Можно ли как-то скорректировать эти проблемы?
«Пишет как курица лапой», — иногда с грустью говорят о своих чадах мамы. «Почерк у вашего ребенка плохой и неразборчивый», — укоризненно сообщают родителям на собраниях педагоги. Действительно, кому понравится, что его сын или дочь пишет корявее, чем терапевт из районной поликлиники? О чем говорят сложности с почерком у ребенка, и можно ли как-то скорректировать эти проблемы?
«Почему у сына плохой почерк?»
Начнем с того, что хорошего почерка у каждого ребенка быть просто не может. Каллиграфия — такой же подвид изобразительного искусства, как и, например, рисование гуашью. Только 2% детей при любых условиях будут писать чисто и красиво — талант. Но навык красивого письма можно выработать, если применять правильные методики и не заниматься излишней самодеятельностью.
Чаще всего родители совершают ошибку, когда начинают пытаться учить писать своего малыша чуть ли не с трех лет. Специалисты отмечают, что даже в шестилетнем возрасте большинству детей значительно труднее освоить письмо, нежели в семилетнем: слишком велика разница в мышечном развитии. Сложно научиться правильно сидеть за столом, держать ручку, правильно распределять усилия кисти руки и мышц предплечья. Многие мальчики и девочки в 5-6-летнем возрасте держат ручку или карандаш в кулаке — безотрывное письмо при таком хвате невозможно. Родители умиляются печатным буквам, написанным малышом отдельно друг от друга, но большого смысла для формирования будущего почерка такие «занятия» не имеют.
Отдельный «привет» чрезмерно интенсивным занятиям в начальной школе (если раньше на освоение письма отводились три года, то теперь — меньше трех месяцев) и излишне ретивым учителям, требующим от первоклашек во что бы то ни стало научиться безотрывно писать прямо сейчас и ругающих их из-за неудач. Ребенок нервничает, пытается форсировать обучение и попадает в плен к собственной физиологии.
Какой-то особенно серьезной проблемы в наше время в плохом почерке нет. Когда дети вырастут, скорее всего, «ручное» письмо будет использоваться в исчезающее малых масштабах. Другое дело, что учителя ругают ребенка здесь и сейчас, да и для формирования развитого и структурированного мышления четкий почерк полезен.
Как исправить почерк у ребенка?
Исправлять почерк всегда труднее, чем формировать его, поэтому чем раньше вы обратите внимание на каракули своего ребенка, тем лучше. Во-первых, еще совсем в нежном возрасте необходимо мягко, но настойчиво приучать детей к правильной посадке за столом. Корявое написание букв чаще всего — следствие усталости той или иной группы мышц. Также большое значение имеет неправильный хват ручки. В результате ребенок тратит слишком много энергии, появляются болезненные ощущения в кончиках пальцев, вмятины, мозоли — до каллиграфии ли тут?
Чтобы устранить все эти негативные факторы, психологи советуют научить малыша расслабляться, не относиться к письму чересчур ответственно, как к тяжкой обязанности. Нужно обязательно довести до автоматизма процесс подготовки к письму, правильный наклон спины, хват ручки. Обратите внимание, водит ли ребенок при написании букв кончиками пальцев (как при рисовании) или старается двигать всей рукой. В первом случае мышцы быстро утомляются, буквы получаются разными, неровными.
Немаловажным является качество письменных принадлежностей. Экономить на них нельзя ни в коем случае. Ручка должна быть без ребер, не слишком толстой, с качественным стержнем. Лучше если это будет проверенная родителями на собственном опыте марка: нет ничего хуже, если ребенку придется отвлекаться на текущий или царапающий стержень.
Не будем забывать о том, что причиной плохого почерка часто являются недостаточная развитость мелкой моторики, гиперактивность, неврологические заболевания. Поэтому большую пользу в подобных случаях приносят занятия рисованием, лепкой, игрой на струнных или щипковых инструментах. Разумеется, будет толк и от прописных тетрадей с их косыми линиями и примерами написания букв.
В идеале специалисты рекомендуют составить на каждый день план занятий, в котором будет место нескольким упражнениям. К примеру, 15 минут отводится на прописи, столько же — на рисование (самое эффективное — учиться аккуратно обводить по контуру сложные предметы), еще 10 — на развитие мелкой моторики.
Упражнения для улучшения почерка
Наряду с тренировкой письма специалисты рекомендуют выполнять следующие упражнения.
Упражнение 1
Исходное положение — ладошки на столе. Ребенок поочередно поднимает и опускает каждый палец сначала на левой руке, потом на правой. Затем на обеих руках поднимает по очереди одинаковые пальцы.
Упражнение 2
Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцем и пробует изобразить любые фигуры, не сгибая ладонь.
Упражнение 3
Пусть сын или дочь положит теннисные мячи либо другие предметы подобного масштаба в ладони и разожмет их. Мячики следует перемещать вперед и назад круговыми движениями, не сгибая ладонь.
Упражнение 4
На столе раскладывают несколько ручек или карандашей. Задача ребенка — собрать все их в кулак одной рукой. Когда предметы собраны, нужно их положить обратно на стол опять же одной рукой. Затем всё то же самое проделывается второй рукой.
Упражнение 5
Если ребенок в процессе занятия начинает жаловаться на усталость, делаем полезные перерывчики. Можно использовать любую популярную детскую считалочку. Например, знаменитую «Мы писали, мы писали» Движения могут быть любыми, но обязательно необходимо, чтобы малыш сжимал и разжимал кулачки, а также вращал кистями.
Почему курсы улучшения почерка лучше, чем самодеятельность
Упражнений на корректировку почерка может быть великое множество, но стоит учитывать, что у каждого ребенка свои индивидуальные особенности. Как и в любом учебном процессе, если проводить его самостоятельно, много времени будет потрачено на поиск и освоение существующих методик, и не факт, что результат удовлетворит родителей. Чтобы процесс оказался эффективным и систематичным, логичнее будет обратиться к специалистам. Курсы каллиграфии существуют уже во многих учебных центрах, здесь используются проверенные способы постановки почерка, которые опытные педагоги адаптируют под личностные особенности ученика.
Источник: pifagorka.com