Выбор профессии — как это видят школьники

Cоветы об эффективных и неэффективных шагах в поиске пути для школьника

Предлагаю вашему вниманию почти полный текст статьи Марии Косинец, руководителя проектов Национального центра профессиональной ориентации, которая раскрывает еще один аспект выбора профессионального пути — внутренние состояния школьника, которые зачастую становятся драйверами выбора. Здесь же вы найдете советы об эффективных и неэффективных шагах в поиске пути для школьника.

Страх

Задумывались ли вы, как часто старшеклассник слышит вопрос «На кого ты пойдешь учиться?». Задавали его когда-нибудь сами? Как думаете, что чувствует школьник, когда он звучит?

Как правило — страх. Среди неопределившихся сверстников, человеку, который выбор профессионального пути ещё не сделал, становится не по себе. Все вокруг без конца только и делают, что задают этот вопрос, твердят о том, что этот выбор обязательно повлияет на всю его дальнейшую жизнь и пугают сложностью ЕГЭ.

Получается ситуация, в которой у подростков присутствует страх неимоверной силы перед тем, что необходимо сделать выбор и, если он его не сделает, то переступит черту, за которой счастье ему будет уже недоступно.

Взрослые (родители, учителя, друзья семьи и дальние родственники), которые окружают его, пока ещё ребенка, только и делают, что повторяют этот вопрос. Также его задают и одноклассники, которые вместе с заданным вопросом очень счастливо рассказывают, что свой выбор они сделали. Это все дальше вгоняет неопределившего в тупик.

Что делает подросток? Он пытается скрыть свой страх, и отвечая на вопрос «На кого ты пойдёшь учиться?», прикрывается словами «У меня ещё есть время», показывая, что ситуация у него под контролем. А на самом деле его ответ — самая популярная фраза, которая говорит об уходе от ответственности. Эта фраза может звучать вплоть до самого поступления. Если вы услышали ее от учащегося 10-го или 11-го классов, то закончилось время задавать один и тот же вопрос, ответ на который едва ли изменится. Наступило время, когда вы должны включиться в ситуацию и помочь своему ребёнку сделать осознанный выбор.

Подросток испытывает непреодолимый страх перед вопросом «На кого ты пойдёшь учиться?». При этом, не имея на него осознанного ответа, вынужденно сталкивается с ещё одной непростой задачей — работой с ожиданиями. Однако это не его личные ожидания от желаемой профессии, а всех тех людей, которые так или иначе окружают его. Часто противоречащие друг другу: мнение родителей, друзей, учителей, которые точно знают, кем ему необходимо стать в будущем, усложняют ситуацию выбора.

Папа хочет от своего ребёнка продолжения династии юристов. Мама с раннего детства видит в нем инженера. Учитывая то, что подросток в принципе находится в стадии отрицания (возраст такой), то чем больше родитель настаивает на своём, тем ярче проявляется нежелание считаться с предлагаемым мнением.

Если старшеклассник хорошо пишет сочинения, то учитель по русскому и литературе считает своим долгом при каждом удобном случае говорить, что он прирожденный журналист. Говорить публично. При всём классе. Что также влечёт за собой либо отрицание, либо (если отношения с учителем хорошие), желание соответствовать его ожиданиям.

Также присоединяются и друзья, которые зовут вместе поучиться на менеджера, до конца не понимая, чем им предстоит заниматься в данной профессиональной деятельности. Этот выбор «за компанию», может сыграть с ребёнком злую шутку.

Все эти предлагаемые варианты смешиваются в голове в кашу, которая подкрепляется страхом необходимости сделать выбор, и вместо того чтобы начать осознанно выбирать, подросток вынужден ещё и бороться с чужими ожиданиями и желаниями относительно его дальнейшей жизни.

Он может пойти по одному из предлагаемых путей, поскольку своего он так и не нашел. Но действительно ли он этого хочет? Будет ли он счастлив, от того, что выбрал профессию, которую определил для него кто-то другой? Есть ли у него внутреннее желание заниматься этим делом?

Результаты такого выбора легко найти в существующей статистике — из 10 поступающих в университет первокурсников, только 6 заканчивают университет. Из 6 оставшихся только трое работают по специальности. Изначально выбирая не то, чем хотелось бы заниматься, вероятность того, что этот путь будет брошен на половине, слишком велика. Это всего лишь дело времени.

Если вы понимаете, что выбор вашего ребенка делается неосознанно, то настало время предлагать ему не свои собственные ожидания, а реальные инструменты для осознанного выбора. Возможностей заняться профориентацией сейчас множество: профориентационные тесты, тематические лагеря, профильное школьное обучение, различные проекты и мероприятия в университетах.

Давайте разберемся с тем, как сделать так, чтобы профессиональный выбор перестал быть таким болезненным и стал, наконец, осознанным. Какие инструменты для этого есть и чего делать точно не стоит.

 

Что делать?

*Показать, что представляет собой высшее образование.

Вспомните себя в старших классах и ответьте на вопросы. Понимали ли вы, что именно вас ждет в университете? Какие дополнительные возможности в нем есть? Знали, что существуют программы двойных дипломов, международные стажировки, спорт, творчество и организация мероприятий? Скорее всего, нет. Ваш ребенок тоже не знает, а это еще не все, что дает современный университет своему студенту. Для того чтобы заинтересоваться получением высшего образования, необходимо раскрыть, из каких аспектов оно состоит, что это не только учеба по специальности, но и множество возможностей для самореализации. Существуют разные варианты посещения университета (профориентационные проекты, дни открытых дверей, университетские субботы и прочие мероприятия) с целью понять, какой вуз вам подходит.

*Анализировать деятельность.

Необходимо начать совместно с ребенком анализировать все, чем он занимается, но не с точки зрения «Он много сидит за компьютером — значит ему нужна работа, связанная с техникой», несколько по-другому.

Приведем пример: в большинстве случаев ваш ребенок выбирает формат групповой деятельности, редко делает что-то индивидуально. Это проявляется во всем, чем он занимается, начиная от уроков и заканчивая уборкой дома, к которой он стремится привлечь всех. При этом, выполняя что-то индивидуально, его эффективность сильно снижается, и он перестает получать удовольствие от деятельности. Велика вероятность, что то же самое будет и с работой. Любой человек стремится заниматься тем, что ему нравится, в чем он эффективен и, где есть видимый результат.

Проанализируйте деятельность, которой любит и не любит заниматься ваш ребенок с точки зрения ее форм и видов (групповая/индивидуальная, умственная/физическая, разъездная/стационарная и т. д.), а также его эффективность в разных ее сочетаниях. Вы совместно сможете сократить список предполагаемых профессий по причине того, что ваш ребенок просто не будет получать удовольствие от выполнения конкретной деятельности.

*Найти «Университет Мечты» как можно раньше.

У обучения должна быть цель (то, к чему подросток действительно стремится и осознанно делает поступательные шаги). В глазах старшеклассника ЕГЭ — это финальная точка обучения. Ведь начиная со средней школы, учителя ежедневно напоминают о том, насколько сложен и страшен этот экзамен. К выпускным классам у большинства учащихся формируется цель, в которой они стремятся не к поступлению в университет и переходу на новый жизненный этап, а благополучно сдать ЕГЭ. Страх перед данным экзаменом настолько силен, что часть 9-классников уходит учиться в колледж по той причине, что боятся проходить этот этап. Целью для старшеклассника должно стать поступление в университет и выход на желаемую работу, именно поэтому так важно найти его как можно раньше, тогда и подготовка к ЕГЭ будет проходить с большей мотивацией, ведь школьник начнет понимать, зачем он сдает этот экзамен.

*Знакомить с профессиями (чем раньше, тем лучше).

Мир стремительно развивается, появляются новые профессии, часть существующих исчезает с рынка труда. Для осознанного выбора необходимо знать весь спектр специальностей, которые существуют. Не просто разделять их на гуманитарные, технические, естественно-научные и творческие, но и понимать, что они из себя представляют и куда развиваются. Существует множество вариантов погружения в какую-либо деятельность: тематические лагеря, проекты с погружением в конкретные специальности, общение с представителями профессии. Через это погружение достигается понимание, что инженер в энергетике и инженер в строительстве — это не одна и та же профессия. А маркетолог и менеджер — хоть и начинаются на одну и ту же букву, но это два абсолютно разных специалиста. Тяжело понять, кем ты хочешь стать, если ты вообще не имеешь представление о том, кем в этом мире стать можно.

 

Чего делать не стоит

*Задавать один и тот же вопрос — на него вы будете получать один и тот же ответ «У меня еще есть время определиться».

*Настаивать

Желая помочь своему ребенку определиться, не стоит давить на него своими пожеланиями относительно какой-либо профессии. Это может вызвать либо критическое отрицание вашего варианта, либо желание соответствовать ожиданию родителя. Но это, как правило, тупиковый вариант. И если ваш ребенок внешне согласился с вашим предложением, а внутренне нет, то велика вероятность того, что путь этот будет брошен в процессе получения образования, или ваш ребенок просто не будет работать по специальности.

*Тесты в интернете — сомнительная помощь.

Многие ждут чуда от очередного заполненного теста в интернете, но в большинстве случаев мы заранее знаем, какой ответ он покажет. Если ребенок проводит большое количество своего времени за компьютером, мало общается и гуляет, а из творческих занятий в жизни посещал только ИЗО в рамках школьной программы, то ждите результата, что ему подойдут профессии типа «Человек-техника» (типология профессий Е. А. Климова). Этот ответ был известен вам заранее, не так ли? Поверхностное изучение профориентационных вопросов просто поставит еще один штамп на вашем ребенке, на который он безуспешно будет опираться при выборе.

На каждую смену профориентационного проекта «Университет Мечты» приходят старшеклассники, которые говорят: «Я технарь, так показал тест» — это своего рода уход от ответственности, за которым не стоит ничего. Если начать задавать уточняющие вопросы, то за фразой «Я-технарь» кроется пара технических специальностей, о существовании которых знает подросток, при этом совершенно не понимает, чем представитель той или иной профессии занимается. Тесты в интернете — это не про возникшую мотивацию после получения результата, не про осознанный выбор дальнейшей профессии и не про грамотную профориентацию.

Любой старшеклассник переживает за свое поступление, он испытывает страх и ответственность за будущий выбор. Любой родитель может дать своему ребенку необходимые, представленные выше инструменты для осознанного выбора. Ведь взрослый точно понимает, что выбор профессии и университета — это выбор образа жизни на долгое врем, и знает, как важно найти для себя подходящий путь вовремя. Поэтому профориентация — дело коллективное, в котором участвуют трое: школьник, родитель и учитель.

Валерий Чемеков

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: