Три педагогических правила от Александра Тубельского
Александр Наумович Тубельский умер относительно недавно уже в нашем веке, в 2007 году. В Москве действует школа его имени, коллектив которой придерживается методики Александра Наумовича. Те же, кто преподает в других учебных заведениях России, вполне могут использовать в своей работе те или иные педагогические находки легендарного Тубельского.
Определение себя
Сам Тубельский назвал свое детище Школой самоопределения. Именно в этом заключается основа его метода. Все, что делается в школе, должно способствовать выявлению наилучших способностей.
Одна из интереснейших методических находок так называемые «межпредметные погружения». Все учителя, преподающие в одном классе, должны на несколько дней сосредоточиться над одними и теми же в крайнем случае, схожими понятиями. В таком случае ученик перестает метаться между суффиксами, треугольниками и тычинками, а решает для себя вместе с учителями тот или иной мировоззренческий вопрос.
Практикуются и просто погружения когда класс на протяжении нескольких дней занимается, например, исключительно географией. Но подобное гораздо сложнее осуществить в современной общеобразовательной школе.
Обязательное условие самоопределения физическая и трудовая культуры. Тело должно быть тренированным, а труд не вызывать страха. Один день в неделю следует полностью посвятить трудовой подготовке. При этом каждый школьник сам определяет, какой профессией ему хотелось бы овладеть.
Нечто подобное практиковалось в советское время в так называемых учебно-производственных комбинатах (сокращенно УПК). Но там школьнику определяли одну профессию на два года, а по Тубельскому ее нужно менять раз в пару месяцев, чтобы была возможность попробовать себя в самых разных трудовых сферах.
Конечно, каждый раз выбор осуществляет не преподаватель, а сам школьник.
А еще одна беда, которая мешает проявлению себя лицемерие. Тубельский признавался: «Если бы я был главным волшебником страны, то во благо образования перестал бы врать. Я бы сделал, чтобы школу рассматривали как место для создания условий по продвижению каждого ребенка по своему пути».
Демократия непременное условие
Образование может осуществляться только на демократических позициях. Другое дело, что саму демократию следует правильно понимать.
Тубельский утверждал: «Демократически воспитанный человек это не тот, который делает то, чего хочет, а тот, который может сам ставить себе границы. Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях, границы между знанием и незнанием». И добавлял: «В этом смысле мы понимаем и термин «самоопределение» умение ставить себе пределы».
В его представлении демократия и самоопределение неразрывно связаны друг с другом. Для этого необходимо совершенно четко представлять то общество, в котом ты существуешь. Обществоведение одна из ведущих дисциплин. И в какой-то мере оно обязательно присутствует во всех предметах.
А во время экзаменов ученик должен продемонстрировать не только знание предмета, но и умение сопоставить собственное представление о нем с представлениями других людей.
Долой стандарты
Одно из любимейших слов Александра Наумовича нестандарт. Как его далекий предшественник, дореволюционный московский педагог Лев Поливанов ненавидел «казенщину», так же и Александр Тубельский ненавидел стандарты. Он утверждал, что ни в коем случае нельзя загонять в общие рамки ни преподавателей, ни учеников. У него даже была довольно интересная теория, объясняющая, почему в школах работает так мало мужчин: «Потому что для мужчины творчество необходимо. Ему сложно представить себе, что он из года в год будет заходить в один и тот же класс, объяснять, а потом спрашивать один и тот же параграф. Скучно!»
И поэтому в школе Тубельского приветствуются самые разнообразные формы ведения урока, а не единственная, стандартная, состоящая из проверки домашних заданий и сухого объяснения новой темы из учебника. При этом в обсуждении того, как построить урок, принимают участие преподаватели вместе с учениками. Так же совместно отбирается и учебный материал.