Депрессия у взрослых и детей

Современная благополучная жизнь иногда поворачивается к нам своей теневой стороной, одаривая стрессами и депрессиями. Депрессии сегодня подвержены не только взрослые и подростки, но даже дети. Проявлений у этого недуга много, последствия печальные. Как распознать ранние симптомы депрессии и вовремя оказать помощь? Как депрессия проявляется у детей и подростков? И как предотвратить это неприятное состояние? Поговорим об этом с практикующим психологом Савран Ириной Сергеевной.

Досье: Савран Ирина Сергеевна, практикующий частный психолог. В 2009 году окончила Уральскую Государственную медицинскую академию (УГМА) по специальности Лечебное дело.

В 2010 году окончила интернатуру по специальности Врач-психиатр. В 2014 году — Южно-Российский Гуманитарный Институт (ЮРГИ) по курсу Проективные методы психодиагностики: тест Роршаха. В 2015 году — Уральский Государственный Федеральный Университет (УРФУ) по специальности Психолог-психоаналитик. Ирина Сергеевна является членом ассоциации ЕКПП (Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии), Вена, Австрия. Общий стаж работы в сфере психического здоровья 5 лет.

U-mama: Почему в последние годы мы все чаще слышим о депрессии?

И.С.: Согласно статистике, практически каждый второй человек нуждается в назначении антидепрессантов, и эта цифра, скорее всего, будет увеличиваться. Но далеко не каждый человек находит в себе силы обратиться к специалисту, это еще не заложено в нашем менталитете: когда люди слышат слово с приставкой психо- — психолог, психотерапевт, они очень сильно напрягаются, советская карающая психиатрия наложила свой отпечаток. Но бояться этого совершенно не нужно, потому что это возможность заявить о своих переживаниях, о своей боли и получить квалифицированную помощь, позаботиться о себе таким образом.

U-mama: А как в себе распознать признаки депрессии и понять, что пора обращаться за помощью?

И.С.: Это вопрос непростой как самодиагностировать депрессию. Прежде всего, нужно насторожиться, заметив у себя стабильно сниженное настроение, ощущение потери вкуса к жизни, потери смысла. Но часто у людей включается отрицание, такая психологическая защита. Человек не хочет замечать, что с ним произошли какие-то изменения, он может вытеснять это, отрицать и говорить, что с ним все хорошо. Чаще изменения замечают заботливые родственники, которые настаивают на том, чтобы человек обратился к специалисту за помощью. У детей и подростков это, конечно, родители, которые видят, что ребенок замкнулся в себе. Взрослому об этом могут сказать коллеги или родные, потому что на самом деле депрессивного человека видно.

U-mama: Как же заметить депрессию у близкого человека?

И.С.: Это потухший взгляд, человек ходит сам не свой, как в воду опущенный в нашем языке много выражений, описывающих депрессию. Человек может хуже следить за своим внешним видом, у него снижается продуктивность мышления, цепкость мышления, он подолгу и с трудом выполняет свои рабочие задачи, у него начинаются сложности с личным общением. И эти проблемы накапливаются, как снежный ком, порой человек обращается к специалисту довольно поздно, когда у него начались явные проблемы в личной жизни, на работе, и сам он уже дошел до средней или тяжелой степени депрессии, из которой его будет непросто вывести. Есть еще такое понятие субдепрессия. Это как бы депрессия, неглубокая степень, из этого состояния выйти достаточно легко. Я как специалист пользуюсь тестом Роршаха это проективная методика, которая позволяет выявить, есть ли у человека в данный момент депрессия, какова ее глубина, есть ли у человека какие-то скрытые суицидальные тенденции. К слову, это бывает характерно для подростков.

U-mama: Получается, депрессивный человек может размышлять о смерти тихо, не демонстрируя намерений и не привлекая к себе внимания?

И.С.: Совершенно верно. Когда у человека в депрессии появляются мысли о суициде, он, как правило, не говорит об этом, а идет и делает, и мы уже сталкиваемся со страшными последствиями. И бывают демонстративные попытки суицидов, когда человек сначала всем рассказывает об этом, может подбегать к окну или покупать разные таблетки, чтобы привлечь внимание. Но когда человек длительное время находится в очень тягостном ощущении депрессии, то это может привести к непоправимым последствиям, без всякой демонстративности. Важно вовремя это распознать и обратиться к специалисту.

U-mama: Есть ведь и другие тяжелые последствие депрессии: человек постепенно теряет связи с друзьями, теряет профессиональные навыки, привыкает к малоподвижному образу жизни, адаптируется ко всему этому, и потом ему очень трудно перестроиться

И.С.: Да, вы сейчас описываете картину тяжелой депрессии. С таким тяжелым состоянием в рамках психоаналитического кабинета сложно работать, с такими случаями я сталкивалась, когда работала в стационарах, в психиатрической клинике. Это очень тяжелые депрессии, которые требуют лечения медикаментами под надзором врача-психиатра и медицинского персонала, и из них очень трудно выводить человека. Потому что длинный депрессивный хвост, как правило, остается. Но если человек не одинок, если у него есть коллеги, родные, супруг или супруга, дети, то они замечают депрессивное состояние вовремя, и в этой ситуации, конечно же, необходимо обратиться к специалисту.

U-mama: Тогда возникает вопрос о том, как убедить близкого человека обратиться к специалисту? Ведь часто люди закрываются особенно мужчины, говорят, что у них все хорошо, пройдет само, и не трогайте меня.

И.С.: На самом деле, я часто сталкиваюсь с подобными вещами, это уже затрагивает тему семейной психотерапии. Нередко один супруг имеет более тонкое чутье и ощущает проблемы в отношениях, предлагает второму обратиться к специалисту, а второй все отрицает. И в любом случае, лучше мотивировать близкого на поход к специалисту без негатива, без нажима в духе с тобой что-то не так. Можно вспомнить, что профессия психолога направлена на развитие человека, и когда начинается развитие, то это отражается, как правило, на всех сферах его жизни: человек испытывает меньше тревоги и тратит меньше сил на борьбу с депрессией, а высвободившийся ресурс он начинает тратить на работу, отношения, продуктивность, начинается карьерный рост, другие достижения. Все это происходит естественным путем, человек сам делает этот выбор. Представьте цветок в горшочке: если мы будем его силой тянуть наверх, мы только повредим корневую систему, и растение погибнет. А если мы поливаем его, ухаживаем за ним, ставим на солнце, то потихоньку определенные изменения возникают, и мы видим растущий цветок или деревце. Так что мотивирующим фактором может быть вот это соображение психотерапия поможет успешной жизни. И близкие люди могут предлагать информацию такого рода, рассказывать о положительных примерах других людей. Надо искать мотивацию, чтобы человек пришел добровольно. Потому что я не могу помочь человеку, если он со мной не сотрудничает. Если он уходит в свои переживания, то он заключает коалицию со своим недугом, а мне важно, чтобы мой клиент заключил коалицию со мной и боролся против депрессии.

U-mama: Нужно, чтобы у человека появилась надежда на лучшую жизнь?

И.С.: Да, потому что надежда это двигатель психотерапии. Любой человек неважно с каким запросом и проблемой в психотерапию приходит с надеждой, что здесь ему помогут. И ожидания у большинства людей оправдываются, и изменения действительно наступают.

U-mama: А нужна ли помощь самим близким людям депрессивного человека? Ведь они могут находиться в тяжелой атмосфере и переживать за своего супруга или ребенка.

И.С.: Конечно, это идеальная ситуация, особенно если говорить о работе с детьми и подростками, то лучше всего, чтобы мама тоже ходила к психологу. С ребенком работает один психолог, а с мамой другой. Ведь в ходе работы у ребенка начинаются определенные изменения, он начинает учиться выражать свою агрессию, добиваться своего, начинает взрослеть. И, соответственно, у матери, которая связана с ребенком эмоционально, — тоже начинаются некоторые изменения, и для проработки этих изменений важно посещать психолога. На этом строится семейная психотерапия. В России в семейную терапию чаще приходит пара или мама с ребенком, а в Европе приводят еще бабушек, дедушек, дядей, кошечек, собачек. Может быть, и мы когда-нибудь до такого дойдем. Потому что работа с окружением это тоже очень важно. Ведь с психологом он занимается час-два в неделю, а в семье находится постоянно. Но если у семьи финансовые возможности не позволяют получать терапию всем вместе, то, когда я работаю с детьми или подростками, устраиваю еще и встречи с родителями по мере необходимости, проговариваю, что происходит с их ребенком, чтобы они реагировали на это спокойно. Например, если ребенок начал проявлять агрессию и перестал быть тихим и удобным то это означает, что он учится выражать свои проблемы и отрабатывать важные процессы, а не погружать их в тело и заболевать.

U-mama: Удивляет, что депрессии могут быть свойственны и детям тоже. Неужели это правда?

И.С.: Несомненно, детям тоже свойственны депрессивные переживания — переживания тоски, печали, грусти. И дети, к сожалению, не имеют такого огромного ресурса слов и способов, чтобы эти переживания выразить. Поэтому у детей чаще это выражено через телесные симптомы, они погружают свои переживания в тело и пытаются хоть как-то сбросить напряжение. Это могут быть тики, энурез, заикание, кошмары, детские страхи, гипервозбудимость, истерики, капризы, — через все это ребенок может выражать свои тягостные эмоции. И это не потому что он вредный ребенок, не слушается маму и хочет вывести ее на эмоции он это делает, потому что ему тяжело. А тело ребенка это не тело взрослого, ему нужно в этом теле как-то удержать весь адреналин и как-то его переработать. Поэтому в сомнительных ситуациях я бы предложила родителям проводить адекватную психодиагностику. При диагностике по методике Роршаха, которой я занимаюсь, ребенок может выдавать на стимульный материал очень много своих тревожных, депрессивных переживаний, и после анализа мы можем посмотреть, каков уровень его депрессии, откуда идут причины от хронического стресса или ситуационного, и можем оценить ресурсы, которые можем использовать, чтобы ребенка из этого состояния вывести.

U-mama: У подростков картина поведения при депрессии меняется?

И.С.: Да, у подростков картина меняется, даже у детей 11-12 лет, в предподростковый период. Потому что в теле происходят определенные изменения гормональные, физиологические. И зачастую эти изменения пугают самого подростка, и они пугают его родителей. Тело растет и меняется, механизмы регуляции еще не отлажены, и у подростка может быть депрессия, связанная с этими моментами. Во-первых, с восприятием собственного тела, во-вторых, с общением. В этом возрасте ребенок уже вырывается из-под крыла матери. У него сменяются авторитеты. Если раньше это были мама, папа, учительница, то теперь он открывается миру, социуму, своим сверстникам и начинает сравнивать себя с другими. Активно идет формирование Я, формирование психологических защит, и этот период сложен для самих детей и для их родителей. Родители понимают, что с ребенком что-то происходит, в то же время они очень сильно пугаются этого, пугаются определенных тем сексуальности, агрессии, наркотических веществ. Они не могут с ребенком об этом поговорить, испытывают сильную тревогу. И в такой ситуации в подростковом возрасте часто начинаются какие-то самоповреждения, начиная от физических, заканчивая такими проявлениями аутоагрессии, как алкоголизация, наркомания. Нередки зависимости игровая, зависимость от интернета. То есть, подростки находят выход этой энергии, но он не всегда плодотворен. Он может быть удобен для родителей, когда ребенок сидит, закрывшись в комнате за компьютером, но это не всегда здорОво и не всегда правильно. Поэтому, конечно, я рекомендую родителям: если они видят, что с их взрослеющим ребенком что-то не так, — то стоит обратиться к профессионалу.

U-mama: Нужно ли рассказывать ребенку или подростку, что он идет к психологу, и чем он будет с психологом заниматься?

И.С.: Конечно, так же, как и со взрослыми, ребенка не нужно вести к психологу на негативе: С тобой что-то не так! Его нужно мотивировать, рассказать, что психолог помогает нашему развитию, поддерживает наше психическое здоровье, как, например, врач, помогает следить за здоровьем и развитием физическим. И я как медик по первому образованию могу сказать, что работа с психикой обязательно сказывается и на физическом состоянии. Скажем, есть такая категория часто болеющие дети, и их болезни во многом связаны с психическими состояниями. И этому даже есть вполне физиологическое объяснение: в мозге есть область, в которой соединяются три системы нервная, гормональная и иммунная. И когда мы работаем с психикой, то это влияет и на общее состояние организма. Психолог может заниматься раскрытием способностей человека, может помочь понять, чего ребенок хочет и к чему предрасположен, провести профориентацию, наконец. Подросток должен понимать, что его повели к психологу не потому, что он какой-то ущербный и больной, а для того чтобы он был успешным. Нужно, опять же, создать коалицию, потому что сложно работать с ребенком, который сопротивляется. Как правило, когда дети заходят в кабинет, они очень легко здесь ориентируются, им интересно, они ведут себя свободно, кто-то идет в домик, кто-то к песочнице, я им здесь ничего не запрещаю. И контакт наладить удается, может быть, с некоторыми детьми не с первого раза, но все получается.

U-mama: Давайте попробуем ухватить суть депрессии что же это за недуг?

И.С.: Депрессию я могу сравнить с такой женщиной, которая все время меняет маски. Она может маскироваться под любое состояние за тревогой, за ипохондрией может стоять депрессия. Но суть будет одна. Вообще, депрессия это сниженное настроение, когда человек постоянно находится в переживании печали, подавленности, тоски и не видит всей прелести этого мира. Депрессию можно сравнить с погодой, которая стоит у нас в последние дни. Дождливая погода, низкие облака, и они застилают все. Но человек совершенно не подозревает, что в этот момент где-то там за облаками светит солнышко. И когда он обращается к психологу, то мы начинаем вместе искать, где же у него это солнышко и как же этому лучику пробиться. Но, естественно, если уже один лучик пробился, даже в стенах этого кабинета и в рамках того часа, когда мы работаем, человек просто почувствовал и поймал это ощущение, то он это ощущение сохранит. И организм уже на рефлекторном уровне будет искать эти солнечные состояния и вне кабинета психолога. И этот опыт будет постепенно расширяться. И здесь важна поддержка и обратная связь специалиста, который будет сопровождать клиента в поисках выхода из тяжелого состояния.

U-mama: Откуда же берется депрессия, как она возникает?

И.С.: Не на пустом месте, конечно же. Бывает, что человек переносит какое-то потрясение, психотравмирующую ситуацию смерть близкого или расставание с близким человеком, увольнение, переезд и переход в новую школу или детский сад. Природа дает человеку небольшой люфт четыре месяца чтобы человек восстановился, отгоревал о потере. Это физиология мозга, за этот срок человек восстанавливает баланс и возвращается к нормальной жизни. Но учитывая высокий уровень стресса, учитывая то, что люди часто забывают заботиться о себе, часто мы не можем пережить травмирующую ситуацию как следует, наше переживание горя словно прессуется внутри, и психика не может с этим справиться. Все это может вылиться в глубокую депрессию потом, когда какое-то новое стрессовое событие послужит спусковым крючком.

U-mama: Существует теория, что депрессия может возникнуть не только из-за сильного стресса и перегрузки, но и, наоборот, из-за самоизоляции, когда человек отказывается участвовать в жизни социума, отказывается от общения и обмена с миром. Ведь мозг отпускает человеку энергию именно на деятельность, здесь как с материнским молоком: пока есть запрос и действие есть энергия. А если человек не действует то энергии становится все меньше, и он погружается в депрессию. Правда ли это?

И.С.: Да, тут есть доля правды, по аналогии приведу болезнь Альцгеймера: те люди, которые до глубокой старости занимаются чем-то, имеют увлечения, заняты какой-то деятельностью, — они защищены от старческой деменции. Точно так же и с депрессией: человеку необходимо общение, необходимы нагрузки. На одной из конференций психологов я услышала совершенно замечательное мнение одного специалиста из Израиля: самое лучшее лекарство от подавленности и депрессии это люди, это общение с людьми, это встречи, пробежки, эмоциональный обмен с людьми. Ведь между людьми действительно происходит определенный эмоциональный обмен, мы заражаемся эмоциями друг друга, корректируем состояние друг друга. И чем больше человек закрывается, ограничивает свои связи, тем меньше у него обмен и радость от взаимодействия. Но все равно всегда нужно искать какой-то свой личный баланс между радостью и удовольствием от активности, с одной стороны, и стрессовой нагрузкой, с которой все равно связана всякая деятельность и взаимодействие, с другой стороны. Этот баланс очень сложно найти и сложно удержать, но это возможно.

U-mama: Вот здесь мы вплотную подходим к вопросу, как не допустить возникновения и развития депрессии, как избежать ее даже осенью?

И.С.: Как профилактировать депрессию? Это многогранный вопрос, на самом деле. Важно, как я уже сказала, общение и взаимодействие с другими людьми, важна продуктивная деятельность. Важно поддерживать здоровье на хорошем уровне и избавляться от вредных зависимостей. И еще важно нахождение осмысленности в своей жизни, даже какой-то миссии. И этот поиск осмысленных дел, которые приносят радость и самоуважение, он ведется все-таки, в первую очередь, не вовне, а внутри.

Вопросы с форума

У ребёнка 7 лет может быть депрессия? Детсад окончил, в школу пошел. Постоянно руки во рту-ногти грызет. Или это неврозоподобное состояние? Как лечить, к кому бежать? Это будет работа специалиста с родителями или уже с самим ребёнком (у детсадовцев, знаю, вся работа психолога идёт только через родителей, с самим ребёнком, в силу его возраста, не работает специалист)?

Во-первых, я хочу поблагодарить всех, кто задавал вопросы, мне было очень интересно и приятно отвечать на них. Надеюсь, я смогу помочь своими ответами. По описанной ситуации: да, дети, несомненно, могут испытывать депрессивные переживания, но, в отличие от взрослых, они не могут выразить это словами. И накапливая напряжение, они склонны соматизировать переживания, в результате чего появляются заболевания. Судя по описанию случая, это больше похоже на невроз: грызя ногти, ребенок пытается сбросить лишнее напряжение. Психологи работают не только через родителей, есть также школы психотерапии, которые развивают методы работы с детьми вообще с младенческого возраста. Лично я работаю с детьми от четырех лет. И работа с детьми, конечно же, отличается от работы с подростками и взрослыми, с детьми мы используем игровую терапию или тест Роршаха, в результате которого можно определить глубину и причины депрессивного состояния, а также те ресурсы, которые помогают малышу справиться с негативными переживаниями.

Раньше я была очень общительной, прям очень. Даже с незнакомым человеком могла проговорить хоть два часа. Общение мне было нужно. Но 4 года назад умер близкий человек. Горе было, депрессии не было. Но общаться с людьми я перестала. Все вербальные контакты свожу к минимуму. Окружающие меня не узнают, да и меня это пугает: так я скоро совсем одна останусь, без друзей и подруг. Что-то можно с этим сделать?

Здесь нужно разделить два понятия: реакция горя и депрессия. Горе это, как мы уже говорили, нормальная человеческая способность, реакция на смерть близкого или любое другое психотравмирующее событие. И если рассматривать этот процесс с точки зрения нейропсихологии, то на то, чтобы отгоревать, человеку дается четыре месяца. За это время равновесие нейромедиатров и гормонов в головном мозге должно полностью восстановиться, это физиологический процесс. А если этот период растягивается, то, возможно, стоит обратиться за помощью. Ваша ситуация поправима, для этого надо принять решение, обратиться к специалисту и быть готовой к тому, чтобы раскрывать свои переживания, и быть готовой меняться.

У мужа депрессия, как ее вылечить?

Для начала желательно обратиться к специалисту, для того чтобы провести диагностику и определить, депрессия ли это, определить тяжесть депрессии, уровень хронического и ситуационного стресса и те ресурсы, которые было бы можно использовать в борьбе с депрессией.

Как отличить симптомы депрессии от меланхолического темперамента и неврозоподобных состояний?

В интервью я описала три классических симптома депрессии это сниженность настроения, ангедония и заторможенность мыслей (плюс соматические симптомы, которые могут подобно маске покрывать депрессию). По поводу меланхолического характера могу сказать, что в литературе его называют депрессивным типом личности. Это не является паталогией, такие люди склонны к погружению в себя, к интроверсии, к изоляции, они очень чутко воспринимают боль других людей и часто выбирают помогающие профессии. И если человек научился жить с таким типом личности, то это будет его отличительной особенностью. Часто им нужна поддержка психолога или коуча. А неврозоподобные состояния это понятие из немного другой категории, они могут протекать без проявлений депрессии, они имеют немного другую природу, но иногда могут вызывать депрессию как вторичный симптом, как реакцию человека на свое неврозоподобное состояние, когда он чувствует, что с ним что-то не так.

Вопрос немного не по теме, но, думаю, актуальным сейчас будет для многих мам. Адаптация и стресс от начавшейся школы/сада. Поделитесь, как минимизировать последствия, не довести ребенка до стойкого неприятия этих учреждений. На что обратить внимание, какие могут быть тревожные звоночки, когда стоит обратиться за помощью к специалисту? С какого возраста есть смысл вести ребенка к психологу?

Я считаю, что стресс от смены обстановки для ребенка колоссален, потому что это новый коллектив, там много информации, которую необходимо усвоить, это требования, которым необходимо соответствовать, это очень интенсивные нагрузки (кружки, секции, дополнительные занятия). Обращаться за помощью здесь стоит в случае таких состояний, как тики, энурез, ночные страхи, кошмары, замкнутость, капризность, вспышки гнева, гиперактивность, которых ранее не наблюдалось. Также это могут быть частые простудные заболевания как признак срыва адаптации или обострение хронических заболеваний. Это могут быть частые травмы у ребенка. Все это может говорить о том, что ребенок переживает повышенный уровень ситуационного стресса, и таким образом ищет, как снять напряжение. И это может стать причиной обращения к психологу. Вообще, если ваше материнское сердце неспокойно, и вы чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, то лучше обратиться к специалисту. Последствия можно минимизировать с помощью занятий с психологом, чтобы ребенок мог в кабинете психолога отыгрывать свои переживания, выплескивать свою тревогу и учиться эффективно справляться со стрессом. Я работаю с детьми с четырех лет.

Резкие перепады настроения, то большое желание что-то делать, новые идеи, через некоторое время (на другой день) резкий спад, наступает уныние, пассивность. Это депрессия?

Данное состояние больше похоже на проявление так называемой циклотимии. Это термин, который обозначает перепады настроения. От депрессии, когда состояние очень тягостное для организма, психика пытается защититься и переходит в режим неэкономного расходования энергии. И тогда у человека наблюдается приподнятое настроение, повышенная работоспособность, сверхпродуктивность, гиперсексуальность. К сожалению, организм не может долго находиться в таком состоянии неэкономного использования энергии, и эта батарейка очень быстро истощается, и человек впадает в депрессивное состояние. И это похоже на замкнутый круг, помочь разобраться и найти выход может консультация специалиста.

С рождением ребенка потеряла всех друзей… Отдалились друг от друга и сейчас не общаемся. Меня мучает чувство одиночества, ненужности, еще и 30 лет исполнилось, очень переживаю, что совсем никому не нужна( Боюсь, что уже началась депрессия, т.к. руки опустились, и все чаще хочется просто забить на все и существовать в своем панцире, не замечая, как жизнь проходит… Есть муж, но любви нет, привычка… Он очень пассивный во всем, плывет по течению. Я очень общительная, веселая в общении, стараюсь, чтобы со мной было комфортно и интересно, умею слушать, поддержать, мне безумно не хватает друзей, событий… Почему так? Меня просто преследует это чувство вечного одиночества, неужели это навсегда?( Человек я творческий, эмоциональный…

Судя по описанию вашего состояния, возможно, у вас есть склонность к депрессии, но есть небольшая неточность: в вашем письме читается безнадежность и пессимизм, но в жизни всегда есть место радости и надежде, тем более если такие качества, как жизнерадостность и жизнелюбие были вам присущи изначально. В практике есть масса случаев, когда прохождение через тяжелую депрессию было для человека новым этапом в жизни, началом нового рождения. И ваше тягостное состояние оно, конечно же, не навсегда. Но для преодоления этого состояния, для облегчения ваших страданий, я бы порекомендовала вам обратиться за помощью к специалисту. Таким образом вы проявите заботу о себе и постепенно заметите, как ваша жизнь будет меняться к лучшему. Вы говорите, что умеете слушать и поддерживать других, но вам нужно научиться заботиться о себе. Я подразумеваю не ту заботу, которая производится в салонах красоты и модных магазинах, а ту заботу, которой требует наша душа, наше эмоциональное состояние.

Ребенку 7 лет. Смена настроения, плаксивость, пессимизм, были нервные тики, назначен антидепрессант, пьем месяц, настроение лучше, спокойнее, веселее, у меня дикий страх, что будет, когда отменим таблетки (пить их полгода), все вернется. И с чем все это связано? Может, в больницу лечь? Это на всю жизнь? С детства была истеричной, периодами не совсем адекватной, ревела и не слышала, что я говорила, и психовала из-за всего, тики начались в садике — это к вопросу о стрессе при поступлении в первый класс.

Для начала вам нужно успокоиться и не паниковать. Давайте разберем по порядку. У ребенка со времени детского сада отмечалась гипервозбудимость. Это может быть конституциональной особенностью, связанной с особенностями нервной системы ребенка. А вот появление симптомов тиков, истерик — говорит о том, что психика не совсем справляется с напряжением и пытается сбросить его различными способами. Естественно, что поступление в школу и изменение нагрузок может усугубить данное состояние. Вам следует принимать терапию, которую назначил доктор, и вы также можете обратиться к специалисту-психологу, чтобы дополнить медикаментозную терапию психологической помощью, которая позволит ребенку прорабатывать свои переживания, а не просто заглушать их. Тогда и отмена препаратов по завершении курса пройдет мягко, и удастся избежать рикошета — возвращения симптомов. Думаю, что с такой радикальной мерой, как решение лечь в больницу, торопиться не стоит. Я не могу сказать, как долго может продолжаться данное состояние, тем более дать прогноз на жизнь, у детей очень гибкая психика и очень много скрытых ресурсов, которые можно использовать, конечно, если правильно с ними работать.

Часто используется в обиходе понятие послеродовая депрессия. Насколько я понимаю, состояние депрессии обусловлено гормонами, химией мозга, поэтому послеродовая депрессия может и сама пойти при изменении гормонального фона? А насколько вероятно, что рождение ребенка может, наоборот, вывести из депрессии — именно гормональной встряской? Я недавно родила третьего ребенка, и, в общем, довольно спокойно мы к этому пришли, без истерик и дикой эйфории. В бытовом плане жизнь совсем превратилась в дурдом, но — парадокс! — до беременности я всерьез начала подозревать у себя депрессию (тест на форуме Русмедсервера выдал мне средне выраженный уровень депрессии, как-то так), а сейчас, казалось бы, должна вообще валиться с ног, но я стала, наоборот, лучше, бодрее и позитивнее себя чувствовать. Все-таки это гормональная перезагрузка или все дело в том, что я просто изнывала от невостребованности, а сейчас нашла, чем себя плотно занять?

Да, действительно, в период беременности и родов в организме женщины происходит ряд гормональных и физиологических изменений, которые могут сказаться и на психическом состоянии, причем не в лучшую сторону. Это может быть и послеродовая депрессия, когда необходима помощь и сопровождение специалиста. Если отмечается повышенное настроение, возбудимость и хаотическая деятельность, чувство эйфории, нарушение сна, то это может быть тревожный звоночек, данное гипоманиакальное состояние может покрывать среднюю или тяжелую депрессию. И в любой момент этот маятник может перейти на другой полюс. Я рада, что люди интересуются данной темой, но, к сожалению, опросники, которые используются в широком доступе в интернете, — малоинформативны, они не дают человеку полную информацию о том, что с ним происходит, что с этим состоянием делать и какие ресурсы есть у человека для выхода из депрессии. И для выхода из этого состояния нужен квалифицированный специалист.

Сколько, в среднем, консультаций специалиста необходимо для выведения из состояния депрессии человека? И к какому, вообще, специалисту обращаться? В чем отличие психолога, психоаналитика и психотерапевта?

Все зависит от глубины депрессии и ресурса самого человека. Если в начале терапии была пройдена психодиагностика тест Роршаха то это ускоряет работу, потому что позволяет специалисту оценить уровень функционирования личности, тип психологических защит и наиболее слабые места. И это позволяет специалисту выбрать оптимальный подход в работе. Грубо говоря, если бы это была работа по сессиям, то 5-10 сессий ушло бы на рассказы о себе, а психодиагностика помогает увидеть ассоциативные реакции человека на стимульный материал без каких бы то ни было психических защит. И все зависит от вашего желания. За одну встречу я могу лишь познакомиться с человеком, выслушать проблему и, возможно, высказать свое мнение и пришедшие мне на ум пробные интерпретации. А если вы желаете более глубоко разобраться в своих проблемах, то понадобится значительно больше времени, но это повлечет за собой более стойкий эффект и более глобальные изменения в жизни. И если человек, выйдя из депрессии, принимает решение, что он хочет и далее то работа принимает характер коучинга, то есть, сопровождения.

Подскажите, пожалуйста, поможет ли психолог, если есть состояние апатии, раздражительности, тревожности, связанное с височной эпилепсией? Во время приема препаратов и прохождения неврологического лечения эти симптомы уменьшаются.

Эпилепсия это психоневрологическое заболевание, которое имеет под собой органические причины, и я готова работать с данным состоянием, но только при том условии, что параллельно клиент будет принимать ту терапию, которая прописана лечащим врачом. Обращение к психологу также целесообразно, потому что данное заболевание имеет влияние не только на головной мозг, но оно имеет определенные психические симптомы. И чтобы лучше совладать с ними не только медикаментозно, без ущерба для отношений, для своей профессиональной деятельности, работа с психологом будет целесообразна. Психолог может помочь.

Посоветуйте, как бороться с таким состоянием? После рождения ребенка я стала зациклена на своем здоровье и здоровье своих близких. Я по каждой ерунде бегу к врачу платному. Денег у нас немного, и это наносит ущерб семейному бюджету. Темы про онкологию вообще без слез не могу читать. Я всю себя и ребенка обследовала. Тут у мамы появилась шишка на ноге, я кучу информации прочитала, наревелась. Нашла, куда ей обратиться. В итоге она у нее через неделю прошла. Я стала просто помешена на здоровье. На этом форуме мой часто открываемый раздел -это здоровье. И самое интересное, что болячки ко мне стали притягиваться, раньше я вообще не заморачивалась и жила легко. Сейчас у меня постоянная депрессия, я только и думаю, что бы проверить и как это лечить. Сколько я хожу по врачам и читаю информации о болезнях, мне кажется я сама скоро смогу лечить. Как мне выйти из этого состояния и почувствовать себя здоровой?

Это, конечно же, может быть симптомом депрессии, и довольно тяжелым симптомом. Ипохондрия, когда человек постоянно боится за свое здоровье и здоровье близких, постоянно ходит по врачам и ищет у себя какое-нибудь опасное заболевание, обследуется это тоже один из маячков, сигналящих о депрессии. Когда идет чрезмерная вовлеченность в эту идею болезни, и человек просто неспособен спокойно жить, радоваться, любить, играть с детьми. Я думаю, с этим следует разобраться, обратиться к специалисту, посмотреть, где же причины всего этого.

Расстройство социальной адаптации и депрессию возможно вылечить без медикаментов и госпитализации? Три психиатра поставили одинаковый диагноз, но таблеток боюсь.

Я в данный момент не могу сказать, можно ли обойтись без препаратов. Мне нужно видеть конкретного человека, конкретные заключения и знать, какие препараты назначались. Возможны параллельные процессы: прием препаратов, назначенных психиатром, и работа с психологом.

Ребенку 12 лет, гиперактивность, во всем ищет отрицание: не умею, не буду и т.д., истеричен, если даже все спокойно, все-равно ищет конфликт, провоцирует, вроде все понимает, но говорит, что не может себя контролировать. Когда уже заходит за рамки, бежим к неврологу, тот отправляет к психологу, тот в свою очередь, обратно к неврологу. в результате составляются медикаментозные программы на полгода, но пользы от них нет. Может, есть у нас в городе психоневрологи и другие системы выхода из такого состояния (не шаблонные), замучились мы…

Это, к сожалению, довольно частая ситуация, когда пациента, как футбольный мячик, перекидывают от одного специалиста к другому. Я могла бы взять такого клиента в работу, но только при условии, что будут выполняться рекомендации невролога, и я как психолог с первым медицинским образованием готова работать с таким клиентом. Вообще, я прошу, чтобы люди, которые были у других специалистов психиатров, неврологов на консультацию приносили заключение. То есть, стараюсь смотреть не на болезнь, а на больного, лечить не один какой-то симптом, а воспринимать человека как целое.


Вы можете обратиться к Савран Ирине Сергеевне с вашими вопросами:

Тел.: 8 (912) 218-88-93

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: