«Бамба-каррррррамба»: новая программа в екатеринбургском цирке!

Акробаты под куполом, уникальные номера на шестах, предел возможностей человека и животных! Кошки жонглируют огнём, медведи ходят по канату, козы играют в футбол, серый волк ловит тарелки… Екатерина Крушинская с сыном Данилой побывали на представлении, проникли за кулисы и пообщались с артистами!

Акробаты!..

«Мама, получается, что если эта артистка Муся – Принцесса Цирка, значит её папа – Король Цирка, да?» — взволнованно шепчет мой Данила, пока мы поднимаемся по ступенькам в гримёрку народного артиста России, акробата, автора и исполнителя уникального номера на першах Алексея Сарача. В свои шесть лет мой Данил уже подумывает о карьере циркового акробата. Сын ответственно готовился к представлению: нарисовал рисунок, где акробаты стоят на шестах под куполом цирка, и сам исполнил дарственную надпись нетвёрдыми буквами. Вручить свой подарок Даня решил Алексею Сарачу лично в руки.

Дочь Алексея Ефимовича Мария Сарач выступает вместе с отцом в составе группы «Эквилибристы-рекордсмены», лауреата международных конкурсов, показывающей уникальный трюк — «тройной баланс». Во время исполнения этого номера Маша стоит под куполом цирка на одной руке, держась за верхушку металлического шеста (перша), этот шест держит на лбу её отец, стоящий в свою очередь на другом таком же шесте, а тот шест удерживает на плечах третий артист.

Алексею Сарачу – 65 лет, и он по-прежнему сам выходит на манеж. Свою дочь он ласково называет Мусей. Она заканчивает факультет иностранных языков в Москве, учится на «отлично», что, впрочем, не помешало ей в возрасте 15 лет завоевать титул «Принцесса Цирка» на Всероссийском конкурсе красоты среди цирковых артисток в 2005 году. С Машей мы познакомились двумя днями раньше, на пресс-конференции по случаю начала в Екатеринбургском цирке новой программы «Бамба-Карамба»…

Принцесса Цирка!..

Красавица Маша Сарач выступает во втором отделении программы с сольным акробатическим номером, с которым она победила во всероссийском конкурсе. Словно гуттаперчевая, «Принцесса Цирка» вытворяет со своим телом совершеннейшие чудеса! Она складывается в замысловатые позы, в каком-то нереальном прогибе назад она буквально закручивается в спираль и сначала ставит ноги себе на голову, а потом и усаживается на собственный затылок. Это надо видеть! Маша стоит сначала на двух руках, потом на одной, и наконец держится за подставку одними зубами. Вся эта текучая чёрно-белая графика исполняется под красивую джазовую музыку. Свою ретро-шляпку – маленькую, круглую – Маша, стоя на одной руке, ловко перекидывает с одной ноги на другую, а под конец сворачивается кольцом и надевает шляпу ногами себе на голову.

На пресс-конференции Маша рассказывала, что за свою жизнь она сменила более 50-ти школ – родители постоянно переезжали с гастролями по разным городам необъятной страны, и детям артистов довелось учиться всюду – от Владивостока до Москвы. Маша и двое её братьев буквально выросли в цирке, ведь и мать и отец – цирковые акробаты. В жизни Мария Сарач очень простая, милая, спокойная и человечная:

«…Я уже не могу представить свою жизнь без цирка, это дом родной. И хотя родители не настаивали, но лет в 10-11 я сама заявила, что хочу в цирк. Конечно, пришлось работать, мама меня растягивала, иногда через слёзы и через боль, но когда я в определённый момент решила, что цирк – это на всю жизнь, то поняла, что просто так всё это бросить, перечеркнуть было бы обидно. И на бенефисе по случаю папиного 60-го юбилея я впервые вышла на манеж как профессиональная артистка. Мой папа – безусловный авторитет для меня, но тем не менее, я стараюсь и сама проявить свою индивидуальность, придумываю сольные номера».

Собачки!..

В программе «Бамба-Карамба» участвует и другая цирковая династия – дрессировщики Юрий и Алёна Сосины. Юрий Сосин – народный артист России, выходит на сцену в образе добродушного белокурого клоуна, выводя собачек, белых и пушистых, как облака. Его дочь, Алёна – высокая красавица блондинка – не только дрессировщица, но и акробатка: в один из моментов она, балансируя на двух ножках стула, удерживает на себе трёх белоснежных шпицев. Всё выступление с собачками в прямом смысле слова доброе и пушистое – чувствуется, что дрессировщики действительно добры со своими пушистыми артистами. Юрий Сосин поделился на пресс-конференции секретами своего мастерства:

«Животные очень волнуются, когда приезжают в новый город. В репетиции они всё делают хорошо, а на представлении какой-то страх появляется, и я их подбадриваю. А пёсики у меня, конечно, породы редкой – шпицев всё меньше становится в цирке. С нами выступают также лайки, далматинец и бобтейл. Трюк, где моя дочка балансирует на двух ножках стула и удерживает трёх собак, ещё мой папа придумал. А вообще если подсчитать, нашей династии – сто с лишним лет, наша семейная история идёт ещё из «Цирка Чинизелли». Мои предки — кто клоуном работал, кто акробатом, но первый номер с собаками сделал мой прапрадедушка».

Я не могла не спросить наследника столетней династии о судьбе детей цирковых артистов – как она складывается и возможно ли, чтобы ребёнок циркачей не посвятил себя цирку, а ушёл в другую область?

«Тут конечно нет никакого принуждения, — сказал Юрий Сосин. — Дети сами делают выбор. Но они с нами с детства в цирке – на репетициях, на гастролях, за кулисами, буквально с пелёнок… Я сам также вырос в цирке. И когда мои собственные дети подрастали, они тоже постоянно находились здесь. Мы старались присматриваться – какие у них склонности: кого-то тянет в дрессуру, у кого-то способности к акробатике – есть из чего выбрать… И уже развиваешь в ребёнке тот талант, который в нём есть».

Цирковые миниатюры!

Вполне возможно, что и внуки Юрия Сосина станут цирковыми артистами – его дочь Алёна уже в другом образе выступает в программе «Бамба-Карамба» с Михаилом Ивановым. Вместе они показывают акробатические мини-спектакли, нежные и удивительные. «Он и Она. Первая ночь» — так романтично называется одна из миниатюр. Алёна и Михаил перебрасывают друг другу мячи, балансируя каждый на своём велосипедном колесе, они надевают один плащ на двоих, они ссорятся, они мирятся, они обнимаются и целуются… Чем не отношения двух влюблённых, вечно жонглирующих, вечно балансирующих на грани?..

И просто удовольствие любоваться этой парой в другом акробатическом номере – здесь один на двоих велосипед и несколько обручей, и тут тоже разыгрывается целое действо. Мужчина и женщина то приближаются, то отдаляются, захватывают друг друга в плен, расстаются и встречаются снова. Так течёт любовь…

Медведи-канатоходцы!..

Вся программа «Бамба-Карамба» — сплошь состоит из уникальных трюков и создаётся удивительными личностями (как людьми, так и животными)! А то, что цирковые звери – личности, это без сомнения. Медведи например не уступают в ловкости и сосредоточенности самым удалым канатоходцам в русских костюмах (и канатоходицам в ярких кокошниках).

Художественный руководитель программы «Бамба-Карамба» и руководитель аттракциона с медведями «Русские забавы» заслуженный артист России Александр Иванов показывает два уникальных номера, ни один из которых до сих пор никто не сумел повторить. В одном из этих чудо-номеров Иванов сам проходит по канату, балансируя с шестом, и подбрасывая лбом мяч. В другом поистине необыкновенном трюке дрессированные медведи идут по канату не хуже людей. Удивительно то, с какой ответственностью животные выходят на арену: без поводка и без страховки (правда, в наморднике) медведица Маша подходит к столбу, самостоятельно карабкается на него и начинает идти по канату, держась за него четырьмя лапами. Вид у неё серьёзный, она идёт легко и деловито. Спускается – получает лакомство из рук дрессировщика и также сосредоточенно уходит за кулисы. Как рассказала Александр Иванов, номер с медведями-канатоходцами более 30-ти лет придумал и впервые показал его отец Михаил Иванов, и с тех пор никому в мире повторить этот номер не удаётся:

«…В цирке так заведено: если ты придумал номер, ты сначала должен предоставить его описание в компанию РосГосЦирк, где все номера проходят утверждение. И в 1978 году нам сказали там: «Никогда ваш медведь не сможет ходить по канату!» — но мы с отцом были настойчивы, пришлось отстаивать этот номер, и вот вы видите медведя на канате на высоте 5 метров…

…На канате у нас работают две медведицы – Маша (она более опытная и работает без страховки) и Катя (она пока волнуется, и мы выпускаем её со страховкой). Мы даём им человеческие имена – Настенька, Даша, Юля, Ваня. Потому что это наши партнёры, и у них нет звериных кличек…

…Отношение к животным в цирке в последнее время становится другим, и это общемировая тенденция: дрессировщики уже поняли, что бесполезно применять к животному насилие. Мы стараемся работать с нашими медведями так, чтобы они чувствовали себя равноправными партнёрами с артистами. Ведь они точно также работают, как и мы. Они прекрасно чувствуют интонацию – одобрение или строгость».

И когда публика обрушивает на артистов аплодисменты, я задумываюсь: кому мы сейчас аплодируем? Таланту дрессировщика, ловкости и бесстрашию дикого зверя или и тому и другому? Под конец номера с медведями артисты дают круг по арене, размахивая огромным красно-бело-синим флагом с изображением медвежьей головы и надписью «Российский цирк». На пресс-конференции Александр Иванов подчеркнул, что всякие политические ассоциации здесь неуместны:

«…Этот номер мы возим за границу, и там нас всегда просят показать что-то в российском, русском стиле. Вы видите – артисты в русских костюмах, звучит русская народная музыка… А тем более, в этом году так совпало, что в вашем городе проходит саммит ШОС, и мы приехали. Нам будет приятно, если какие-то зарубежные гости будут заходить в эти дни в цирк и увидят наши «Русские забавы». Но какого-то особенного, политического подтекста здесь искать не нужно. Весь мировой цирк – вне политики!»

Ахтунг! Козы и… волки!!!

Медведи в цирке встречаются чаще, чем все другие звери. С незапамятных времён по ярмаркам на потеху публике водили именно медведей. Медведи очень хорошо поддаются дрессировке. С гораздо большим трудом можно представить в цирке козу, но вот чтобы кому-то удавалось приручить волка для цирковых нужд – об этом лично мне прежде слышать не приходилось!

Галина и Владимир Ташкогло показывают стилизованный сельскохозяйственный номер, во время которого на арене разворачивается целое драматическое действо с участием волка и коз. Козы, конечно, демонстрируют просто небывалую сообразительность для парнокопытных! Они устраивают показательные турниры, ходят по жёрдочке, носят в зубах (!) предметы, прыгают через барьер, танцуют на задних ногах, бодают шарик (умудряясь не проколоть его рогами), а маленькие козочки даже ходят рядом с дрессировщицей, отираясь о её ноги, как самые настоящие кошки! Козы работают (а как ещё сказать?) без поводка, без страховки – видно, что такие забавы им очень даже по душе. А вот волк – это, конечно, совсем другое дело. Его ненадолго выводят в наморднике и на поводке – но и этого достаточно, чтобы публика ахнула: он выглядит готовым сорваться в зал, но под конец начинает ловить зубами летающие тарелки, совсем как обычный пёс.

Свечи и полёт под куполом без страховки!..

В детстве я больше любила смотреть на цирковых животных. Ну и немножко – на клоунов. А вот цирковая акробатика была мне не совсем понятна: подумаешь, какие чудеса вытворяют со своим телом… Теперь я начинаю постепенно понимать этот странный драйв. Словно балансируя по лезвию бритвы, акробаты демонстрируют нам предел возможностей человеческого тела и духа. Не зря в антракте публике предлагается «почувствовать себя под куполом цирка»: для всех желающих за 200 рублей доступен этот аттракцион. Ты усаживаешься в комфортные качели и тебя, надёжно пристёгнутого, удобно сидящего, относительно невысоко поднимают в воздух. И в этот момент ты понимаешь, каково им находиться там, гораздо выше – и не то, что без качелей, но и порой вообще безо всяких приспособлений.

Руководитель аттракциона «Воздушный полёт» Николай Акилов:

«Цирк – это уникальное заведение, где люди показывают предел человеческих возможностей. Цирк был бы неинтересен, если бы артисты показывали то, что может каждый. Стаж циркового артиста – небольшой: после 30-ти лет ты уже имеешь право выходить на пенсию, потому что работа действительно трудная, суставы изнашиваются, начинаешь нехорошо себя чувствовать… Но многие остаются в цирке до конца жизни и работают и после 30-ти лет».

Большое впечатление производит номер Марии Митяевой, которая крутит обручи в воздухе. Всё бы ничего, но страховка (трос, который обычно пристёгивают воздушным гимнастам на пояс) мешал бы ей крутить свои хула-хупы, да и номер со страховкой не выглядел бы и вполовину таким наглядным.

Номер начинается как настоящее шаманское действо: в полной темноте на арену выходят люди с зажжёнными свечами. Они танцуют, выписывая огнями замысловатые фигуры. И вот загорается свет – и одна из фигур, непринуждённо обхватив рукой матерчатую петлю, взлетает под самый купол, не забыв прихватить с собой несколько обручей. Сначала она просто висит на одной руке на самой вышине-вышине, а потом начинается крутить обручи, надевая их на себя один за другим. Всё это время снизу стоят по кругу её цирковые братья со свечами в руках – и это похоже на магическую огненную поддержку.

Кошки, играющие с огнём!..

Помните, чем Маугли одолел Шерхана? «Красный цветок» — вот чего боятся кошки. Дрессировщица Ольга Волжанина помогла кошке избавиться от этой слабости – ей удалось приучить кошку …играть с огнём! Её четвероногие артистки вытворяют самые разные чудеса, но самое поразительное – это жонглирование факелами. На вопрос – что это за необыкновенные кошки Ольга Волжанина ответила просто:

«Это самые обыкновенные киски, которые бегают по улице. Мы их находим, одного подобрали на гастролях в Сочи. Некоторых нам приносят в цирк, но это самые обычные кошки. Главное – это заметить то, к чему у кошки есть склонность, и начать это развивать. Здесь она играет».

Также в программе «Бамба-Карамба»:

Аттракцион «Воздушный полёт»!

Забавные клоуны, заигрывающие со зрителями!

И каучук в исполнении Юлии Чеглаковой!

Программа «Бамба-Карамба» будет идти в Екатеринбургском цирке до 5 июля.

Представления дают каждую среду в 11:00 и по выходным – в 11:00 и 15:00.

Это интересно: несколько фактов из жизни медведей

* В государственной компании «Росгосцирк» подумывают о том, чтобы прекратить приём заявок на номера с медведями. Эти животные заняты практически во всех цирковых программах, и удивить медведем в цирке трудно: мишки ездят на велосипедах, катаются на коньках, ходят по канату, играют в мяч… В «Росгосцирке» в шутку говорят: «мы утвердим новый номер с участием медведя только, если медведь сам выйдет к микрофону и начнёт декламировать Некрасова».

* Медведь очень коммуникабелен, но вместе с тем он очень опасный хищник. Он может на скаку догнать лошадь и сбить её с ног ударом лапы, он может ловить рыбу в проточной воде – у него молниеносная реакция, он очень быстро бегает и высоко лазает… Чтобы не провоцировать агрессивность у цирковых медведей, их стараются не кормить мясом, заменяя его на рыбу. Рацион косолапого артиста близок к человеческому, включает много овощей и рыбу.

* У медведя потрясающая реакция! Для одного из рекламных роликов потребовалось снять медведя, который ловит лапой рыбу в водопаде. Съёмочная группа запаслась форелью, медведя поставили к водопаду, привязали за заднюю лапу (чтобы не убежал), и начали съёмку. Но не успели ассистенты сбросить рыбу в водопад, как медведь её уже съел. Оператор заявил дрессировщику: «попросите вашего медведь ловить рыбу помедленнее, ведь его невозможно заснять!» Наконец, после пятой-шестой рыбы медведь насытился и стал ловить рыбу лениво – только тогда удалось отснять подходящий дубль.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: