Не спешите ругать детей за то, что они зависли в смартфонах. Вполне возможно, что именно сейчас у них идет урок. Но не в школе.
Знакомьтесь: Ольга Лукашонок, алгебра, 8-й класс, ютьюб, урок по неравенствам. Двадцать минут учитель объясняет тему у доски и 269 тысяч просмотров. На минуточку, это четверть миллиона школьников (!). Еще одно видео Ольги Лукашонок: топ-5 ошибок в математике. 1 миллион 627 тысяч просмотров!
Кто сказал, что дети не хотят учиться и не любят математику? Вот комментарии учеников: Чёт в мозгах шевельнулось!, В нашей школе бабули орут на нас, что мы тупые, но эта женщина просто класс, Я хочу себе такого учителя по алгебре, Сто лайков! Вы бесподобный учитель, Тот момент, когда узнал больше, чем в школе… Наконец-то появился человек, которого хочешь слушать и ГЛАВНОЕ, понимаешь!, Благодаря Вам сдала ОГЭ на достойную четверку. Вы самый МЕГА, Хочу 9 класс, алгебра и геометрия.
Дальше тригонометрия (синусы, косинусы, тангенсы, котангенсы, если кто уже подзабыл). Вообще-то, очень сложный раздел математики. А у нее полмиллиона просмотров. И восклик сразу под видео: Пацаны! Я понял!!!
Ольга из Минска, ей 37 лет, она выпускница Белорусского госуниверситета (это примерно как наш МГУ) механико-математического факультета, есть опыт работы в школе. Но теперь основная деятельность переместилась в сеть.
Учитель золотой молодец
Выбираем учителей в интернете дальше. Физик Павел Виктор. (Виктор это фамилия). Одесса, кандидат наук, 66 лет, преподает в лицее. Если верить Википедии, потомственный педагог, родился, к слову, в Сыктывкаре.
Тема урока: Усилитель на транзисторе, 438 тысяч просмотров. Электромагнитная индукция 308 тысяч просмотров. Трансформатор 193 тысячи просмотров…И это не ролики по 4-5 минут с музыкой и эффектами, а полноценные уроки примерно по 40 минут, иногда и дольше. Уроков у него на ютьюбе сотни, есть по всему курсу физики.
Физика не самый любимый предмет у школьников. Теорию многие еще могут вызубрить, а уж как до задачек дело доходит караул! Но от его уроков дети в восторге: Вам нужно дать Нобелевскую премию за продвижение физики, Наш учитель обо всем этом даже не догадывается, Мне 12 лет, но почти все понял, Вы спасли мою четверку по физике, Учитель золотой молодец! Благодаря вам я поступил в универ. И еще: Сейчас карантин учительница по физике задает конспектировать ваше видео.
Эх, Менделеев… Молодчага создал таблицу
Идем дальше. Химия. Татьяна Кузьмина, судя по видео, тоже педагог старой школы (больше информации найти пока не удалось). 8-й класс, основные понятия химии дает за 50 минут. У этого урока 768 тысяч просмотров. Считайте, что половина всех российских восьмиклассников зашли в ютьюб и посмотрели урок Кузьминой. И искренние отзывы: Вот таким должен быть учитель. А у нас училка непонятно объясняет. Спрашивает: Понятно? Весь класс: Нет!. Училка: Надо было слушать! За 50 минут узнала больше, чем за три года школы.
А еще есть канал Химия-просто, где 29 миллионов просмотров. После лекции Химия с нуля один из визитеров написал: Эх, Менделеев… Молодчага создал таблицу.
Понятно, что серьезных исследований о том, как учат в интернете, чем учителя из ютьюба лучше марьиванн, какой урок полезнее живой, но со слабым педагогом, или онлайн с такими как Лукашонок, Роман или Кузьмина, нет, и вряд ли они быстро появятся. На это надо время, средства и желание. В конце концов, у электронного восприятия есть и серьезный минус: человек при живом общении считывает до 120-150 дополнительных параметров и получает больше информации о собеседнике. Но миллионные просмотры и такие пронзительные, добрые, искренние комментарии учеников заставляют задуматься. И родителей, и всех тех, от кого зависит судьба нашей системы образования.
А пока вот факты из обычной школьной дистанционки. Ученики должны написать в ближайшее время отчеты, кто сколько уроков посмотрел, кто сколько пропустил по техническим причинам, а кто по семейным обстоятельствам. Спрашиваю у детей: а что такое семейные обстоятельства? Проспали, например. Что-то мне подсказывает, что в последних двух пунктах у многих будут высокие цифры.