Абхазия 2015. Путешествие на машине с годовалым ребенком

Мне все время хочется на море. Когда-нибудь я бы хотела жить там, где солнце и горы, много воды и тёплый ветер. А сейчас мы едем в на машине в Абхазию на отдых.

Наш экипаж — четверо взрослых и ребёнок возрастом 1.3 года. Едем на Hyundai ix 35. Два водителя.

И да, мы те самые бешеные собаки, для которых 3000 километров не крюк, а ребёнок привык к дороге, к его 1.3 года мы четырежды были в Перми, провели выходные в Тобольске, а короткие выезды на 150 км от дома не сосчитать.

Это моё четвёртое посещение Абхазии. Я люблю Абхазию. Эту разруху, тишину, невероятные горы.

Для справки: я объездила много стран. И галопом по Европе, и в Барселону на 3 дня, и Рига (потому что близко от Москвы), и Таиланд, Турция, Египет, ОАЭ. Мне есть, с чем сравнить и из чего выбрать, но душа моя в этой маленькой горной стране навсегда))

Дорога в Абхазию

24.08

Выезд запланирован на 21.00, но я на работе и вернулась около 20 часов. Вещи в большинстве своем были собраны, оставалось загрузить в машину и выезжать. Итак, старт в 22.10.

Хотела проехать первые 300 км, но уже в Красноуфимске начало клонить в сон, пришлось менять водителя. Маршрут не прописан, едем по Яндекс-навигатору, он по Красноуфимску ведет по какой-то окраине с разбитой грунтовой дорогой. Но ничего, выбрались. Едем без длинных остановок, только перекуры примерно раз в 100-120 км.

25.08

К ночи добрались до Саратова, по пути на букинге нашли дешевое жильё, какая-то спортивная база, четырехместный номер 1500 за сутки. В этом же здании кафе с верандой, температура воздуха ночью +23. Ура, можно ходить в майке и шортах, а не кутаться в свитер.

Номер нам достался двухкомнатный с холодильником, ванной и даже нам дали чайник и посуду, хотя в коридорах есть вода в кулерах. Стоянка для машины бесплатная.

Проехали за сутки 1450 км.

26.08

Проснулись по свердловскому времени, выпили кофе из автомата и поехали дальше. В планах Волгоград, там живут друзья, но нас вымотала волгоградская пробка и неожиданная ссора, так что едем дальше.

Глубокой ночью приехали в Горячий Ключ (Краснодарский край), на букинге полторы гостиницы, цены кусаются, 6000 за ночь мы платить не готовы.

Медленно едем по посёлку, на домах объявления сдам жильё. Со второго раза повезло, трехместная комната 1500 рублей, мы кое-как поместились, душ с горячей водой и туалет присутствуют.

Проехали 1160 км.

27.08

Опять проснулись рано. Опять кофе. Опять дорога. Цель поездки — Сухум.

Жильё не забронировано, едем наобум, записано два номера телефона, сдающих дома, и все. На месте разберёмся))

В Краснодарском крае первый и последний раз на территории России нас остановили для проверки документов. Лениво перетряхнули багаж, посмотрели штрафы по базе и отпустили с миром.

Впереди серпантин, средняя скорость 20 км/ч, жарко, страшно, но справились, со вторым водителем менялись дважды.

Очень понравилась дорога через Сочи по тоннелям, быстро и удобно.

Где-то в Адлере остановились у магазина, прикупили продуктов, сняли деньги в Сбербанке.

Обзваниваю имеющиеся контакты жилья в Сухуме, всё занято, морально готовы первую ночь переночевать где угодно, благо, в каждом втором доме Абхазии сдаются комнаты. Но звонит человек, с которым я разговаривала несколько минут назад и чей дом сдан и говорит, что дом его знакомого не сдан и этот знакомый мне сейчас перезвонит. Так и происходит, цена устраивает, договариваемся встретиться в Сухуме. А жизнь-то налаживается))

Впереди граница.

Пассажиры проходят сами. Я остаюсь в машине. Но сначала на солнцепеке мы простояли больше 2 часов. Сама процедура недолгая, в двух местах показать документы и приготовить машину к осмотру, то есть открыть двери и багажник. Наше барахло никому не интересно. Едем дальше.

Километров через 5 от границы одна из трёх заправок Роснефти в Абхазии, но бензина почти полный бак, а в Сухуме тоже есть Роснефть.

Удивило хорошее состояние дороги, трафика почти никакого, есть крутые повороты, но по сравнению с сочинским серпантином уже не страшно, но нужно не терять бдительности))

Ближе к вечеру добрались до Сухума голодные и уставшие. Встретились с хозяином дома.

Жилье. Частный сектор в Абхазии

Дом на дальней окраине Сухума чуть выше пансионата Аитар. В нашем распоряжении 4 комнаты, кухня, два душа с горячей водой, два туалета, двор с мандариновыми деревьями, место для машины, стоит это удовольствие 3500 в сутки. Платим за неделю и прощаемся с хозяином.

Проехали всего 390 км, но устали ужасно, дорога в этот день была очень сложная и усталость накопилась.

Напротив дома есть киоск с продуктами, но уже закрыто((

Засемяемся, укладываем ребёнка, вдвоём едем искать цивилизацию и кафе купить готовой еды на вынос.

Нашли какое-то кафе. Купили какой-то еды. Поужинали все вместе и втроём пошли на море. Муж остался дома, охранять сон ребёнка, а мы никак не могли дотерпеть до завтра.

До моря по прямой с горки нам идти метров 500-600, дорога освещена, вокруг заросли и пахнет югом.

Мои друзья на море были впервые, так уж случилось, восторгам не было предела.

А я сидела на берегу и улыбалась.

Здравствуй, море!

Я скучала…

Дальше начинается путаница в датах, к сожалению, мы не вели путевой дневник, а надо бы. В следующий раз исправимся!

Пара дней у нас ушла на кабачковый отдых. Мы лежали на пляже, мы лежали во дворе под мандариновым деревом. Мы много гуляли недалеко от дома и много ели.

Про Сухум

Как я уже писала, на въезде в Сухум есть заправка Роснефти, от нашего дома 8 км, но заправлялись мы только там, местные заправки вызывали смешанные чувства. Также в самом начале Сухума есть настоящий супермаркет самообслуживания, жаль, что не сразу мы его обнаружили. Есть даже настоящий фаст-фуд с бургерами, Абургер называется, калька с Макдональдса. Бургеры там невкусные, кофе варят отвратительный. С кофе в Абхазии плохо, я очень люблю капучино, заказывала везде, приезжала в кафе и просила капучино, но только в одном месте мне попался хорошо сваренный кофе. На набережной в кафе Бариста. Кстати, кормят там прекрасно.

31.08

Никуда далеко не поехали, ограничились прогулкой по Сухумскому ботаническому саду. Я там была четвертый раз и восторгов разделить уже не могла. Но как всегда любовалась бамбуком. Его там много) Больше всех понравилось сыну. Он бегал по дорожкам и хохотал.

Чуть не забыла рассказать, когда мы собирались выезжать из дома, забыли коляску-трость, а без нее было сложно, пришлось покупать за дорого((( Выбора никакого. Единственный обнаруженный нами магазин детских товаров находится у жд вокзала на площади. Если стоять лицом к вокзалу, то слева. Там есть коляски, велосипеды, игрушки и т.п. Еды детской нет, про подгузники не помню.

После прогулки по саду мы изрядно проголодались и пошли искать самый известный ресторан Абхазии Нартаа. Кормят там вкусно и недорого, но обслуживание крайне неторопливое. Мы были там достаточно рано, когда посетителей было не больше 20 человек, а ресторан очень большой, но все равно все было медленно и печально. Неприятно, что к счету плюсуют 10 % за обслуживание. Цены помню плохо, но 200 гр копченой свинины стоило 150 рублей, это оччень вкусная свинина.

Несколько раз потом мы приезжали забрать еду с собой. Скидка от цен в меню 20%. Четверо взрослых не могли съесть больше 400 граммов мяса за раз, поэтому получалось весьма экономно.

Прогулялись на набережной, но начался самый солнцепек, ребенок уснул в коляске, предварительно знатно покапризничав))

К обеду были дома, после обеда снова на пляж.

Что посмотреть в Абхазии

30.08

Мы хотели съездить в Гагру, но почему-то повернули к Рицинскому заповеднику. А дальше самый обычный маршрут. Юпшарский каньон — озеро Рица и обратно.

На Рице в походе в 2012 году мы с мужем были с другой стороны, там, где звброшенная дача Сталина и нет туристов. Также поднимались на малую Рицу, там вообще красота невероятная. Но в этот раз только легкий ознакомительный маршрут. Рица, как обычно, хороша, особенно, если отойти подальше от кафе. Сыну помочили ноги, он был счастлив.

Еще из второй моей поездки в Абхазию я помню, как прекрасен Гегский водопад, на повороте к нему большое объявление, что дальше могут проехать только полноприводные машины. У нашей машины привод полный, мы рискнули. Хорошо, что все хорошо закончилось. Дорога для паркетника не предназначена абсолютно, даже для полноприводного. И еще очень хорошо, что не я была за рулем)))

Доехали мы примерно до середины пути и развернулись. У подъема стоят специально подготовленные уазики и за какие-то деньги поднимают желающих к водопаду. Но мы даже не стали узнавать, сколько это стоит.

Домой вернулись примерно к обеду, под вечер успели съездить на море.

01.09

Едем в Ткварчел (Ткуарчал). От Сухума около 80 км. Это полуразрушенный во время войны 1992-93 гг город, пережил блокаду, население после войны сократилось в 2 раза, а был город-завод, здесь добывали и обогащали уголь, но теперь это город-призрак.

Виды завораживают, это смый большой заброс, который я видела. Остальный полуразрушенные города Абхазии не производят такого тягостного впечатления. Машин почти нет, людей на улицах нет. Только редкие коровы и курицы. Нас хватило часа на 2, потом я запросилась домой.

Но впечатлений огромное количество. Насколько же человек жалок по сравнению с природой… ведь пройдет еще лет 30 и от города не останется ничего(((

На обратном пути было решено заехать в Очамчыру, это поселок на берегу моря. Тоже полуразрушенный.

Туристов почти нет, никакой инфраструктуры тоже не замечено, зато в центре заброшенное колесо обозрения и о, чудо! детская площадка.

Тут же пасутся кони и коровы. Кафе было найдено одно, и то сами бы его не нашли, пришлось спрашивать у местных. Но там была самая вкусная еда, которую я ела в Абхазии. Ммммм, какой там хачапур, через несколько дней мы специально ездили из Сухума за ним, ведь для бешеной собаки 120 км туда и обратно совсем не крюк))

Были в Новом Афоне дважды, но не ходили не в монастырь не в пещеру. По пути из Нового Афона заезжали в Нижнюю Эшеру на пляж, там красота и вообще никого нет, пляж с очень крупной галькой и море сразу глубокое.

Ездили до аэропорта Сухума. Он там есть, но не работает (или почти не работает) и летают только сильные мира сего)) Само здание аэропорта новое, а вокруг тоска и разруха.

Были в приграничном городе Гал, там все та же тоска и разруха, людей почти нет, проехали его по кругу, не останавливаясь почти.

Из веселых было путешествие в Адлер за едой для ребенка и наличными деньгами. До Гагры доехали впятером, удивились пробкам, по-моему, пробки в Абхазии есть только в Гагре, больше нигде их не встречали. Реебнок с папой и тетушкой остались в Гагре, а мы с другом поехали в Адлер.

Мой вам совет: берите в Абхазию все с собой и не таскайтесь лишний раз в Россию.

Было решено машину оставить в Абхазии, границу перейти пешком. Я помнила по предыдущей поездке, что прямо рядом с границей рынок и банкомат Сбербанка. В очереди на границе мы простояли минут 40. Вышли в России, а вокруг рынок. Оказалось, что ближайший банкомат есть в магазине Магнит в трех автобусных остановках. Пришлось прогуляться. Магазин большой, есть в принципе все.

И обратно в Абхазию. В этот раз на границе повезло меньше, мы простояли в очереди больше 2 часов. Наверное, на машине было бы быстрее. Зато у нас есть деньги и еда для ребенка)))

В Гагре пообедали в кафе Абаата на территории древнего монастыря. Ценник не самый гуманный, но кормят хорошо и обслуживание на высоте.

В Гагре люблю только район старой Гагры, по приморскому парку готова гулять часами, там тихо и спокойно. А в новой Гагре начинаются толпы народа и пробки.

