Гендерное воспитание или Как вырастить счастливого мальчика? и девочку?

Что за глупость и половое неравенство? скажете вы. Как вырастить счастливого ребенка, человека? вот правильный вопрос! И с одной стороны, это точно так. Но с другой мы живем в таком мире, где за мужчиной и женщиной все еще закреплены разные роли. И дети впитывают это из воздуха. Давайте посмотрим, что такого говорят мальчикам и девочкам и делают с ними, отчего они растут счастливыми и сильными мужчинами, женщинами да и просто людьми.

Почему мы такие разные?

Почему у тебя в комнате такой бардак? Ты же девочка! Дерется, весь дневник исписан замечаниями, настоящий пацан! Что ты ноешь, как девчонка!, — это еще самая вершина айсберга разных фраз, жестов и картинок, которые формируют гендер представление о том, что можно и нужно мальчику/мужчине и отдельно девочке/женщине.

Конечно, мы все понимаем. Мы как любящие родители всей душой за то, чтобы любить ребенка без связи с полом, видеть в нем личность и следовать за его собственными интересами и склонностями. Современный мир нас в этом поддерживает, он тоже считает, что мужчины и женщины одинаково хорошо могут стоять у плиты, руководить бизнесом и заниматься наукой. Время тотального разделения функций прошло, за ношение мужской одежды и мужские замашки хрупкую деву больше никто не назначит ведьмой и не сожжет на костре, как Жанну дАрк. А мужчина Да, он не может родить и кормить грудью, зато может оформить декрет и сидеть с ребенком, если жене больше нравится зарабатывать.

Социологи, психологи, феминистки все говорят о сближении гендеров, наше общество допускает сегодня не только равенство мужчины и женщины, но и обмен ролями. Пусть кто-нибудь попробует высмеять женственного мужчину или отправить на кухню брутальную леди, — он столкнется с желчным непониманием. И все же, мужчины и женщины это по-прежнему два мира, две галактики. Не знаем, что принесет нам далекое будущее, но одно можно сказать точно: для поколения наших детей различие между мужским и женским поведением будет актуально.

Хотя бы потому что в течение тысячелетий и западная, и восточная культуры впитывали традиционную разницу между мужчиной и женщиной, их разные роли и назначения, и аккуратно упаковывали это в образы и архетипы. Король Артур сильный воин и справедливый правитель, никогда не плачет. Женщина-Весна Боттичелли прекрасна, пассивна и вся погружена в себя. И эти образы обладают силой тысячелетней выдержки: сказки, песни, мифы, изобразительное искусство все транслирует именно такую картину, где женщина нежная, любящая муза, защитница домашнего очага, а мужчина сильный и рациональный воин, исследователь и добытчик. Время изменилось, а образы еще нет, и нам сложно этому что-то противопоставить. Пройдут годы, в кино и литературе появятся новые герои, которые будут играть по новым правилам, и они немного вытеснят прекрасное старье.

А пока нам предстоит увлекательное занятие научить своих детей сидеть на двух стульях, чтобы хорошо адаптироваться к обществу и брать от жизни все. С одной стороны, дети должны спокойно и с уважением относиться к разнице между мужскими и женскими правилами. Но с другой стороны, должны видеть за девочками и мальчиками реальных людей с их сильными и слабыми сторонами и относиться к ним (и к себе!) прежде всего по-человечески, уклоняясь от девичьих или пацанских манипуляций.

Мальчик и девочка под микроскопом

Конечно, мальчишки отличаются от девочек уже в самом нежном возрасте, — это подтвердит любая мама, детский психолог или педиатр. Мальчики рождаются, в среднем, крупнее, да и потом опережают девочек в росте и весе. Исследования нейропсихологов показывают, что траектории развития мозга у мальчиков и девочек не совпадают. И неясно, чем это вызвано в большей мере биологической программой или поведением родителей, которые с первых дней жизни уже по-разному относятся к младенцам-мальчикам и малышкам-девочкам, вынуждая детей по-разному приспосабливаться к этому миру.

Наблюдения показывают, что девочек с самого рождения чаще берут на руки, больше и нежнее утешают, а с мальчиками родители обращаются немного по-спартански. Уже к ползунковому возрасту разница в поведении малышей и малышек становится, в среднем, заметна. В одном из экспериментов ползунков сажали в отдалении от мамы, между мамой и ребенком был небольшой барьер, мальчики ползли вперед, доползали до барьера и, в основном, начинали штурмовать или обходить его, чтобы пробиться к маме. Девочки же чаще добирались до барьера и садились перед ним плакать, чтобы мама пришла и спасла.

К ходячему возрасту разница становится еще ощутимее: мальчику требуется больше пространства для игр, он исследует разные комнаты и углы, всю детскую площадку и штурмует третье измерение, девочки же могут компактно играть в уголочке и дольше возиться с предметами. Мальчики более рисковые, активные, шумные, им бывает сложно сосредоточиться на кропотливом занятии. Девочки более чувствительны, настроены на контакт и общение, они легче адаптируются к новым условиям (и к детскому саду тоже), распорядку дня, им проще завоевать любовь и симпатию. Именно поэтому девочки становятся хорошими хранительницами домашнего очага, а мальчики руководителями компаний и изобретателями.

Но только представьте: если бы в нашем мире храбрость и воля считались важными женскими качествами, тогда родители беспокойно тормошили бы дочку, засевшую в уголке: Вставай, пойдем побегаем! Догоним вон ту кошку, а смотри, какая машина! — и девочка день за днем становилась бы активнее. Ведь мы порой сами не замечаем, как формируем качества ребенка с первых дней жизни только из-за его пола. Мальчиков реже берут на руки, больше стимулируют самостоятельность и инициативу и почти не развивают удобную усидчивость. Ладно! говорят мальчики. Мы все узнаем и сделаем сами, берегитесь. Девочек больше милуют и нежат, не слишком поощряют их к активности, и девочки знают, что с людьми всегда можно договориться, улыбнуться, поплакать, топнуть ножкой, раз это помогает в жизни, и далеко ходить не надо.

Последние исследования психологов и нейрологов говорят, что в норме любой навык развивается тренировкой. Малыша любого пола можно научить эмоциональному общению и чуткости если мы с готовностью откликаемся на его сигналы и сами чутки к нему, активности и смелости если мы помогаем ему радостно исследовать новые горизонты и преодолевать преграды, кропотливому труду если мы будем вместе с удовольствием копошиться с мелкими предметами, рисованием или лепкой. Главное найти такие занятия, чтобы ребенок погружался в них с головой хоть на пять минут и получал радость.

Программируем на мальчиковость и девочковость

Большую часть времени мы программируем сыновей и дочек на мужское и женское поведение без слов и даже без намерений мимоходом, не осознавая и совершенно не придавая значения. Мы покупаем девочкам платьица, кукол и посудку, а мальчикам штаны покрепче, машинку и беговел. Мы нежно расчесываем дочкины локоны и вплетаем ленточки в прическу, а мальчиков стрижем под супергероя и надеваем кепку. Девочки идут с мамой в гости на девичник, мальчики с папой меняют колеса машине. Еще дети слушают сказки и смотрят мультики, в которых женские героини прекрасны и нежны, как цветок, а мужские герои на адреналине сражаются с чудовищами.

Но наступает время, когда родители волей-неволей начинают рассказывать детям, что значит быть мальчиком или девочкой. Транслируют те самые навязшие стереотипы, многие из которых вполне разумны и полезны, если не доводить до абсурда и пояснять на примерах.

Девочек нельзя обижать, Девочкам нужно уступать, Мальчики не плачут, Девочка должна вести себя красиво, Мальчики не играют в кукол, а девочки не бегают с автоматом.

Почему эти установки могут быть вредны?

Потому что если взрослый раз за разом произносит их в виде императивного слогана, без разумной расшифровки, то ребенок запоминает это и в дальнейшем даже во взрослой жизни! может привычно следовать правилу без учета обстоятельств. И это заводит его в дебри сложных отношений, насилия над собой и нечестных манипуляций. Приберись, ты же девочка! — практически, равно: Девочки должны всегда прибираться, если ты не держишь свое место в чистоте то ты плохая девочка, — и далее страх, тревога, фрустрация, потеря воли к победе. Еще это как будто подразумевает, что вот мальчику можно жить в беспорядке, а девочка вырастет и покорно будет прибирать дом за мужем и домочадцами, глотая обиду и не решаясь привлечь их к уборке, ведь девочка-то здесь она! Да, в нашей культуре женщины чаще и с бОльшим удовольствием наводят чистоту и красоту, но будет лучше, если девочке об этом расскажут по-доброму и подробнее, чем одной программной фразой с маркером тыжедевочка. Поэтому, если вы поймали себя на повторении вслух правила про мальчиков или девочек или услышали его от воспитателя, учителя, бабушки, от самой детки, — то хорошо бы вместе с ребенком разобрать эту фразу по косточкам и тем самым облегчить ему дальнейшую жизнь. Потому что иначе программные фразы могут быть поняты самым неудобным образом как девочками, так и мальчиками — ведь эти правила действуют в обе стороны:

Девочек нельзя обижать = Если ты мальчик, то разрешать девочкам нужно все, чего они хотят, иначе ты их обидишь, ни одна девочка/женщина в радиусе 50 метров не должна страдать, иначе ты не мальчик или очень плохой мальчик. Если ты девочка обидься, и так добьешься своего.

Девочкам нужно уступать = Если девочка хочет, отдай ей все: красивый камушек, очередь в игре, интересный проект на работе, жилплощадь, ползарплаты. Если ты девочка тяни из мужчины все, что тебе нужно, он должен уступить или погибнуть от стыда.

Мальчики не плачут = Мальчики это такие железные сверхлюди, они умеют легко справляться с болью и проблемами, без слез и переживаний, а если ты так не умеешь ты недомальчик и плохой мужчина. Если же ты девочка и твой мальчик плачет брось его, он хлюпик.

Поэтому ребенку нужно не просто гипнотически бубнить: Причешись, ты же девочка, — но и объяснять по-человечески, не воздевая палец к небу, почему же это так. Правда, для начала об этом придется подумать самим и найти простые честные слова, без ханжеского налета. Это не займет много времени, зато после пары-тройки повторений гармонично и гуманно уляжется в голове ребенка и будет направлять его поведение (хотя бы до тех пор, пока он не решит пересмотреть это в сознательном возрасте). И помните: если с ребенком на темы девочек и мальчиков не поговорите вы за вас это обязательно сделает общество. Как? об этом вы можете узнать только спустя много лет, наблюдая за выросшим ребенком, который набивает шишки.

Почему от этих установок есть польза?

Потому что ребенок должен познакомиться с одобряемыми образцами поведения. Ведь общество будет ждать от него именно этого, и именно в связи с поведением принимать или отталкивать ребенка. Сложно надеяться, что на жизненном пути, начиная от дворовой площадки и детского сада, ребенку встретятся сплошь просветленные и осознанные люди. Скорее всего, это будут самые обычные малыши и взрослые, которые легко поднимут на смех мальчика-плаксу или отстранятся от боевой гром-девицы, и тем самым немного усложнят таким детям общение и развитие в своей группе. Поэтому если у детки есть особенности характера, которые выделяют его на общем фоне девочек или мальчиков, лучше помочь ему как-то это сгладить. Ранимого мальчика хотя бы внешне делать более мужественным (подчеркнуто мальчишечья куртка, занятия айкидо, книжки про героев), а девочку более женственной (в чудесном платьице и с изящными манерами любая хулиганка выглядит очень мило).

Женская и мужская инициация

Чуть раньше или чуть позже ребенок превращается в взрослого. Он не только перерастает родную мать и находит способы заработать деньги он также перестраивается психологически, переходит от инфантилизма к внутренней самостоятельности. В нашем обществе есть одна особенность: девочкам будто разрешается дольше оставаться маленькими, юными существами, не превращаясь во взрослую ответственную женщину, а вот мальчикам взрослеть приходится быстро, резко и четко.

Юная женщина-девочка очаровывает окружающих, по меньшей мере, лет до тридцати, а мальчика начинают шпынять, если он ведет себя как ребенок или как девчонка уже в подростковом возрасте. Наивная игривая девушка для всех приятна и вкусна, ей противопоказано слишком рано взрослеть, становиться серьезной и целеустремленной. А наивный и легкомысленный юноша у окружающих вызывает только настороженность и некоторую брезгливость, разумные родители хоть и принимают его таким, но подталкивают к самостоятельности и ответственности.

И для девочек, и для мальчиков все это несет и плюсы, и минусы. Девушкам удается избежать удара в голову с требованием немедленно повзрослеть, они могут растягивать удовольствие быть маленькой и опекаемой, постепенно переключаться на взрослые уровни, аккуратно перестраиваться, искать себя, а тем временем — ловить восторженные взгляды окружающих и подпитываться этим. Но есть и риск: они могут надолго зависнуть в состоянии юной нимфы, которая хочет только порхать, получать заботу и восхищение и не развить собственные опоры, которые помогут юной деве стать прекрасной взрослой женщиной.

Мальчикам приходится взрослеть и экстренно дозревать в сжатые сроки. Сначала все умиляются бойкому малышу, выполняют его капризы и подыгрывают, а в районе подросткового возраста вдруг начинают грузить требованиями и строить. Мальчик может сопротивляться в гневе или впадать в тихую депрессию, для него это случается слишком неожиданно. Но если его жалеют и лелеют, то в районе совершеннолетия, глядя на сверстников и старших товарищей, юноша вдруг понимает, что выглядит как лузер и с этим жить нельзя, и ему все равно приходится быстро взрослеть. Эта экстренность сопровождается сильным стрессом, взрослеющему мальчику очень нужна поддержка почти как спортсмену. Правда, мальчикам обычно есть с кого брать пример, в отличие от девочек, которые не всегда имеют перед глазами образ взрослой зрелой успешной женщины — в нашем мире обильно культивируется поклонение именно женщине-нимфе.

Между мальчиком, девочкой и человеком

Научить ребенка, с одной стороны, более-менее соответствовать гендерным нормам, а с другой, мыслить самостоятельно и по-человечески не так-то просто, но вполне реально. Для этого не нужно читать ему длинные лекции и готовить презентацию в PDF о мужских и женских социальных ролях. Но если всякий раз, когда речь будет заходить о девичьих или мальчишечьих вещах, вы не пожалеете пяти минут, чтобы честно копнуть чуть глубже в тему и найти простые слова и пояснения, соответствующие возрасту ребенка, — этого будет достаточно, чтобы упорядочить детский опыт и приучить его мыслить критично и человечно. Девочек нельзя обижать. А мальчиков можно? А если девочка сама дерется? А если она обижается, чтобы добиться своего? Мальчик должен терпеть. А если его обидели несправедливо? А если больно, страшно и хочется просить о помощи? А если чего-то Очень Хочется и Нужно? дети охотно обсуждают эти темы, потому что это важно для них.

Хорошую роль в воспитании играет этикет. Он, как ни странно, упрощает жизнь. Если вы заведете в доме пособие по этикету, да и сами будете обучать ребенка правилам поведения, это станет для него хорошей поддержкой. Ведь когда человек на автопилоте красиво выполняет этикетные правила, он не только выглядит изящным, прекрасным и заслуживающим доверия в глазах окружающих, но и во многом понимает условность этих норм. А еще обусловленность откуда правила взялись, как это сложилось исторически, и почему люди ведут себя так. Скажем, почему, когда пара поднимается по лестнице, женщина идет первой, а мужчина вторым? потому что у женщины, например, может быть длинное платье и каблуки, и если она оступится, то сильный мужчина ее поймает. А если она еще и беременна, представляете?

Родители, хотят они этого или нет, все равно будут воспитывать ребенка, имея в виду его пол: мы грузим мальчика ответственностью, а девочку изяществом. Вслед за нами общество навешивает мальчикам силу и лидерство, а девочкам выдает домашний очаг и бусики. И это не так уж плохо! — вредно только слепое вбивание стереотипов. Но стоит отнестись к теме с долей осознанности и при случае обсуждать ее с ребенком и гендерные маяки засияют по-другому, помогая с уважением относиться к мужскому и женскому мирам и уклоняться от специфических гендерных багов и манипуляций.

Фото:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
shkolnikoff.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: