Волшебная сказка в одном действии, продолжительность 1 час, для детей от 3 лет.
Адрес: ул.Тургенева, дом 20,
Тел.: 359-80-22 (возможно бронирование билетов)
Время: спектакль идет 1 раз в месяц, всегда в субботу или воскресенье, в 11:00 и 13:00
Стоимость билетов: 150 руб. – как детского, так и взрослого.
У нас с сыном случился интересный опыт. В сезон новогодних колядок мы посмотрели в Коляда-театре детский спектакль «Финист, ясный сокол», — и так представление понравилось мальчику, что он захотел прийти смотреть его еще раз. И это после всех воплей возмущения и плевков от чтения сказки-оригинала! Через месяц мы вместе с друзьями явились в Коляда-театр снова, устроились на стульчиках перед сценой – и вот тут-то началось интересное.
Карнавальная прихожая
Но перед тем мы оказались в фойе театра. Впервые пришли на спектакль заблаговременно, и потому целых полчаса могли неспешно переодеваться и глазеть по сторонам. А поглядеть здесь есть на что: тучи разных и разнообразных вещей, которые словно сбежались в это приютное место из прошлого. Они громоздятся друг на друга, напоминая о былых временах и порядках, и ты чувствуешь себя то ли в археологической лаборатории, то ли на чердаке дома-старожила. А еще все это пространство напоминает мне детский «штаб», в который любовно стащены милые сердцу драгоценности – и если вспомнить о взрослых спектаклях Коляды, которые не обходятся без пачканья, скорченных рож и других примочек из детского и одновременно шутовского арсенала, то сходство с ребячьим штабом только усиливается.
Здесь и огромный тяжелый глобус («Помогите мне повернуть мир!»), и куклы, глядящие на вас отовсюду, старинный шкаф, стулья с накидками, лосиная голова, кружевные салфеточки всех мастей, таблички типа «Столик занят» и «Правление колхоза». И вот глаз хищно носится по пространству, выхватывая островки интересностей, перебегая от одного предмета к другому – совершенно беспорядочно, но с особым непринужденным удовольствием. В общем, очень населенная среда, живая и активная, похожая на дышащий лес с кикиморами и водяными.
Притомившись бродить по этому «лесу», можно осесть перед телевизором со старыми советскими мультами, придвинуться к самовару и выпить чаю с печеньем. А там, глядишь, и на спектакль пригласят.
В одну реку не войти дважды
В спектакле «Финист ясный сокол» персонажей немного: отец да две дочери, Финист, старик, Тень-царица и Кикимора с Лешим. Еще страшная, но добрая Баба-Яга – одна малышка испугалась ее до слез, маме с дочкой пришлось ретироваться из зала до лучших времен. Так вот, когда мы смотрели «Финиста» на новогодней неделе, то первой на сцену, танцуя и напевая, выскочила «сестра Людмила» с пудреницей (а был это переодетый долговязый парень с париковыми косицами) и закричала в зал: «Я красивая! Красивая?» — «Дааа! Нееет! Некрасивая!» — понеслись со стульчиков детские голоса. «Нет, красивая!» — возмутился Людмил, — «Некрасивая!» — усердствовали дети, но Людмил ушел к зеркалу пудриться. За ним на сцену-комнату вышли главная героиня Марьюшка и их общий Батюшка, начались разговоры, чаепитие…
Но на этот раз… Мы устроились в своем втором ряду (кстати верхние последние ряды мне понравились больше – с них открывается более ясная и полная картина), приготовились встречать знакомого «Людмила». А пред наши очи под музыку выбежала, напевая и пританцовывая, какая-то незнакомая девушка. «Я красивая? Ой, красивая!» — ворковала она. Зал молчал. Мы с сыной переглянулись и снова уставились на сцену. Появился Батюшка – тоже другой. И Марьюшка – кажется, та же, но в другом наряде. Совершенно сбитые с толку, мы слушали знакомый текст с новыми интонациями, ловили со сцены другие энергии. Ведь одно дело, когда перед вами двое мужчин (один из которых переодет в девицу) и одна девушка – у них организуется эдакая веселая и устойчивая ироническая игра. И совсем другое дело, когда девушек две и с ними – их Батюшка, тогда действо кажется более настоящим и тягучим. И гораздо страшнее выглядели злодейские ножи, которыми Людмила отваживала суженого своей сестры, в женских руках. Такое жуткое девичье коварство затрагивало душу и возмущало гораздо сильнее во второй раз.
Финист тоже оказался иным. Но Марьюшка все так же пустилась на поиски пропавшего жениха, погостила в избушке Бабы-Яги, спасла Лешего и Кикимору. А вот Тень-Царица осталась прежней и по-прежнему злодействовала, но влюбленная пара сбежала от нее.
Мы видели в Коляда-театре три детских спектакля, и каждый раз я замечала в них две особенности. Одна меня радовала, другая смущала. Радовало подчеркнутое отсутствие подавления со стороны родителей и старших помощников: «Батюшка, благослови ты меня искать моего суженого!» — «Да как же я отпущу дочь свою младшую, любимую?.. Но и неволить нельзя! Иди, береги себя, Марьюшка». «Ну, вот я и вернулась, Батюшка!» — «Марьюшка, доченька моя, что ж так долго?» — «Так мне надо было, Батюшка», — «Ну, надо – так надо!» Подавляют, удерживают силой и обманом только злодеи: то Тень-Царица, то Снежная Королева, то вредная Мачеха.
А вот смущал тот момент, что добрые персонажи здесь представлены тотальными бессеребренниками. Им ни-че-го для себя не надо. Вот совсем. Они все силы готовы отдать другим, они не просят для себя подарков, с готовностью отказываясь от предложений: «А мне ничего не надо!» — раз десять за спектакль повторила Марьюшка. Только бы любить Финиста и летать с ним в поднебесье. В сказке все у них сложилось замечательно, во всяком случае, свадьба состоялась, а дальше нам не показывали. В жизни же, как нас учат психологи и житейский опыт, неумение брать и принимать дары губительно сказывается на отношениях… Ну, да не будем растекаться мыслью.
Декорации на сцене гармонично продолжали линию прежних комнат театра: старинный комод с зеркальной рамой, сундучищи, самовар и расписная посуда, вышитые скатерти, кружевные салфетки… В промежутках между актами, когда на несколько секунд гас свет и пространство сцены заполнялось водяным паром, в темноте под музыку сновали фигуры, передвигая столы и стулья, укрывая мебель занавесями для следующих сцен, а дети с удовольствием подглядывали за таинственными манипуляциями: «Я видел, здесь кто-то прошел и что-то подвинул!»
Когда же спектакль закончился, мы с детьми вышли на сцену, чтобы рассмотреть декорации и прикоснуться к тому, из чего на наших глазах только что возникала сказка. Мальчишки заметили шебуршение за занавесом: «Там кто-то есть! Выходи!» — и началось заигрывание с актерами через слой ткани. С нашей стороны рычали и вызывали на бой, с той стороны слышался сдавленный хохот и жуткое подвывание. В конце концов занавес приподнялся и на сцену выбралось импровизированное бесформенное Чучело, замотанное в холстину. Чучело помахало лапами, порычало на довольных опешивших детей, расхохоталось и уползло восвояси. Все были страх как довольны!
После спектакля можно уходить, не торопясь. Собираясь, успеваешь погладить театрального кота, подсмотреть, как актеры готовятся к следующему спектаклю и носят через фойе декорации. В Коляда-театре нет четких границ, сюда приходишь не просто смотреть представление, здесь ты оказываешься невольно в преддверии театральной кухни и можешь краем глаза следить за волшебством возникновения сказки из простых «бытовых» вещей. И понимаешь, что делать сказку может каждый. Притом, делать ее можно в любое время и в любом месте.
В третий раз смотреть «Финиста» мы, пожалуй, не пойдем Но если на спектакль отправитесь вы – то может быть, увидите эту сказку в новом небывалом варианте.