Про ГИБДД

Прочитав множетсво отчетов перед поездкой, я была несколько напугана местным ГАИ, многие пишут, что останавливают все подряд машины с российскими номерами и вымогают деньги, изучила местные штрафы, удивилась их величине.

Останавливали нас дважды:

1. В Сухуме, когда мы не заметили светофор и проехали уже на красный, а машина ГАИ ехала за нами. Штраф 3000 рублей, их и отдали на месте, нам взамен выдали протокол и квитанцию. Был вариант отдать права, потом ехать в банк платить штраф и ехать в местное ГАИ за правами. Сумма штрафа та же. Хорошо, что наличные с собой были.

2. При выезде из Ткварчела стоит знак ограничения скорости 40 км, действие знака около 3 км, я нарушила скоростной режим на 30 км/ч. На посту нас остановили, пожурили, пожелали счастливого пути. И все, хотя я морально была готова к штрафу. Что удивило, за рулем была я, а все переговоры они вели с мужем, пока я сидела в машине. Даже документы не проверили. Спасибо им за это большое.

Про магазины

В Сухуме обнаружен 1 супермаркет, я писала об этом уже выше. В основном вся торговля в киосках, там есть в прнципе все необходимое. Цены примерно те же. Но сигареты дороже, потому что в большинстве своем их закупают в duty free, а цены в евро.

Алкоголь продают круглосуточно, также много товаров из duty free. Мы обнаружили прекрасный Амаретто производства Чехии за 700 р за 0,7 л, это была амброзия))) выпили в первый же вечер, на следующий день поехали в тот же киоск за добавкой. Оказалось, что мы купили последнюю бутылку, но у каких-то знакомых хозяина этого киоска есть еще одна или две на другом конце города. Нам их привезли в этот же вечер в этот киоск. Приятная неожиданность!

Про алкоголь

Местное вино мы покупали только бутылочное. Я вполне допускаю, что бывает хорошее вино на разлив, но мы не стали рисковать. Мне по вкусу пришлось Абхазское красное шампанское, цена от 250 р на рынке до 400 в кафе за бытылку, в киосках стоит 300-350 рублей.

Неплох коньяк Старая Гагра с привкусом миндаля.

Про автомобильное движение

Средняя скорость передвижения по Сухуму 80 км/ч, так ездят местные, а согласно ПДД самая безопасная скорость — скорость потока, много одностороннего движения, дорожных хамов замечено не было, но енщина за рулем одна в машине вызывает некоторое удивление, особенно на заправках почему-то. Дорожное покрытие на территории всех страны хорошее, никаких ям особенных и ухабов. На Сухумском шоссе (это главная дорога страны от российской границы до границы с Грузией) много поворотов, есть затяжные, самый большой при подъезде к Сухуму. Путь от Сухума до границы с Россией около 100 км, но быстрее, чем за 2 часа, мы не смогли проехать ни разу, да и не стоит оно того.

Самая лучшая автомойка в моей жизни была именно в Сухуме, на улице Лакербая, именно там, где мы жили, все время очередь из местных, значит, подумали мы, моют хорошо. Так и оказалось. Комплексная мойка 500 рублей. Машина после нее идеально чистая.

Про пляж

Мы жили в дальней части Сухума, ближайший к нам пляж — это пляж пансионата Аитар, но мы там были только ночью, ходили слушать море. Купаться ездили на самую окраину к пансионату Кяласур, так я и не поняла, работает этот пансионат или нет, потому что на пляже мы, как правило, были в гордом одиночестве, но и приезжали мы туда не раньше 15 часов. Пляж песчаный, можно на машине заехать на сам пляж.

Между Аитаром и Кяласуром есть платный пляж, но мы там не были.

Но городском пляже толпы народа, но все равно значительно меньше людей, чем в новой Гагре. На городском пляже мы были дважды. Один раз ночью катались по городу и случайно к нему выехали. Второй раз днем там гуляли.

Про питание

Понравилось в ресторане Нартаа и Бариста. Из Нартаа часто брали еду на вынос, в Баристе ужинали через день. Бариста не самое дешевое заведение в Абхазии, ужин на троих около 1300 рублей без алкоголя. Еще понравилось кафе европейского вида в Новом Афоне у памятника, обедали там дважды, чек 2200 на четверых. Ну и кафе в Очамчыре самое-самое, жаль, что от Сухума далеко.

Про ребенка

Сын, к моему удивлению, мужественно вынес все испытания и показал себя очень режимным ребёнком: на ночь он засыпал ровно в 21.00 по времени Екатеринбурга, то есть в 19.00 по-местному, давая возможность вечером взрослым заниматься своими делами. Правда, утро начиналось очень рано.

Дорогу перенес хорошо, много спал, много ел, много играл. Хорошо, что двое взрослых сидели рядом с ним и развлекали его по мере сил. Дважды в день мы специально останавливались в пути погулять хотя бы по полчаса.

К горшку мы его даже не начали приучать, поэтому большую часть времени он ехал в подгузнике.

С едой все было очень просто — мы все везли в собой (каши в коробках, мясо и фрукты в банках), конечно же, запасов, взятых дома, нам не хватило, и пришлось ехать в Сочи, пополнять запас детской еды.

До обеда мы или ездили куда-нибудь или были дома — играли на участке под мандариновым деревом, зато после 16 часов весь пляж был наш)) Первую неделю сын категорически отказывался заходить в море и плескался в тазике с игрушками, зато второю неделю его было не вытащить из моря, он подходил к воде и задумчиво смотрел вдаль.

Несмотря на все мои страхи, оказалось, что путешествие с годовалым ребёнком за 3000 километров на море на машине возможно! Главное — захотеть и хотя бы немного все спланировать.

Дорога домой

09.09

Собираемя домой, первый день идет дождь и прохладно. Зато собираться и уезжать не так грустно.

10.09

Выезд назначен на 7 утра, в 6.30 приехал хозяин за ключами, в 07.05 выехали от дома. На границе были в 9 утра, прошли очень быстро. Машину опять не досматривали. Очень долго стояли на серпантине, где-то впереди авария, 50 км проехали за 4,5 часа, очень утомительно. У меня поднялась температура до 38.5, напилась парацетомола, едем дальше из последних сил. Хорошо, что не я за рулем.

Ночевали не помню, где, кажется, в Ростовской области, комната на 4 человека за 2000 рублей + 100 рублей за стоянку для машины, душ и туалет на этаже.

Проехали около 500 км.

11.09

Навигатор повел нас какой-то другой дорогой, повезло проехать по трассе М4 Ростов-Москва около 300 км по 4-полоске с очень хорошей скоростью.

Ночевали в Саратове на той же спортивной базе, нас там встретили, как родных))

12.09

Дорога кажется бесконечной. Едем по 300 км, осанавливаемся на перекуры раз в полтора часа. Стемнело где-то под Уфой. Второй водитель принял решение ехать до дома без остановок. По расчетам навигатора в Екатеринбурге будем рано утром. Ну что же, нас это вполне устраивает, но все очень устали. Спать в машине все-таки очень неудобно, нет возможности опустить переднее сидение до конца, потому что сзади пассажиры. Кое-как поспала, села за руль уже под Челябинском. Челябинская трасса кажется родной.

13.09

6.30 утра. Мы дома!!! Теперь в душ и спать.

Приключение удалось! За исключением моего недомогания на обратной дороге, все были здоровы и счастливы.

Комментирует педиатр Алла Щербакова: Многие родители во время отпуска, во время путешествий, особенно в дальние теплые страны, да еще и с маленькими детьми, очень боятся заболеваний. Эти болезни путешественников часто называются акклиматизация.

Если прицельно рассматривать каждый случай заболевания детей на отдыхе, практически у всех детей отмечается снижение самочувствия, поднимается температура, рвота, кишечные расстройства. Но это все признаки острой вирусной, или респираторной, или кишечной инфекции. У маленького ребенка с незрелым иммунитетом риск перенести вирусную инфекцию в чужой стране с чужой микрофлорой выше, чем у взрослых.

И оказывается, что эта акклиматизация на деле оказывается вирусной инфекцией. И дети с акклиматизацией часто нуждаются в противовирусном лечении.

Регион Кавказ, в котором находится Абхазия, эндемичен по кишечным инфекциям, полиомиелиту, вирусному гепатиту А. И путешествовать в Сочи с непривитым ребенком значит, подвергать ребенка риску перенести опасную болезнь.

Спонсор публикации фармацевтическая компания Ферон,

производитель лекарственного препарата Виферон.