Сделать хорошо сразу, чтобы потом не переделывать

Неудовлетворенность профессиональным выбором и его пересмотр в годы школьного обучения или даже после получения диплома становится массовым явлением

Случаи профориентации выпускников вузов показывают, что, потратив пять лет и кучу денег на обучение, они опять стоят перед выбором и не останавливают поиск себя в профессиональной жизни.

И это уже называется поиском новой идентичности. Этот процесс гораздо сложнее профориентации. Как сделать сразу хорошо и правильно? Каких это потребует усилий и жертв?

Что делает профессиональный выбор устойчивым, а что снижает надежность?

Ненаучная статистика свидетельствует о том, что ранний выбор профессии (сделанный в школьные годы) бывает более-менее устойчивым при наличии следующих признаков:

* школьник пошел по стопам родителей или это династический выбор, но не навязанный вопреки воле и интересам ребенка,

* узконаправленные интересы, сформировавшиеся не ранее 7-8-х классов, а оптимально — в 9-10-х классах, побудили школьника усиленно изучать определенные предметы с целью поступить в конкретное учебное заведение для конвертации увлечения в профессию,

* успехи в определенных предметах и интерес к ним стали единственным «входом» в вуз и в профессию,

* наличие в городе «комплекта» — градообразующего предприятия и единственного профильного учебного заведения,

* профессия выбрана «методом отрицания»: «врачом не стану — боюсь крови», «летчиком не смогу — не позволяет зрение», «инженером не хочу — не понимаю математики и физики», остается — юрист,

* социальная значимость или прибыльность профессии, например, банковская сфера, информационные технологии, энергетика, строительство, нанотехнологии и пр.

Нетрудно понять, что неудовлетворенность профессиональным выбором и его пересмотр в годы послешкольного обучения или после получения диплома обусловлены следующими обстоятельствами:

* школьник не проявляет интереса ни к профессии родителей, ни к иной другой, а на вопросы о выборе профессионального будущего отвечает неопределенно,

* у школьника нет выраженных успехов в предметах, кроме физической культуры, технологии и пения,

* школьник не проявлял интереса и усердия в подготовке к ЕГЭ,

* выбор учебного заведения навязан родителями или они готовы «посодействовать» в поступлении,

* школьник последовал дружескому совету, сделал выбор «с другом заодно», последовал влиянию «референтной группы»,

* ученик направил результаты ЕГЭ в наиболее «легкие» для поступления учебные заведения или близкие к дому,

* и направил их в последний момент.

 

Что можно и нужно делать?

Если вы — родители 7-ми или 8-классника, то начинайте уже сейчас, не откладывая, интересоваться у него и у его учителей — в чем он силен, чем интересуется, каковы интересы у его друзей и у тех, мнению которых он следует.

Посмотрите на его занятия, увлечения и учебные предметы, что у него получается лучше всего, на что уходит меньше сил и приносит удовольствие.

Послушайте ученика: о чем он говорит с увлечением, а что не любит обсуждать.

За что берется без «раскачки» и сомнения, а что делает «слёту».

Что он ищет в интернете и что читает, а от какого чтения отказывается.

Что он умеет делать руками, а что не получается или не допросишься сделать.

Какие рассказы взрослых о работе, науках, разных областях знаний и занятий он слушает с интересом и задает вопросы, а какие игнорирует.

Делайте это на протяжении года, внимательно наблюдая за динамикой направленности его интересов, чтобы к концу 9-10-го классов у вас с ребенком была цель и программа действий при выходе на «финишную прямую» в 11-м классе.

Если ваш ребенок — ученик 11-го класса, то задача, с одной стороны, упрощается, а с другой — усложняется.

Проще выбрать направление подготовки, так как она будет опираться на единственные сильные в этой ситуации обстоятельства — предметы, в которых ученик более успешен. Однако такой выбор осложняет выбор профессий, а в итоге — сужает выбор учебных заведений с риском получить немотивированного специалиста по его окончании.

В выпускном классе гораздо сложнее перестроиться или нагнать упущенное время при изучении тех или иных предметов. Так, один мой подопечный после консультации принял решение поступать в вуз, где в зачет идет оценка по биологии. Но этот предмет никогда не был в центре интересов молодого человека, да и успехов особых он здесь не снискал. Для того чтобы «поднять» этот предмет, ему придется сильно постараться, заплатив за это определенную цену: взять дополнительные занятия в свободное время, ослабить внимание к другим предметам и пр.

Но есть и «хорошая новость»: в любое время вы можете обратиться к профконсультанту. Консультация специалиста имеет разную эффективность для школьников разного возраста. Чем меньше возраст, тем ниже надежность прогноза профессиональной успешности в будущем, но чем молодой человек старше, тем меньше остается возможностей что-то поправить.

Не секрет, что интересы учеников 7-8-го классов к 10-11-м могут измениться. Значит, 9-й класс — пожалуй, самый оптимальный возраст для профориентации: личность ребенка обретает более устойчивые очертания, выходя после пубертата на «взрослый уровень». Здесь меняются ценности и взгляды на жизнь, формируются новые интересы и авторитеты, которые будут оказывать влияние на всю последующую жизнь. И все это происходит под воздействием значимого окружения — друзей и ровесников, родительские же мнения и авторитет взрослых отходят на второй план. Неудержимое стремление стать (казаться) взрослым создает новые мотивационные комплексы и смыслы. На эту платформу и опирается профконсультант для прогноза развития и выбора профессии.

Другой основой для профессиональной консультации считается выявление или диагностика способностей ученика. Для этого используется анализ всех обстоятельств жизни и развития школьника, а также тестирование с помощью специальных методик.

А как быть, если ребенок высказывает желание идти не тем путем, который предлагает ему профконсультант по итогам тестирования способностей, а по пути сформированного собственного интереса? Другими словами — что важнее: интересы и мотивация или задатки и способности?

У девочки великолепные слух и музыкальная память. Ей просто предписан успех в музыке, а она страстно хочет стать ветеринаром, с детства пестуя многочисленных питомцев. Родительское давление направлено на продвижение девочки в сторону профессиональной музыкальной подготовки, а все силы девочки — на отстаивание права распоряжаться своей судьбой. Каким бы ни было решение этой дилеммы, одна из сторон будет себя чувствовать неудовлетворенной и даже пострадавшей.

В такой ситуации консультант работает со всей семьей, профконсультация превращается в семейную, поскольку выбор девочки вызывает стресс у родителей, а выбор родителей не будет гарантировать раскрытия музыкального таланта дочери.

Сделайте хорошо сразу. Определите интересы и увлечения ребенка и следите за их изменениями. В средних классах они еще не устойчивы. А в старших классах они проявляются ярко, по-новому, с отрицанием прежних, детских.

Обратитесь к профконсультанту. Протестируйте способности. Чем они ярче, тем больше вероятность конфликта способностей и интересов. Если же удалось выявить талант ребенка, а интерес в этом направлении еще не сформировался, то главная задача — их сформировать, чтобы не переделывать позднее.

Валерий Чемеков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: