Автокресла. U-интервью с инспектором отделения технического надзора ГИБДД

«Не отказывайте своему ребёнку в праве на безопасность» — на вопросы пользователей портала shkolnikoff.ru отвечает старший инспектор отделения технического надзора ГИБДД города Екатеринбурга подполковник милиции Александр Геннадьевич Крюков.

Прежде, чем обратиться с вопросами к автоинспектору, давайте заглянем в законодательство. Вот как выглядит пункт Правил дорожного движения, касающийся перевозки детей, после вступления в силу изменений с 2007-го года:

«22.9. Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.

Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».

Почему же только сейчас о выполнении этого пункта Правил водители забеспокоились так серьёзно? Вероятно, всё объясняется денежными соображениями – с января 2008-го года каждый не пристёгнутый пассажир на заднем сидении автомобиля обойдётся водителю в 500 рублей, раньше штраф составлял 100 рублей. В течение прошлого года водители нередко пренебрегали этим пунктом правил.

Итак, первый вопрос к старшему инспектору отделения технического надзора ГИБДД Екатеринбурга Александру Крюкову:

— Как вы перевозите собственных детей?

— Моему сыну 14 лет, и он уже может ездить, где хочет, в том числе и на переднем сидении.

— А раньше как возили?

— Он ездил, пристёгнутый большим ремнём, на заднем сидении. Когда был маленький, мы подкладывали под него подушку. Но я напомню, что раньше у нас и не было практики привлечения водителей к ответственности за перевозку непристёгнутых пассажиров на заднем сидении – пока это не обозначили отдельно в ПДД, у нас штрафовали только за непристёгнутого пассажира впереди. Детей же возили на заднем сидении без всяких вопросов.

Но почему тогда с 2007-го ввели детские автокресла в обязательном порядке? Наверное, на основании статистики или краш-тестов?

— Конечно, в первую очередь статистика – в нашем городе, как и по всей стране, с каждым годом увеличивается число детей-пассажиров пострадавших в ДТП. Количество транспортных средств растёт, увеличивается интенсивность движения и число участников движения. Да и любой здравомыслящий человек понимает: ребёнок имеет такое же право находиться в салоне автомобиля в безопасности, как и взрослый. Посудите: если сам взрослый пристёгивается, почему он должен отказывать в этом праве своему ребёнку?

— Самый распространённый вопрос среди участников Интернет-портала shkolnikoff.ru: раньше все спокойно возили детей на руках у взрослых, и это считалось безопасным…

— Безопасность такой практики не подтверждается. Более того, анализ дорожных аварий показывает обратное: ребёнок на руках у взрослого не просто не защищён, он подвергается даже бОльшему риску. Если просто мать несёт ребёнка по улице на руках – может быть это и безопасно, но не забывайте: в момент аварии при резком ударе вес человека увеличивается в разы. В ДТП мать и себя-то не может удержать – она разбивает стекло головой – если не пристёгнута. А что будет с ребёнком, которого она держит на руках? При таких условиях она, может быть, его и удержит, но что будет с самим ребёнком? Она его просто раздавит своим весом.

— Получается, что и рюкзак-кенгуру, и слинг – как устройства надёжного прикрепления младенца к телу родителя – не просто не дают надёжной защиты в момент аварии, а даже могут стать источником опасности для ребёнка… современные родители часто используют такие переноски в том числе и в машинах. Мама пристёгивается сама, и уже поверх ремня безопасности надевает на себя рюкзак кенгуру …

— Всё равно, ситуация не меняется: ремень безопасности не намертво фиксирует пассажира – есть доля слабины, чтобы погасить удар. И на какое-то расстояние даже пристёгнутый пассажир перемещается при резком ударе. Мать может ушибить ребёнка о спинку переднего кресла.

— Родители часто задают этот вопрос: какое место в автомобиле самое безопасное? И где в салоне безопаснее всего устанавливать детское кресло?

— Это зависит от характера ДТП – смотря куда пришёлся удар. По статистике – справа, за пассажиром сидеть безопаснее. Наиболее опасными являются лобовые столкновения — в таких авариях чаще страдает левая сторона автомобиля. А если удар придётся в правый бок? Тогда опасности подвергается, наоборот, правая сторона. Возможны разные ДТП… Очень опасное место для ребенка, когда он стоит возле заднего сидения выглядывая в промежуток передних сидений.

— Может быть, вам известно, автопроизводители не собираются взять заботу о детских автокреслах на себя? Как было бы удобно родителям: покупаешь машину, а в ней есть или специально монтирующееся устройство для удержания ребёнка, или ремень безопасности можно регулировать под ребёнка…

— Это уже отчасти делается. Например, на некоторых новых моделях отечественных автомобилей уже регулируется высота лямки ремня безопасности. Но всё равно, ремни безопасности рассчитаны на взрослого пассажира. Промышленность выпускает отдельные приспособления, предусмотрены разные варианты для пристёгивания ребёнка штатным ремнём. Есть адаптеры для ремня – они защитят большого ребёнка в случае аварии, не дадут ремню удушить или иначе травмировать его. Есть специальные подушки, которые подкладывают под ребёнка – также, чтобы он не травмировался ремнём. Ну и конечно, собственно детские автокресла.. Устройство нужно подбирать по возрасту, весу и росту ребёнка, исходя из индивидуальных особенностей и таким образом, чтобы оно обеспечивало ему безопасность.

— Ещё один вопрос с форума: почему в правилах такая обтекаемая формулировка: «специальные детские удерживающие устройства»? Не даёт ли такая формулировка повод подойти к решению вопроса чересчур формально? Ведь в принципе, этими словами можно назвать что угодно…

— Приспособлений для удержания ребёнка множество. Эта формулировка позволяет охватить широкий спектр всех возможных устройств. Сегодня это – детское кресло, завтра промышленность придумает что-то новое. Не будем же мы каждый раз переписывать правила, чтобы отразить в них новое изобретение. Важно, чтоб этот элемент имел сертификат качества и соответствовал требованиям безопасности. Кроме того, он должен подходить конкретному ребёнку по росту и весу. Ведь некоторые дети и в 10-11 лет могут быть выше своих родителей.

— Да! Например, моему сыну как раз 10 лет. Он не то, чтобы выше меня, но по росту (152 см) он уже не подходит под детский стандарт. Автокресла предусмотрены для детей ростом до 150 см. И что нам купить для него?

— На заднем сидении вы уже можете пристёгивать его взрослым ремнём, без всяких специальных устройств, но на переднем сидении он не должен сидеть до 12 лет.

— А эта подушка — бустер? Формально же это является детским удерживающим устройством? Можно его посадить на эту подушку вперёд и пристегнуть штатным ремнём?

— Нет, нельзя. В правилах указано, что дети до 12 лет не имеют права находиться на переднем сидении без детского удерживающего устройства, какого бы роста эти дети ни были. Подушка-бустер не является удерживающим устройством – она лишь позволяет пристегнуть ребёнка штатным ремнём безопасности и при этом не причинить ребёнку вреда. Да и зачем вам обязательно усаживать его на переднее сидение? Ведь это самое опасное место в автомобиле! Ни к чему рисковать. Пусть ребёнок едет сзади. Малыша, пока он в кресло умещается, можно держать на переднем сидении в кресле, под присмотром водителя. Но когда он постарше, получается ему разрешено только назад, и так до 12-ти лет.

— Если мама в машине с ребёнком одна – как быть? В инструкции к детским автокреслам часто говорится, что ребёнок должен ехать на заднем сидении в обязательном присутствии взрослого. А что на этот счёт сказано в правилах и карается ли это штрафом, если мама едет одна, и ребёнок сзади в кресле сидит один?

— Если он пристёгнут сзади в автокресле в соответствии с правилами, это не наказуемо. То, что нельзя одного без присмотра… Возможно, производители автокресел здесь имеют ввиду, что нельзя оставлять ребёнка одного в машине, если в салоне вообще никого нет (мама, например, ушла за покупками). Но в правилах говорится, что если ребёнок пристёгнут надёжно сзади, он может ехать один на заднем сидении.

— Конструкция некоторых автокресел предусматривает их установку спиной по ходу движения автомобиля. Это не запрещено?

— Всё зависит от конструкции кресел. Если есть возможность крепить его спинкой вперёд – на заднем сидении или на переднем — можно устанавливать и так, это не является нарушением правил. Повторю: главное – это чтобы кресло обеспечивало безопасность ребёнка. Но здесь нужно обратить внимание вот на какой момент. Сейчас почти все автомобили оборудуются подушками безопасности, и при ударе она может травмировать ребёнка. Есть, впрочем, автомобили с отключаемой подушкой безопасности – вы устанавливаете детское кресло спиной вперёд на переднем сидении и отключаете подушку безопасности.

— В правилах дорожного движения (в таблице штрафов) я не нашла отдельной строки «за перевозку ребёнка без удерживающего устройства». Родители на форуме часто спрашивают: к чему относится это нарушение и сколько составляет сумма штрафа?

— Здесь действует пункт правил, согласно которому все пассажиры транспортных средств, оборудованных ремнями безопасности, должны быть пристёгнуты. Неважно, впереди они едут или сзади. Не пристёгнутый ребёнок или не пристёгнутый взрослый – штраф составит 500 рублей. Если же ваш ребёнок, которому нет 12-ти лет, едет на переднем сидении, скажем, на подушке-бустере, то формально он пристёгнут. Но здесь другое — нарушение правил перевозки детей. За это налагается штраф в 100 рублей.

— Участников форума ю-мама волнует вопрос в связи с ездой на дальние расстояния. В пути ребёнок может устать и ляжет спать на заднем сидении. Что делать родителям? Останавливаться и ждать три часа, пока ребёнок выспится?

— Здесь ответ однозначный: если ребёнок не может находиться в кресле, вы не можете ехать. Либо стойте и ждите, либо нужно выбрать другой вид транспорта.

— Ну а если родители едут со спящим ребёнком в машине, как это говорится, «с особой осторожностью»?

— Вы, конечно, можете думать, что вы едете с осторожностью, но те, кто попадутся вам на встречу, вполне возможно могут ехать с очень большой скоростью и при столкновении ваши 30-40 км/ч прибавятся к его 100, и получится удар очень большой силы.

— Вопрос от владелицы машины. У женщины ребёнок 10 лет, и она утверждает, что в её автомобиле штатные ремни безопасности отсутствуют. Она спрашивает: можно ли ей в этом случае сажать ребёнка вперёд на подушку? Или возить сзади не пристёгнутого …

— Как правило, автомобили выпускаются с ремнями на все сидения. В случае этой женщины, я думаю, прежние владельцы самовольно демонтировали ремни безопасности, либо завод-изготовитель недоукомплектовал. Но даже автомобили, которые выпускались ранее, имели места крепления, куда можно установить ремни – нужно проверить, есть ли эта возможность. Если же отсутствует даже сама возможность установки ремней (а такое бывает на машинах моделей более чем 30-ти летней давности, например, Волга или Москвичи старые), итак, если ремней нет, значит, ребёнка не пристёгивают. Он едет обязательно на заднем сидении, ни в коем случае не впереди. Здесь законодатели пошли навстречу автовладельцам: люди купили этот автомобиль, его долго эксплуатировали, и что им остаётся делать? К тому же, число таких автомобилей очень невелико и вероятность, что ребёнок попадёт в ДТП в такой машине, крайне мала. Точно также, как вы едете в общественно транспорте, никто не заставляет там вас пристёгиваться.

— А действительно, как в правилах объясняется то, что в общественном транспорте можно не пристёгиваться?

— Здесь опять законодатель опирался на здравый смысл при составлении этого пункта правил. Автобусы, трамваи, троллейбусы у нас предназначены для использования в городском режиме. Маршруты и места их остановок оговариваются, в городе средняя эксплуатационная скорость того же автобуса – 18 км/ч. (с учётом всех остановок и светофоров). И даже если происходят какие-то ДТП, то на малых скоростях риск травмы невелик. С другой стороны у нас регистрируются ДТП без столкновений, но с пострадавшими пассажирами: например, пожилой человек плохо держится за поручень, при резком манёвре упал, ударился – у нас это регистрируется как ДТП и мы рассматриваем, чья здесь вина: водитель неаккуратно вёл ТС или пассажир не держался за поручни.

— Больной вопрос для наших родителей — такси. Они часто жалуются, что такси в Екатеринбурге не оборудованы детскими автокреслами. Вот случай из моей жизни: я вызываю такси, чтобы уехать с тремя детьми. Мне говорят: «у нас кресел нет, если остановят – вы будете платить». Это правомерно? И чья забота – детские кресла в такой ситуации?

— Заботиться об установке детских автокресел в машину, конечно же, должен её владелец. За всё, что происходит в его машине, несёт ответственность он сам. И именно водитель должен позаботиться, чтобы все его пассажиры были пристёгнуты надлежащим образом, независимо от возраста и роста. Ну, а родители должны тоже побеспокоиться заранее. Обращаясь в такси уточните, что вы будете с ребёнком – пусть вам пришлют подходящую машину либо с адаптером для ремня, либо с подушкой, либо с креслом…

— Но в любом случае родитель не должен таскать кресло с собой?

— Нет конечно. Сложно себе представить, как родители идут в такси с креслом, из такси с креслом… Естественно, это неудобно. Рынок развивается достаточно гибко, и вскоре таксисты я думаю, предложат такую услугу повсеместно.

— На сайте был задан вопрос об организованной перевозке группы детей. Например, родители хотят отправиться с классом в театр. Не закупать же им 30 автокресел для своих первоклассников?

— Как и в предыдущем случае, здесь тоже ответственность за безопасность детей в салоне ложится на владельца транспортного средства. У нас есть специальные автобусы для перевозки детей, где установлены детские поясные ремни. Если перевозить детей, например, за город организованно в таком автобусе, то никакие кресла не нужны.

— Но не у всех фирм есть специальные детские автобусы!

— Да, это действительно, невыгодно перевозчику – содержать детский автобус, который будет эксплуатироваться два-три раза в год. И именно поэтому допускается перевозка детей в крупногабаритных, «взрослых» автобусах. Перевозка группы детей – это очень ответственное мероприятие, к нему предъявляются повышенные требования безопасности. В частности, если вы везёте детей в тот же театр, ваш перевозчик обязан согласовать маршрут следования автобуса в ГАИ, перед выходом на линию водитель и машина проходят освидетельствование, у каждой двери в салоне должен находиться взрослый плюс ещё один старший по салону. Сам автобус должен обозначаться опознавательными знаками, а если автобусов три и более, то это уже колонна, и при такой перевозке детей выделяется для сопровождения машина ГАИ. Есть и другие требования, призванные обеспечить безопасность детей.

— Это так сложно! На что прежде всего должны обратить внимание родители?

— Профессионально занимающиеся детскими перевозками фирмы знают все эти тонкости. Если вам предлагают перевозку детей автобусами малого класса, это говорит о непрофессионализме перевозчика – мы такие поездки не согласуем. Нельзя перевозить детей в таких автобусах.

— Уточните, какие это автобусы?

— ГАЗели, Форды.

— А ПАЗы? Они часто используются дл детских перевозок.

— ПАЗы разрешены, это среднего класса автобус.

— А почему ограничение по размеру автобуса?

— Чем больше транспортное средство, тем выше безопасность. Вообще, чем крупнее машина, тем сложнее её повредить таким образом, чтобы люди были травмированы. Если маленькая машинка, то её повредить проще – жизненного пространства меньше.

— Про ГАЗели – отдельный вопрос. Они показали себя как аварийный транспорт, но, тем не менее, они повсеместно используются на коммерческих маршрутах, и родители нередко перемещаются вместе с детьми по городу в маршрутках…

— Мы пытались ограничить число ГАЗелей. Но это пока вопрос спорный. С одной стороны, есть основания для запрета, но перевозчики приводят свои обоснования необходимости ГАЗелей. А в спорных случаях закон трактуется в пользу нарушителя. Если мы не можем доказать, что ГАЗель – опасный вид транспорта, мы запретить его не можем.

— Но ведь и статистика есть, причём, довольно красноречивая! Сколько аварий происходит с участием газелей!

— Они наиболее опасны при нарушении правил, но если правила соблюдены…

— Почему же тогда именно водителей ГАЗелей чаще других винят в нарушении правил?

— Этому тоже есть объяснение. Если у нас муниципальный транспорт движется по установленным графикам, ему некуда торопиться. А у водитель ГАЗели, чем больше пассажиров успеет за день перевезти, тем больше заработает. Вот они и спешат. Та же заинтересованность у водителя ГАЗели и на междугородних маршрутах. Но в городском режиме ГАЗель более или менее обеспечивает безопасность. Но, конечно, она не подходит для перевозки детей. Я бы не советовал с ребёнком садиться в маршрутку не только за городом, даже в городе. Если есть выбор – подождите автобус большого класса или садитесь на трамвай-троллейбус.

Помните, вы возите своих детей! Как говорится, сэкономишь время и деньги, потом 10 раз пожалеешь.

Читайте первую часть трилогии об автокреслах

расскажет, как выбрать автокресло!

На фото ю-детки, для которых слова ‘автомобиль’, ‘автокресло’ и ‘ПДД’ — не пустой звук. Благодарим их мам: Кружинская-в-танце, lyolyka ™, Emma, оптимистка :), Ласто4ка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: