Режиссер Питер Джексон, США, Новая Зеландия. Жанр фэнтези, драма, приключения. Продолжительность 161 мин. Возраст 12+.
Мы шли на российскую премьеру Хоббита-2, подготовленные отзывами заграничных зрителей, — в Европе и Азии прокат стартовал на 4 дня раньше. Отчего-то отзывы не воодушевляли, но пропускать событие никто не собирался (Каждый раз перед Новым годом мы с друзьями ходим вместо бани на Хоббита). И не зря: фильм оказался просто удивительно прекрасен! Прекрасен пробирающе. Я не знаю, в чем секрет: может быть, Джексон и компания с каждым годом все выше растут над собой, может быть, это действие привычного и родного 2D (решено было не мучить нервную систему 3D и IMAX-эффектами), — но после просмотра мы с мужем сели на резную эльфийскую скамью в Алатыре и четверть часа возвращались из реальности камня, металла и дерева в реальность пластика, стекла и гаджетомании.
А во время просмотра я уже к середине фильма вошла в кинематографический транс и чувствовала себя маленькой девочкой, которой рассказывают бесконечно захватывающую и красивую сказку. До самых титров глаза были приклеены к экрану, отвлечься не удавалось ни на секунду, — да и отвлекаться не хотелось совершенно, настолько поглощало зрелище и настолько здорово был соблюден эмоциональный баланс, — ни усталости, ни перевозбуждения, только детское Еще! Не знаю, как теперь ждать третьей части целый год. Придется пока повторить вторую. В общем, если и можно в жизни толкинуться заново, то с помощью Хоббита-2, точно. Я даже стала хотеть, чтобы Джексон взялся за экранизацию Сильмариллиона — самой сложной, эпической книги Толкина об истории мира эльфов, людей, хоббитов и прочих.
Сценарий второй части Хоббита несколько отклоняется от событий повести: добавлены новые персонажи, урезаны некоторые эпизоды. Линия Бильбо сокращена, хоббиту и его переживаниям уделяется меньше внимания, чем в тексте, но я бы не сказала, что сюжет от этого пострадал, — он воспринимается целостно. В общем, работа над сценарием явно велась кропотливая и ответственная. Эмоции фильм проводит самые разные: страх, смех, нежность, отвращение, кое-где можно и слезу пустить. И если в первой части некоторые сцены кажутся затянутыми и недостаточно динамичными, то второй фильм это беспощадный и последовательный экшн. Каждая сцена, даже спокойная и медитативная, превращается в экшн.
Ландшафты привычно завораживают: панорамные съемки пейзажей Новой Зеландии, необычные углы и смены камеры во время передвижений и битв визитная карточка всех фильмов о Кольце Всевластья. Интерьеры проработаны до трогательных мелочей, и эти мелочи как раз создают ощущение огромного и обжитого мира Среднеземья. От залов и коридоров Подгорного Королевства захватывает дух. Дракон показан во всем объеме, проникновенно. Во владениях эльфов Лихолесья лично я бы осталась надолго не в тюремной камере, конечно Вообще, линия эльфов в фильме настолько хороша, так крепко они подкупают своей красотой и организованностью (и непобедимостью, конечно, а также бессмертием, да что говорить) А стыковка эльфийской и гномьей тем бесконечный источник веселья: У вас там гулянка наверху? — Это праздник Света Звезд!..
Не обошлось без тонких любовных историй и даже треугольников с участием старых и новых героев. В фильме важную роль играет боевая эльфийка Тауриэль, которой нет и в помине у Толкина. Также в тексте повести не упоминается Леголас, хотя его появление на экране закономерно. Однако годы идут, и Орландо Блум уже не тот: в Хоббите он куда более тяжеловесен, напряжен и даже пугающ по сравнению с легконогим эльфом из трилогии ВК. Будем считать, что Леголаса, строго по Фрейду, подавляет и фрустрирует отец король лесных эльфов Трандуил. Этот кого хочешь подавит, по правде говоря, очень колоритная фигура.
Бильбо в исполнении Мартина Фримана прекрасен: движение бровью, пальцами, вдох-выдох, — и образ не просто полон, а изобилен. Хоббит знакомый, как родной. А вот майяры Гэндальф и Радагаст оказались не столь живописны, они, скорее, комментировали события своими действиями и словами, исполняя функцию Капитана Очевидности. Гномы хороши, как всегда: веселящая бодрость, здоровый цинизм и решительность.
Очень красива линия людей в озерном городе Эсгароте. Сам город на воде настолько антуражен, что начинаешь чувствовать его сырость и запах рыбы. Бургомистр, сыгранный Стивеном Фраем, — великолепен и противен одновременно, дивный эффект! К лодочнику и его семье сразу проникаешься симпатией. Радостно, что орочьей мерзости во втором фильме отведено значительно меньше места, они просто вплетены в сюжет и уже не так давят своей массой, как в первой части. При этом наконец-то мы встречаемся с Сауроном, хотя бы приблизительно видим его обличье. И никакого Горлума!
Недаром считается, что Хоббит Толкина это сказка, более простой текст, чем трилогия о Кольце Всевластья. Я бы сказала, это сказка для взрослых, которая возвращает в детское состояние, а детям позволяет волшебно познакомиться с непростыми взрослыми темами. И создателям фильма явно удалась ее экранизация.
Еще одна приятная новость: к выходу второй части Хоббита Google выпустил интерактивную карту Среднеземья, . Удачного вам погружения!