В наше время мамы, имеющие под рукой разнообразные средства информации, знают и понимают очень многое. Когда я собиралась отдавать своего малыша в мини-садик, я была подкована и учитывала множество факторов. Но всё же какие-то моменты ускользнули от внимания, сработал также закон «хорошая мыслЯ приходит опослЯ.» Моя статья не является прямым руководством к действию. Я лишь постаралась систематизировать свой опыт в этом вопросе и изложить его, чтобы помочь другим мамам пройти той же дорогой немного легче.
Говоря про адаптацию ребёнка в детском саду, мы подразумеваем два вида адаптации: физиологическую (здоровье и иммунитет) и психологическую (чувства, эмоции, поведение).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
Адаптация физиологическая — совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды.
(Большая Советская энциклопедия)
Начиная посещать садик, часто дети в скором времени заболевают. На мой взгляд, на это есть две причины:
- Ребёнок попадает в новую среду обитания, которая требует от его организма нового (подходящего) иммунитета.
- Малыш получает много новых впечатлений, его знания о мире проходят корректировку (например, раньше он думал, что мама всегда будет рядом, оказывается, мама может его оставлять на какое-то время). Для того чтобы все новые знания уложились в голове и стали частью его «Я», иногда требуется, чтобы они прошли через тело.
Способы профилактики: Как показывает мой личный опыт, не заболеть, начиная посещать садик, практически невозможно (мой малыш до сих пор находится на ГВ, и за полтора года его жизни он ни разу не болел, тем не менее, адаптация у него всё равно была). Но можно помочь детскому организму справиться с болезнью быстрее и с меньшими потерями.
- Закаливание. Есть разные методики разной интенсивности, но даже воздушные ванны и хождение босиком тоже очень действенны.
- Приём противовирусных и иммуномоделирующих препаратов. Подобные препараты являются гомеопатическими, но выпускаются в разных формах (настойки с содержанием спирта и сладкие гранулы). Последние гораздо легче давать маленьким детям, растворив их в воде, нежели спиртовые.
- Применение Оксолиновой мази. Действующим веществом мази является оксолин, обладающий антивирусной активностью в отношении вируса гриппа и вируса герпеса простого.
- Промывание носика ребёнка растворами морской воды типа Аквалор, Аква-марис, Мореназал. Микроэлементы, входящие в состав этих средств усиливают сопротивляемость слизистой оболочки носа к болезнетворным бактериям и вирусам.
Если всё же малыш заболел:
- Вызвать врача на дом. На раннем этапе заболевания очень важно диагностировать, является ли оно банальной простудой или же вирусной инфекцией. Методы лечения, естественно, будут различаться.
- До приезда врача (это может быть несколько дней, например, ребёнок заболел в субботу, а врач придёт только в понедельник) надо начать принимать противовирусные и иммуномоделирующие препараты, чтобы поддержать иммунитет в его борьбе с болезнью.
- Если температура не превышает 38 градусов, НЕ пытаться её сбить. Сбивая температуру, мы лишь мешаем иммунитету побороть болезнь, затягивая её продолжительность.
- Давать ребёнку много питья – чистой воды, отвар ромашки, которая обладает антисептическим действием.
- Если у ребёнка температура, не следует проводить никакие прогревающие процедуры.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ
Адаптация психологическая — приспособление человека к существующим в обществе требованиям и критериям оценки за счет присвоения норм и ценностей данного общества.
(Психологический словарь)
- На мой взгляд, самым важным фактором успеха является ровный уверенный настрой мамы, потому что малыш «читает» мир по маме. Если она испугана и взволнована, когда ведёт его в садик, разве может маленький ожидать там чего-то положительного?
- Чтобы мама могла быть спокойна за своё чадо, она должна быть уверенна в том учреждении, которое она выбрала. Не стесняйтесь разузнать про садик всё, познакомьтесь и пообщайтесь со всеми воспитателями и нянечками, которые будут ухаживать за вашим чадом, обсудите с ними все принципиальные для вас моменты, спросите рекомендации у родителей, чьи дети уже ходят в этот садик.
- На мой взгляд, нужно обязательно объяснять малышу, куда вы его ведёте, зачем, почему, чем он будет там заниматься, и когда вы за ним вернётесь. Неопределённость всегда доставляет дискомфорт, поэтому мы должны чётко обозначить ребёнку рамки (утром приходим в садик, ты остаёшься с ребятками и воспитателем, а вечером мама вернётся и заберёт тебя домой). Малыш должен понимать, что и когда происходит. Я не сторонник методов, когда ребёнка ведут в садик обманом, подкупом или когда мама остаётся с ним в садике на некоторое время, а потом незаметно исчезает. Всё вышеперечисленное выглядит для меня предательством, думаю, и для маленького человека тоже. Получив такой опыт, он станет меньше вам доверять.
- Даже здоровый и открытый по натуре малыш первое время противится садику. Почему это происходит? Потому что всё новое – это стресс.
Вспомните ваши первые попытки прокатиться на велосипеде. Вам было страшно, у вас был стресс. Потом вы усвоили навык, и вам понравилось. Вспомните, как вы первый день шли на работу. Вам было страшно, у вас был стресс. В последствии, возможно, эта работа стала для вас любимой, да ещё и зарплату платят!
- Формирование привычки происходит за 21 день. Это аксиома. Через три недели малыш привыкнет к новой среде обитания, новому окружению, новому распорядку дня. И по утрам, вместо того, чтобы устраивать истерики, он сам (по собственному выбору) пойдёт в группу к своим друзьям. Это обязательно произойдёт, только надо подождать время и верить в это так же, как верите в то, что если включить чайник, вода в нём в скором времени закипит.
- Часто мамы переживают насчёт готовности ребёнка к садику. Я имею в виду навыки и умения, которыми владеет/не владеет малыш (ходить на горшок, чётко попадать ложкой в рот, самостоятельно засыпать, одеваться и пр.) Из всех переживаний, связанных с садиком считаю это самым пустым. Дети в разы быстрее учатся всему в коллективе, в то время как дома уходят месяцы, чтобы закрепить какой-нибудь навык.
Этот вопрос сродни изучению иностранного языка. Почувствуйте разницу: вы занимаетесь в классе с преподавателем или же едете, пусть даже с минимальным словарным запасом, в страну языка. В итоге, разница будет колоссальной! Садик и коллектив играют для ребёнка роль страны языка.
- Особое внимание хотелось бы уделить времени после садика, вечеру. Первое время малыш будет утомляться от новых впечатлений и их интенсивности, ему также пока не привычно проводить долгое время без мамы. Поэтому вечером задача родителей уделить ему максимум внимания, дать ему всю любовь и нежность, которая накопилась в сердце за день (не жалеть ребёнка и не испытывать угрызений совести, что вы его оставляете в садике!), а просто любить, потому что любите.
- Какие бы причины ни побудили вас отдать ребёнка в садик, помните: успех или неуспех любого начинания зависит от нашего отношения и позиции, которую мы выбираем для себя и, соответственно, нашего ребёнка:
- Позиция жертвы: от меня ничего не зависит, всё плохо, приходится выходить на работу, бедный мой ребёночек, как он там будет без мамы, как же всё плохооооо…
- Позиция лидера: я давала, даю, и буду давать ребёнку достаточно любви и тепла, но я хочу ещё и реализовывать себя, как личность. Мой малыш в детском саду получит новые позитивные впечатления, научится самостоятельности, овладеет новыми навыками, найдёт себе друзей! Просто пришло время немного изменить распорядок нашей жизни. Я уверенна в том, садике, куда веду своего ребёнка, поэтому делаю это со спокойной уверенностью.
Выбор всегда за вами!
Желаю всем мамам и малышам успехов во всех начинаниях!