Как осваивается ресурс внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность (ВД) в школе введена в соответствии с требованиями ФГОС. Это было своевременно: рынок принёс с собой культ материального потребления, усиление эгоистического начала в человеке, разрушение общечеловеческих духовных ценностей и понижение общей культуры. И потому ВД была расценена педагогами как новый, эффективный дополнительный образовательный ресурс.
Но это не так. В отличие от дополнительного образования, где цель — развитие и саморазвитие школьника, главная цель ВД — самоопределение ребенка: личностное, нравственное, профессиональное, национальное.
Самоопределение — важнейшая жизненная задача личности: это мировоззрение, это смыслы жизни, это обретение идентичности. Самоопределение всегда предполагает выбор: деятельности, точки зрения, позиции в коллективе, формы поведения в проблемной ситуации.
Соответствующая задача наставника — создать условия для решения этой важнейшей жизненной проблемы человека. Решить ее — значит помочь школьнику ответить на вопросы: в каком мире он живет (добром или злом)? кто он такой (помните, «тварь я дрожащая или право имею»)? какое дело может стать главным делом жизни (призвание и смысл жизни)?
В процессе поиска ответов молодой человек должен выстроить в своем сознании целостный образ окружающего мира, познать себя, найти цели своей жизни, научиться способам человеческого поведения среди людей. Именно такие образовательные задачи несет новое содержание ФГОС, которое включает в себя конкретный объем теоретических знаний (научную картину мира), перечень универсальных учебных действий (личностных, метапредметных, предметных умений, способностей и компетенций), а также систему отечественных и общечеловеческих ценностей, включая «национальный духовно-нравственный идеал» как стратегическую педагогическую цель.
Поэтому можно говорить, что модернизация российского образования направлена на восстановление целостности человека, обретение идентичности и жизнеспособности. Его самосознание становится на «три точки опоры»: «я знаю», «я умею», «я люблю».
Это огромная и сложная работа, подготовка к которой должна идти сегодня полным ходом во всех школах. И главная сложность заключается даже не в материально-техническом или в организационно-правовом оснащении. Главное — это методическая оснащенность самого педагога. Важнейшее требование к педагогу, ведущему ВД, чтобы ее организационные формы ни в коем случае не повторяли формы учебных занятий! Меньше сидения, меньше школьных стен, никаких отметок, окриков, упреков. Только мотивация, ситуация успеха, интерес, радость сегодняшнего дня и завтрашних открытий — таков девиз нового образовательного ресурса!
В связи со сказанным выше внеурочной деятельностью нужно охватить всех учащихся! В то же время, если он определился, например, в течение ряда лет посещает музыкальную, художественную, спортивную школу или станцию технического творчества, то для экономии детского времени от школьного занятия по ВД по его просьбе и согласию родителей школьника можно и нужно освободить! О своем праве не посещать ненужные им внеурочные занятия должны знать и школьники, и их родители!
Направления ВД
ФГОС предлагает шесть направлений ВД: экологическое, спортивно-оздоровительное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное и духовно-нравственное. Эти шесть направлений выбраны не случайно, они соответствуют шести областям образовательной деятельности школы, которые в свою очередь соответствуют трехчастной природе человека: биологической, социальной и духовно-нравственной. Они направлены на развитие и мобилизацию ресурсов всего человека: его физического, социального и психического (душевного) потенциала.
В этих шести направлениях и многочисленных видах деятельности ребенок должен «открыть себя», познать радость успеха, победы, торжества Духа и убедиться, что он не только не хуже других, но где-то в чем-то — лучше!
Итоговым внутренним приобретением школьника является такое психическое новообразование («эффект»), как позитивная «Я-концепция», что проявляется во внутренней свободе и гармонии личности как способности к самосовершенствованию, к самоактуализации. Результатом реализации ВД является физическое, социальное и психическое (душевное, духовное) здоровье!
Поэтому сверхзадача педагогов школы — каждого школьника «пропустить» через все направления, дать каждому попробовать себя в самых разных видах деятельности, чтобы понять, изучить, в конечном счете, найти себя. Следует заметить, что некоторые родители, да и педагоги, считают, что посещение занятий ВД дело сугубо добровольное: захотел — пришел, не захотел — ушел. Это не так.
Да, здесь есть свобода: свобода обязательного выбора! Выбора вида деятельности, в том числе и выбора педагога. Здесь и будет возникать момент истины: сможет или не сможет педагог так увлечь своей деятельностью школьника, чтобы каждый день после уроков он бежал в свой клуб, команду, секцию, потому что ему здесь хорошо. Конечно, здесь необходимы новые умения педагога, но немаловажным является смена профессиональной педагогической позиции с императива «должен» на императив «это интересно».
Профессиональная позиция педагога
Профессиональная позиция педагога — это сложное понятие, которое включает в себя целую группу ценностных отношений педагога: отношение к ребенку, к своей работе, к своей жизни, к себе самому (любимому или нелюбимому), наконец. Сложно и болезненно будет происходить смена авторитарной профессиональной позиции на гуманистическую, поддерживающую, «духоподъемную». Ее суть сформулировал Л.С. Выготский: «К ребенку надо относиться так, как будто он уже такой, каким бы педагог хотел его видеть».
Витя… Коля, я тебе поручаю дело, так как знаю, что лучше тебя с ним никто не справится («оптимистическая гипотеза» А.С. Макаренко)!
Будет непросто сменить позицию учителя-предметника на позицию мудрого философа, наставника, духовника. Например, даже в столовой В.А. Сухомлинский задает шестилеткам сложнейший мировоззренческий вопрос: откуда же те вещи, которыми мы сейчас пользовались: вкусный суп, котлеты, ложки, тарелки? Так начинаются у Сухомлинского «путешествия» в мир труда, в сложный мир трудовых и человеческих зависимостей, в которых, оказывается, участвуют уже и они, еще маленькие дети. Именно в мелочах, в бытовых условиях великий Учитель предлагает, чтобы педагоги и школьники совершали большие и важные открытия современного жизнеустройства, в основе которого лежат труд, человеческие обязанности и ответственность.
А значит, трудолюбие, трудоспособность, трудовое усилие. А еще — воля, настойчивость, целеустремленность. Для подобных открытий не нужны особенные условия, сложнейшая материальная техника или методическая изощренность наставника. Нужно одно — установка педагога не на обучение (не только на обучение), а прежде всего на нравственное развитие и ценностное наполнение молодого человека, который совсем скоро будет строить свою жизнь по моделям, усвоенным в школе. Ценностное самоопределение должно проявляться везде и во всем: на уроке и после него, в беседе и деле, в походе или экскурсии в музей, даже в подготовке классного коллектива к поездке в автобусе, не важно, в театр или в парк, а позднее — в любви или ненависти к ближнему. Поездка в автобусе — это тоже воспитательное мероприятие, в котором дети учатся жить среди людей. Его педагог может учесть и занести в специальный рабочий журнал. Хотя главным механизмом, организующим ВД, определяющим успех и результативность воспитания, безусловно, является программа ВД, опирающаяся на подходы и воспитательные концепции авторитетных ученых в области воспитания, таких как Новикова Л.И., Караковский В.А, Щуркова Н.Е., Степанов Е.Н., Селевко Г.К., Таланчук Н.М.
Безусловно, названные задачи невозможно решить только на уроке. Но их невозможно решить даже в связке урока с занятием по ВД. Решать следует на протяжении целой технологической цепочки занятий ребенка в школе и вне школы:
* урок,
* занятие по ВД в расписании школы,
* занятие в структурах ДО,
* мероприятия классного коллектива под руководством классного руководителя,
* развитие в семье.
Все педагоги «связки» должны быть нацелены на развитие определенных умений, соответствующих учебным проблемам, возрастным особенностям, личностным проблемам (препятствиям) конкретного класса и конкретных детей. Это сложная задача ложится на методические объединения и педагогический консилиум всех субъектов названного взаимодействия. Выстроить цепочку действий, объединить усилия педагогов, по нашему мнению, должен классный руководитель под непосредственным руководством заместителя директора по воспитательной работе.
Такова сегодня его, классного руководителя, новая миссия. Ему вручают своих детей родители, на него смотрят ученики как на вторую маму, в его лице школа отчитывается перед обществом и государством за конечный «продукт» — здоровую личность выпускника.
Каково положение с ВД в школе в настоящее время?
Какие трудности и препятствия испытывают педагоги и руководители школ при реализации ВД? Их много, вот только некоторые:
* непонимание сущности ВД родителями, педагогами и руководителями школ, отсюда — отсутствие надлежащего контроля и методического сопровождения деятельности педагогов,
* перегрузка уроками и недостаток педагогов, способных и мотивированных на ведение ВД,
* дефицит профессионализма педагогов при организации ВД, в результате чего внеурочная деятельность в большинстве ОО превратилась во внеурочные занятия, т. е. привычные уроки,
* появление в классе ВД позволило некоторым классным руководителям снизить работу по формированию и развитию детского коллектива как механизма социализации,
* плохая подготовка (точнее, ее отсутствие) студентов вузов к практической педагогической работе в школе.
Конечно, много проблем и других. Каков выход? Выход в повышении качества процесса управления на всех уровнях: министерства, муниципальных управлений и непосредственного руководства школ. Если ранее все школы были примерно одинаковы, то сегодня две рядом стоящие ОО в микрорайоне могут отличаться друг от друга как день и ночь.
Реализация ФГОС, следовательно, и ДО проваливается именно на нижних «этажах» управления:
* на уровне государственного контроля на местах,
* на уровне директора школы и его заместителей,
* на качестве непосредственного взаимодействия педагога и школьника.
Нынче директора, как известно, уроков не посещают (они сегодня не «учителя учителей», а технические менеджеры).
У них голова за ВД перестает болеть сразу, как только завучи найдут любого человека, кто своей грудью закроет кадровую амбразуру. Качество занятий их не беспокоит — не их компетенция.
Гособрнадзору, как известно, достаточно наличия бумаги: программы, положения, инструкции. Совесть у самого учителя чиста — он по горло занят отчетами. Ну, а до ребенка никому нет дела!
Поэтому ВД как социально-педагогический ресурс в настоящее время используется из рук вон плохо и потому это никому не нужное, всем мешающее «пятое колесо в школьной телеге».
«Кадры решают все»!
Наверное, от бессилия я несколько утрирую. Но, безусловно, важнейшей, зияющей проблемой использования ресурса ВД является проблема кадров. Педагогов не хватает вообще, а готовых вести ВД, каковой она должна быть согласно замыслу ФГОС, нет в природе. Есть «передатчики знаний». Но известно, что после уроков свободный ребенок пойдет только к тому педагогу и только на те занятия, которые ему интересны. Здесь состоится проба педагога на профессионализм и мастерство! Причем в тех видах деятельности, где педагог-предметник не является специалистом.
Очевидно, читатель согласится, что не каждый хороший учитель математики сразу станет прекрасным руководителем, скажем, научного общества учащихся, не каждый учитель литературы сможет быть готовым режиссером школьного театра. Но нового и быстрого притока педагогических кадров ждать не приходится. И потому другого пути нет, как расширять сферу учительского применения. Как и где это делать?
Сегодня необходима тотальная ревизия всех увлечений, хобби, скрытых и неиспользованных талантов наших учителей: один шьет, другой танцует, третий играет в шахматы. И переподготовка, обучение второй специальности! Методическая работа в школе должна приобрести совершенно новое качество: работать на конкретные проблемы своей школы, причем с опережением!
Необходима мобилизация ресурсов окружающего школу социума: военных, пожарных, врачей, фермеров, родителей, общественных институтов, партий, где есть энергия дел, труда, человеческого достоинства! Так может быть реализована на практике идея «общественного договора» между государством, обществом и школой.
В заключение
Сегодня книга В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» должна стать настольным методическим пособием для педагога начальной школы, который взял на себя сложную и интересную творческую задачу — вести занятия по внеурочной деятельности. Правда, для этого нужно освежить в памяти его слова: «Если меня спросят, что самое главное было в моей жизни, без раздумий отвечаю: любовь к детям».
Валерий Созонов, к.п.н., доцент кафедры воспитания ИПКиПРО УР, г. Ижевск