От мобильной школы до школы-парка

Российские энтузиасты компетенций XXI века

Среди российских педагогов немало тех, кто не отстаёт от международных трендов и создаёт в школах возможности для развития ключевых компетенций. Такой подход соответствует ФГОСу с его требованиями к метапредметным результатам, но всё же требует определённой смелости новаторов. Предлагаем познакомиться с их вдохновляющим опытом.

Индивидуализация образования

Стремление индивидуализировать образовательный процесс вдохновляет отдельные школы искать новые способы организации работы. Например, школа «Эврика-развитие» в городе Томске ещё в 1990-е ввела новую педагогическую позицию — тьютора, который должен заниматься сопровождением индивидуальной образовательной программы учащихся.

Можно сказать, именно с шага этой школы началась современная история тьюторства в России. И если «Эврика-развитие» изначально позиционировала себя как экспериментальная площадка, то затем опыт тьюторского сопровождения детей (особенно старшеклассников) по индивидуальным маршрутам стали перенимать «обыкновенные» общеобразовательные школы.

«Для меня самое точное слово, которое определяет деятельность тьютора — сопровождение. Сопровождать можно только того, кто идёт сам. Тьютор организует деятельность, в процессе которой человек берёт на себя ответственность, сам делает выбор — и это очень важно», Татьяна Ковалёва, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, завкафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ

Нередко запрос на индивидуализацию образования идёт от самих родителей. Так, в Санкт-Петербурге именно родители вновь обратились к концепции школы-парка, которая была разработана в 1993 году профессором МГУ Милославом Балабаном. Согласно этой концепции, Школа-парк, или Образовательный парк открытых студий — совокупность открытых образовательных пространств (парк-студий), в которых ученики разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. Апробация формата парк-школ была проведена в Москве и Екатеринбурге, но проекты были закрыты через несколько лет работы по ряду организационных причин.

И вот теперь школу-парк решили «построить» в Санкт-Петербурге сами родители, которые считают, что такой формат образования может подготовить ребёнка к успешной жизни в XXI веке лучше, чем традиционная школа.

«Мы решили создать место, дающее возможность детям расти и развиваться в среде, которая, с одной стороны, была бы гуманна к ним как к личностям, а с другой стороны, давала бы им широкое поле возможностей для реализации их потенциала и приобретения нужных навыков. На наш взгляд, самая важная компетенция будущего — это желание и умение эти компетенции наращивать, а также умение осознанно управлять своей жизнью, Варвара Кучук, со-основатель проекта «Петербургская школа-парк», проект-победитель всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века»

Стартап «Петербургская школа-парк» открылся в сентябре 2017 года. Сейчас в школе 20 студий, которые «покрывают» как общешкольную базу предметов, так и более широкий спектр возможностей.

Школа-парк — это пример альтернативной образовательной среды. Здесь нет уроков, оценок, единой программы, сегрегации на классы или по возрастам. Студии открываются и работают параллельно, они постоянно открыты на вход и выход. Дети от 6 до 16 лет общаются вместе, они самостоятельно перемещаются между студиями, выстраивая свои образовательные траектории. Кроме того, взрослые работают по системе со-управления с детьми, а это значит, что все вместе обсуждают ценностные принципы, цели, правила работы, расписание, и даже школьный бюджет.

Проект «Петербургская школа-парк» стал победителем всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века», целью которого было выявление и распространение лучших идей и образовательных практик, направленных на формирование ключевых компетенций. К опыту других победителей этого конкурса мы обратимся ниже.

Ещё одна форма индивидуализации образования — смешанное обучение (blended learning), которое подразумевает сочетание очного и дистанционного обучения.

Методика смешанного обучения стала практиковаться российскими педагогами не так давно, тем не менее, накопленного опыта хватило для обобщения в книге «Шаг школы в смешанное обучение» (авторы Л. Рождественская, Н. Андреева, Б. Ярмахов). Кейсы, собранные авторами, демонстрируют, как совмещение работы в классе и онлайн помогает решать педагогические задачи и в московском образовательном комплексе, и в маленькой сельской гимназии.

Важное открытие, которое делают включённые в blended learning ученики — что учиться можно и нужно за пределами школы, что технологии, которые нас окружают, могут быть источником знаний и инструментом развития (а не только развлечения и прокрастинации).

На помощь в реализации модели смешанного обучения для детей с самыми разными потребностями направлен всероссийский проект «Мобильная электронная школа» — система для учебно-методического сопровождения образовательного процесса, которая представляет собой социальную сеть для учителей, учеников и родителей, с учебным контентом, системами оценивания и обратной связи.

«Концепция «Мобильной электронной школы» формировалась как соединение новых форм будущего цифрового образования и достаточно знакомой, комфортной среды для учащихся, родителей и учителей. То есть это не революционный, а эволюционный подход. Мы предлагаем использовать «Мобильную электронную школу» для сопровождения традиционного образовательного процесса.

Важная особенность нашего контента в том, что он позволяет учителю реализовать системно-деятельностный подход, добиться достижения личностных метапредметных и предметных результатов одновременно, выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребёнка. (Александр Кондаков, генеральный директор компании «Мобильное электронное образование», руководитель проекта «Мобильная электронная школа», проект-победитель всероссийского конкурса «Школа навыков XXI века»)

Работа с «Мобильной электронной школой» направлена на развитие так называемых навыков «4К»: коммуникации, креативности, критического мышления и командной работы. Но в основе лежат всё же предметные знания, при овладении которыми и формируются разные виды грамотности — читательская, математическая, естественнонаучная, гуманитарная, общегражданская, финансовая и другие.

Цифровая грамотность

Безусловно, у любого учителя есть возможность создавать условия, при которых ученики будут осваивать цифровые технологии. Но есть примеры, когда именно вокруг этого освоения выстраивается весь учебный процесс.

Такова школа №10 в Перми — «IT-школа». Она была создана на базе обычной городской средней образовательной школы, и главной идеей организаторов было использовать IT как инструмент для личностного развития учащихся. Теперь дети защищают на конкурсах проектов самостоятельно разработанные мобильные приложения и программы, активно участвуют в соревнованиях по робототехнике и создают лонгриды на уроках литературы. Работа над цифровыми продуктами стала ключиком к изучению школьных предметов и формой проектной деятельности.

Кроме практик отдельных школ, есть всероссийские проекты, обращающие детей к цифровому созиданию. Например, раз в год проходит всероссийская образовательная акция «Час кода» — присоединиться к необычному уроку программирования может любая школа. В нескольких российских городах действует программа дополнительного образования «IT-школа Samsung», работающая с одарёнными старшеклассниками. Кроме навыков программирования здесь «прокачивается» проектная деятельность и ключевые компетенции, с ней связанные.

В сфере дополнительного образования много интересных проектов (например, «Кодабра» или Digital Banana), делающих ставку на развитие IT-грамотности и развивающих интересные педагогические подходы.

 

Эмоциональный интеллект

В большинстве случаев в школе продолжает оставаться «за кадром» одна из ключевых компетенций. Это эмоциональный интеллект — способность человека распознавать и обозначать эмоции, управлять собственными эмоциями и эмоциями других людей, сознательно использовать эмоции для эффективного мышления и поведения.

Программы по развитию эмоционального интеллекта только начинают внедряться в российскую школьную практику, но в числе других задач его развитием давно занимаются учителя, делающие ставку на искусство. Например, теоретики и практики театральной педагогики — Виктор Ильев в Перми, педагоги гимназии «Театр» в Екатеринбурге, преподаватели московского «Класс-Центра» Сергея Казарновского и другие. Театр, как любое искусство, обращается к личному опыту человека, заставляет человека прислушиваться к себе, и педагоги, которые используют принципы театрального искусства в своих занятиях, тоже обращаются к самоощущениям ребёнка здесь и сейчас.

Уникальная и по масштабу, и по комплексному подходу программа по развитию в школах социально-эмоционального интеллекта реализуется в Тюмени при поддержке благотворительного фонда «Вклад в будущее». Здесь с весны 2017 года проводится серия семинаров для педагогов, которая должна познакомить учителей обычных школ с этим понятием и научить работать с soft skills в рамках школьной жизни. Программа основана на методике социально-эмоционального развития Елены Сергиенко с коллективом соавторов.

«Цель программы ― подготовить детей и подростков к нарастанию сложности в мире, улучшить социально-эмоциональный климат в школе, семье и при взаимодействии со сверстниками, научить детей понимать себя и окружающий мир, строить собственные способы социальной коммуникации, справляться с трудностями и стрессами и повысить эффективность обучения и дальнейшей жизни за счет некогнитивных факторов саморазвития.( Елена Сергиенко, психолог, научный руководитель программы «Социально-эмоциональный интеллект»)

 

Дополнительное образование — для ключевых компетенций

Процесс развития личности не заканчивается за пределами школы, и сфера дополнительного образования предоставляет прекрасную почву для формирования ключевых компетенций. Например, в Новосибирске успешно реализуется образовательный проект для детей, подростков и их родителей «Пункт Б». Среди занятий по профориентации и развитию полезных в XXI веке навыков, здесь проходят встречи «Родительского университета». Автор проекта Наталья Винокурова считает, что современному родителю необходимо быть проактивным и находиться с ребёнком на одной волне. К сожалению, не все родители имеют достаточно знаний о том, как это делается, и в проекте «Пункт Б» Наталья с коллегами стремятся такими знаниями поделиться.

«Образование должно немного сместиться от образования знаний к образованию навыков. Но учителям-предметникам очень сложно встраивать в свои уроки модули, которые позволят детям «прокачать» в себе тот или иной навык. Поэтому «Школа навыков 21 века», наверное, должна быть в системе дополнительного образования.(Наталья Винокурова, автор образовательного проекта «Пункт Б»)

Несмотря на то, что система образования всегда немного консервативна, опыт «энтузиастов компетенций» показывает, что заинтересованные взрослые, вооружённые цифровыми технологиями и убеждением, что образование не ограничено пределами класса, способны учить детей так, чтобы те шли в ногу со временем.

Источник: pedsovet.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: