Еще раз о трудностях обучения в школе

Трудности обучения в школе являются одной из наиболее популярных тем для обсуждения на “родительских” сайтах. Не только родители, но и специалисты различных областей обращают внимание на то, что с каждым годом становится все больше детей, для которых школа является источником ежедневных неприятных переживаний. Извечный вопрос “Что делать?” приобретает в этой ситуации особую актуальность, поскольку дети проводят в школе значительную часть своего времени.

Учебный процесс – это сложное взаимодействие различных факторов, каждый из которых вносит свой вклад в проблему под названием “трудности обучения”. Мы можем критиковать учителей за то, что они слишком молоды (или слишком стары), учебную программу, которая кажется нам чересчур сложной, или всю систему школьного образования в целом, однако решение этих вопросов выходит за пределы наших родительских компетенций. Можно, конечно, поменять учителей и программу, переведя ребенка в другую школу, но эта мера, как правило, не дает желаемого результата, а сама ситуация перевода является сильным стрессом для большинства детей. Тем не менее мы, как родители, можем предпринять вполне разумные действия для того, чтобы естественные трудности, возникающие с началом школьного обучения, не превратились в трудноразрешимые проблемы.

Филиппок или Михайло Ломоносов?

С приближением момента поступления в школу перед многими родителями встает дилемма: “отдать” ребенка в школу пораньше (до 7 лет) или подождать еще годик. В школах с “повышенным образовательным уровнем” на этот вопрос отвечают однозначно: не исполнилось ребенку на сентябрь текущего года семь лет – милости просим на следующий год. Недоумение родителей понятно: ребенок буквы и цифры знает, физически развит, чем не первоклассник?

Дело в том, что одним из важных условий эффективного обучения в традиционной школе является то, что психологи называют произвольностью (или произвольной саморегуляцией). Наши первоклассники (в отличие, например, от своих европейских сверстников), приходя в школу, должны усвоить требования школьной дисциплины – не вставать из-за парты без разрешения учителя в течение всего урока, не разговаривать друг с другом во время урока, не отвлекаться от объяснений учителя и т.д. То есть ребенок должен уметь подчинять свои действия внешним требованиям, даже если ему в этот момент хочется чего-то другого. Развитие произвольности проявляется и в умении сосредоточиться на выполнении задания, заставить себя запомнить правило, направить свое мышление на решение задачи. Без этого ребенку трудно будет освоить навыки письма, чтения, счета.

За волевую регуляцию отвечают лобные доли головного мозга, которые развиваются по мере взросления ребенка. Большинство исследователей считают, что развитие произвольности продолжается в течение всего младшего школьного возраста. Об этом нужно помнить, принимая решение о начале обучения ребенка в школе. Конечно, если вы недооцените ребенка с точки зрения его способности к саморегуляции, катастрофы не произойдет. Но у вас могут возникнуть трудности, связанные с необходимостью постоянно контролировать выполнение ребенком домашнего задания: во-первых, потому что он не все будет усваивать на уроке (ему сложно управлять своим вниманием), во-вторых, потому что его волевых усилий будет недостаточно для того, чтобы предпочесть выполнение уроков более интересной игре.

Если вы хотите получить объективное заключение о психологической готовности вашего ребенка к школе (а произвольность является одним из компонентов этой готовности), то лучше всего обратиться с таким запросом к психологу, тем более, что определить уровень развития произвольности “на глазок” достаточно сложно. Для диагностики школьной готовности разработаны специальные комплексы тестов.

Если же вы больше доверяете себе, то здесь лучше придерживаться совета “торопиться не надо”. В конце концов, М.В. Ломоносов, “опоздавший” по современным меркам с началом учебы на 13 лет, стал ученым с мировым именем, а вот научные достижения Филиппка нам не известны.

Зарядка для ума

Упрямая статистика свидетельствует о том, что показатели психического и соматического здоровья детей в последнее время снижаются. Современные медики и психологи отмечают, что происходят изменения представлений о норме и ее нижней границе. Одним из следствий такого изменения является увеличение количества детей, состояние которых по медицинской карте определяется как соответствующее норме (то есть дети “здоровы” по объективным клиническим показателям), тем не менее, им трудно учиться в школе: они чересчур активны, легко отвлекаются, либо слишком вялые, с повышенной утомляемостью. Такие дети довольно быстро попадают в разряд “ленивых”, “бестолковых”, “гиперактивных”. Если эта ситуация Вам знакома, а все прилагаемые усилия так и не привели к улучшению успеваемости и поведения ребенка, это значит, что пора обратиться за помощью к нейропсихологу.

Одной из практических сфер нейропсихологии является нейрокоррекция. Почему вообще возникает необходимость в коррекции (исправлении)? В детстве процесс развития идет очень интенсивно, при этом отдельные психические функции могут развиваться быстрее, другие – медленнее. У многих детей эти несоответствия компенсируются благодаря работе специальных нейробиологических механизмов. Однако эти механизмы не всегда могут работать эффективно, и проявляется это в первую очередь именно в учебной деятельности, поскольку здесь особенно требуется согласование восприятия, внимания, памяти, мышления.

Нейрокоррекция – процесс длительный и требующий усилий, как от ребенка, так и от родителей. Как правило, нейрокоррекционная программа включает много двигательных упражнений. На первый взгляд это может показаться странным. Но, если задуматься, повторение сложного движения требует не меньше умственных усилий, чем решение арифметической задачи: нужно сконцентрировать внимание на действиях взрослого, проанализировать и запомнить движение, направить волевые усилия на его повторение. Так что такая тренировка является отличной “зарядкой для ума”, стимулирующей все психические процессы и способствующей гармонизации психической деятельности. Постепенно упражнения двигательной коррекции дополняются традиционными методами, непосредственно направленными на развитие памяти, внимания, мышления, воображения. Очень важным условием эффективности нейрокоррекционной программы является регулярность занятий, поэтому нужно сразу настроиться на необходимость повторения рекомендуемых нейропсихологом упражнений с ребенком дома.

Для того чтобы время, силы и деньги не были потрачены впустую, необходимо, чтобы с вашим ребенком работал квалифицированный специалист. Важными составляющими квалификации в данном случае являются психологическое образование, подтверждение квалификации в области нейропсихологии и опыт работы с нейрокоррекционными методами.

Светлана Крылова,

кандидат психологических наук, психолог

Центра развития детей и подростков

«Тинейджер Лидер Класс»

«Зарядка для ума» — программа для ребят 6-7 лет. Развитие памяти и внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы через формирование внешней и внутренней координации. В программе используются различные нейропсихологические упражнения и творческие задания.

«Развитие памяти и внимания» — программа существует в 2 вариантах: для ребят 8-12 лет и детско-родительская программа (ребята 7-10 лет и родители). Расширение возможностей собственной памяти, развитие внимания, овладение методами и техниками запоминания для лучшей учебы в школе. Как эффективнее запоминать слова, стихи, тексты, цифры. Программа, которая позволяет научить детей учиться.

Подробнее об этих и других программах Вы можете узнать в Центре Развития детей и подростков

«Тинейджер Лидер Класс»

356-56-22, 8 922 133 71 69 (Хохрякова, 72)

251-52-40, 8 95 272 95 217 (Татищева, 98)

http://www.tlklass.ru/

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: