечения. Например, ими активно пользуются курьерские службы и сами поисковики во время поиска пропавших людей в городской местности.
Мнение Леонова разделил лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Эксперт прогнозирует дальнейший рост количества электротранспорта в больших городах и подчеркнул, что в «рабочих» целях самокатами пользуются и автомобилисты, чтобы преодолеть так называемую «последнюю милю» – проехаться от бесплатной парковки до нужного адреса и сэкономить таким образом на дорогом паркинге.
Если восстание самокатов нельзя остановить, то его надо возглавить
В учебные будни парковка перед красноярской школой № 45 забита под завязку. «Детская» парковка для велосипедов и самокатов.
«Года три назад с наступлением весны дети начали приезжать в школу на велосипедах и самокатах. Сначала оставляли свой транспорт в тамбуре, но это нарушение техники безопасности в случае эвакуации из здания. Затем стали парковаться на крыльце школы. Тогда мы и решили организовать парковку, смастерили ее сами из металлических труб», – рассказывает директор школы Юлия Каменская.
Каждый день на личном мини-транспорте на уроки приезжают больше сотни детей, большинство отдают предпочтение самокатам. В дни родительских собраний детский транспорт теснят «взрослые» велики и самокаты. Школа, кстати, за кражу и порчу имущества ответственности не несет. Но все же над парковкой установлена камера видеонаблюдения.
«Запретить приезжать мы не хотим, и никогда такой мысли не возникало! Жизнь не стоит на месте, и сейчас такой транспорт очень популярен и экологичен, а еще дополнительная спортивная нагрузка для детей. Одним словом, это удобно, полезно, а если постоянно проводить работу с детьми, еще и безопасно», – считает руководитель школы.
После уроков ученики школы не спешат по домам, а перебираются во внутренний двор учреждения – там сотрудники школы оборудовали учебную площадку: установили знаки, сделали разметку с пешеходной зоной и элементами дороги, «уложили» лежачего полицейского. От желающих научиться безопасной езде отбоя нет. А еще в дневнике каждого ребенка есть карта безопасного маршрута, по которому он едет из дома в школу и обратно.
«Родители активно поддерживают наш проект и организуют родительские патрули – дежурят на опасных участках и проводят разъяснительные беседы с нарушителями. А еще много “наших” пап работают в ГИБДД, приезжают к нам на машинах с мигалками и на практике показывают, как нужно правильно передвигаться по городу пешком, на самокате или велосипеде», – отмечает Юлия Каменская.
На парковку подайте копеечку
Парковками для самокатов и велосипедов европейские страны не удивишь, они стали чуть ли не обязательной частью школьной инфраструктуры. В России же пока только делаются робкие попытки их легализации. Как правило, школьные Кулибины сами мастерят нехитрые конструкции. В столичных образовательных учреждениях архитекторы модернизируют школьные дворы как раз с учетом «заказа» детей на передвижение на личном мини-транспорте. И это все наравне с площадками для воркаута, скейт-парками и экозонами. Такие парковки, в частности, планируют оборудовать на территории школ № 319 и 920.
Массовой практику обустройства парковок не назовешь, так что дети берут инициативу в свои руки и самостоятельно собирают деньги на обустройство стоянок для своего мини-транспорта.
Шестиклассники из школы № 2 подмосковного Лыткарино придумали проект «Proдвижение» для всероссийского конкурса детских стартапов «Большое начинается с малого», уже успели обойти сотни конкурентов и выйти в финал. И инициативу ребят поддержали в общественной палате городского округа Лыткарино. На призыв школьников откликнулись 64 человека.
Что общего у самоката, шариковой ручки и левшей?
В самой лучшей советской школе были десятки запретов. Шариковой ручкой пользоваться нельзя, она портит почерк и содержит вредные химические элементы. Левшей в советской школе не было, это не по стандарту – человек, который пишет левой рукой, в будущем не сможет работать и воевать, поскольку весь мир заточен под «праворуких». Другие варианты? Их нет. Так что посмевших родиться левшами детей в школах переучивали насильно. Можно и линейкой по рукам ударить. А еще никаких длинных волос, ведь богатая шевелюра – отличительная особенность чуждой культуры. В борьбе за приличный внешний вид все средства хороши, можно даже отщипнуть ножницами кусок шевелюры прямо на уроке. В кроссовках на уроки тоже вход воспрещен, к чему этот неуместный западный шик? Потом протестовали против школьного интернета и электронных библиотек, демонизировали цифровое образование и десятки других образовательных нововведений. Теперь одним из врагов стал и самокат. Мол, опасный он, из-за него дети могут покалечиться или и вовсе убиться. Могут, если пойти по пути традиционного запрета. Но не лучше ли превратить любовь детей к самокатам в образовательный кейс?